Файл: Когнитивные функции Общая психологияЦели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
последовательно, то есть при помощи ассоциаций, связей следов прошлого и впечатлений, полученных из настоящего опыта. Однако данная теория не смогла решить проблему творческого мышления и того, как оно формируется и откуда появляется. Поэтому творческий характер мышления считался врожденной способностью разума, которая не зависит от ассоциаций.
Теория гештальта. Гештальт-психологи оспаривали, что разум можно понимать, как пассивную коллекцию простых идей, объединенных неумолимой работой нескольких «законов ассоциаций». Последователи этой теории работали главным образом в области психологии и изучали, как модели поведения, которые уже были прочно встроены в психику, реорганизуются в соответствующее поведение для выработки решений. Гештальт-теоретики подходили к проблемам психологии мысли с точки зрения восприятия. Успешное мышление предполагает восприятие или понимание структурных и функциональных отношений элементов в контексте проблемы. Чтобы решить проблему, нужно понять «внутренние отношения», которые связывают этот контекст с организованным целым.
Первичным содержанием любой ситуации последователи теории считали гештальты – целостные образования. А само мышление, по их мнению – это выделение главного среди множества второстепенных признаков. Когда мы полностью решаем задачу (порой при помощи так называемого инсайта – озарения), то получаем завершенный гештальт, который «закрывается» и попадает вглубь нашей психики. Эта ситуация остается стабильной до тех пор, пока какой- либо элемент не попадет в новый гештальт, который нужно закрыть. Формируется своеобразный цикл, и он характерен для любых психических процессов. Все, что попадает в наш мозг, остается там навсегда. Гештальт-психологи при помощи экспериментов продемонстрировали различие между продуктивным и непродуктивным мышлением. Продуктивное мышление – такое, при котором задача реструктурируется и может быть решена по-новому. Непродуктивное мышление – такое, при котором решение новой задачи основывается на прошлом опыте.
Бихевиористская теория. Современный бихевиоризм определяет мышление как форму приспособления к новым условиям. Поэтому если организм переживает проблемную ситуацию (или получает задачу), то пытается приспособиться к ней – то есть решает задачу. Психологи-бихевиористы представляют мышление как совокупность сложных цепей внутренних речевых навыков, формирующихся по схеме «стимул – реакция». Бихевиоризм критиковался все время своего существования. Изначально его адепты ограничивались описанием отношения стимула и наблюдаемого поведения. А все, что скрыто, их обычно не интересовало.
В необихевиористской теории начали говорить и о некоторых качественных особенностях мышления человека. Но основной подход не изменился, необихевиористы все равно считают мышление процессом приспособления к условиям внешней среды, что реализуется в переборе решений методом проб и ошибок или отбором приспособительных реакций.
Теория когнитивного развития. Ее основателем является Жан Пиаже. Он считал, что возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде. Ребенок в процессе развития получает свои представления о мире в виде так называемых схем. Эти схемы помещаются в память и могут быть извлечены в любой момент для решения задач. При этом они могут совершенствоваться двумя способами:
Аккомодация: преобразование и настройка субъективных схем под влиянием внешних событий.


Ассимиляция: упорядочивание внешних впечатлений и событий в субъективную систему связей. Пиаже выделил возрастные этапы когнитивного развития:
1.
Стадия сенсомотороного интеллекта (0-2 года): становление и развитие чувствительных и двигательных структур.
2.
Стадия предоперационного мышления (2-7 лет): ребенок входит в социум, осваивает язык, формирует и усваивает понятия.
3.
Стадия конкретных операций с предметами (7-11 лет): ребенок может осуществлять классификацию, сравнение, систематизацию, но только на конкретном материале.
4.
Стадия формальных операций (11-14 лет): ребенок учится мыслить логически, математически, абстрактно. Помимо этого, он может делать дедуктивные заключения и выстраивать гипотезы, что Пиаже считал высшим уровнем мышления. Последователи этой теории считают, что стимулом для формирования высших проявлений мышления является речь.
Периферическая теория. В этой теории основное внимание уделяется изучению периферической нервной системы. Периферийную теорию называют также двигательной. Согласно ей, мозг является лишь одной из частей процесса мышления. Поскольку во время обучения мы задействуем не только мозг, но и тело и психику, следует полагать, что нельзя отдавать чему-либо предпочтение. Есть убедительные доказательства того, что мышечная активность присутствует во время мышления. В связи с этим данную теорию поддерживают и бихевиористы.
Психоаналитическая теория мышления. Было бы удивительно, если бы всеобъемлющая теория, которой является фрейдистский психоанализ, не коснулась проблемы мышления. Согласно Фрейду, период раннего младенчества характеризуется так называемым нарциссическим мышлением, в котором мыслительный процесс содержит весомый оттенок исполнения желания. Фрейд ссылается на определенные термины, такие как всемогущество желания и всемогущество мысли или слова. Стадия всемогущества желания характеризуется тем, что эта стадия мысли окрашена инстинктивными импульсами, полным отсутствием различия между реальностью и нереальностью. На следующем этапе мышление становится символическим и вербализованным, но все еще остается эгоцентричным. Только на более позднем этапе мышление становится объективным и возникает различие между внутренним «я» и внешним миром.
Мысль приходит под влиянием восприятия и освобождается от инстинктивных импульсов. Мысль, по мнению Фрейда, является неотъемлемой частью общей функции жизни, а природа мыслительного процесса отражает общую стадию развития самой жизни. Проще говоря, мышление является одним из механизмов жизни и играет ключевую роль в саморегуляции. Фрейд говорил, что существует тонкая разделительная линия между реальностью и фантазией. Если это так, то мышление заключается в том, чтобы вообразить, что какая-то часть жизни является реальностью.
Вопрос 6. Психологий эмоций
Жизнь человека, его деятельность, общение пронизаны эмоциями и чувствами. Хорошо это, или плохо, полезны эмоции, или они вредны, мешают человеку организовать свою жизнь или, наоборот, помогают, способствуют успешной деятельности, или дезорганизуют ее? На первый взгляд, кажется, что мы знаем, что есть эмоция, чувство, потому что мы все время их переживаем, но, когда просят нас описать свое эмоциональное состояние, мы часто затрудняемся это сделать. Наши эмоциональные состояния: настроения, чувства, эмоции с трудом поддаются вербальному описанию.
Тем не менее, эмоции всегда притягивали внимание людей: об эмоциях много написано, как в художественной литературе, так и в научной. Предметом

интереса до сих пор являются психофизиологические механизмы эмоций, их роль во внутреннем мире каждой личности, развитие их в филогенезе и онтогенезе. В связи с возрастанием длительного и интенсивного воздействия на человека неблагоприятных экологических, профессиональных, социальных и многих других факторов у человека развиваются негативные эмоции, сильные переживания, повышается психическое напряжение, а также перенапряжение физических и психических функций.
Особый интерес вызывают вопросы о месте эмоций в структуре психики человека, их взаимосвязи с мотивацией, психическими познавательными процессами и способностями, с индивидными и личностными качествами человека.
Эмоциональные состояния возникают под воздействием значимых для человека ситуаций, факторов, зачастую изменяя характер личности, ее установки, систему ценностей. Отличительные характеристики эмоциональных состояний, стадии их развития, виды, типы, последствия эмоциональных переживаний, эмоциональные нарушения являются предметом исследования многих направлений в психологии, медицине, физиологии, социологии, педагогике и др.
Длительное время эмоции и чувства в психологии исследовались ретроспективным методом, на основе наблюдений. Был собран, обобщен и проанализирован огромный эмпирический материал, разработаны теории эмоций, которые можно отнести к классическим. В результате такой работы были выделены базовые эмоции, их характеристики, их роль и значение в выживании биологического вида и индивида. Также были обозначены условия для возникновения эмоций, их физиологические и психологические механизмы.
Эмоциональная жизнь человека всегда привлекала внимание людей.
Эмоции сопровождают всю нашу жизнь, помогают быстро определять опасности, вред или пользу внешних и внутренних воздействий на организм, окрашивают нашу жизнь в различные оттенки, придают ей своеобразный колорит. Нередко они способствуют достижениям, но иногда приводят и к неудачам. Т.Рибо говорил, что
«люди действуют чаще под влиянием чувств, нежели разума».
Чем же являются для нас эмоции: добро или зло привносят она в нашу жизнь? Каково их значение в жизни человека? Существуют ли они вообще? Если да, то зачем? Нужны ли нам эмоции, если с помощью познавательных процессов возможно осуществить отражение окружающей среды, мира:
1)
Ощущения дают информацию об отдельных признаках предметов:
2)
Восприятие дает их целостные образы;
3)
Память хранит воспринятое;
4)
Мышление перерабатывает этот материал в новые образы;
5)
Воля помогает осуществить свои планы и т.д.
Может быть, легко обойтись без радости, удовольствия, досады, наконец, любви и ненависти?!
Были, да и сейчас еще встречаются ученые (М.Майер), считающие эмоции чем-то вроде аппендикса: человек унаследовал эмоции от животных, это рудимент,
«вымирающее племя» человеческой психики, дезорганизующее начало. С такой точки зрения, идеальный, совершенный человек – это человек, полностью освободившийся от эмоций. Но интересен ли нам робот? Скорее всего, что нет. По этому поводу известный советский ученый физиолог П.К.Анохин писал следующее: «…стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения». В этих словах мы находим ответ на вопрос, нужны ли эмоции.
Однако сказать, что эмоции нужны, мало! Эмоции являются главнейшей характеристикой человеческой психики. Подобно мышлению, памяти, эмоции –

психическое явление. Эмоциональные свойства человека, то есть способность испытывать эмоции, - называется эмоциональностью. Образ человека сильных страстей – любимый образ многих писателей и поэтов: Отелло, король Лир, Демон,
Иван Грозный, Клеопатра, Жанна дАрк, Петр I и др.
Эмоции и чувства привлекали к себе внимание еще античных философов.
Они обратили внимание на то, что далеко не все волнует человека, что человек достаточно избирателен в своих чувствах. Также, они обратили внимание на то, что источником эмоций может быть любой раздражитель, а избирательный характер эмоций зависит от личности человека: его потребностей, мотивов, интересов, воли и т.д. Более того, один и тот же предмет нравится одним и не нравится другим. В разное время значимость объекта может меняться. Более того, один и тот же предмет может вызывать амбивалентные чувства.
Функции эмоций. В процессе эволюционного развития обозначились функции эмоций, которые помогают нам понять – для чего служат эмоции, что представляют собой ситуации, в которых возникают эмоции, какую роль в них и в поведении играют эмоции?
Вопрос о функциях эмоций является ключевым и пронизывает всю психологию эмоций, порождая все новые взгляды и споры о их полезности или вредности. Скрупулезный анализ взглядов на природу и функции эмоций показал, что наиболее общая функция эмоций – приспособительная - единодушно признается всеми исследователями, занимающимися проблемой эмоций.
О способности эмоций осуществлять функцию общения, оценки, побуждения и др. говорят другие, более специфические функции, такие как:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1. Коммуникативная функция общения, где большое значение имеет тон, интонация, темп и др. К коммуникативной можно отнести и экспрессивную, главной целью которой является невербальная коммуникация. По мнению
Ч. Дарвина, в эволюционном развитии эмоциональные состояния, сопровождающиеся специфическими изменениями в мимике, пантомимике, паралингвизмах, закреплялись как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении.
2. Сигнальная функция – сигнализирует о положительном или отрицательном воздействии на организм, как внутреннем, так и внешнем.
3. Предвосхищающая функция, то есть опережающая развитие событий.
Выполняя эту отражательно-оценочную роль, определяя, что для человека полезно/вредно, а что нет, эмоции тем самым способствуют ориентированию человека в различных ситуациях, то есть выполняют ориентировочную функцию.
Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации – выделяют эвристическую функцию эмоций.
4. Оценочная (аксиологическая) функция – оценивает действительность, информацию о ней, то есть выносит «оценку-приговор». Б.Додонов считал, что оценочная функция эмоций в основном проявляется в деятельности человека: организует, стимулирует, направляет.
5. Мотивационная функция – побуждает человека к действиям. Р.Декарт
(1989) писал: «…главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело».
6. Дезорганизующая функция эмоций проявляется в их способности нарушать целенаправленную деятельность.
Клапаред считал эмоции нецелесообразными, вредными, неадаптивными, а, следовательно, бесполезными.
Например, печаль, гнев, радость, ослабляя внимание и здравый смысл, заставляют человека «терять голову

7. Регулирующая функция – суть регулятивной функции состоит в регуляции эмоционального возбуждения: либо в его нарастании, либо в его снятии, что имеет большое значение для деятельности познавательных процессов.
8. Защитная функция – проявляется в критических ситуациях, когда человек не способен найти разумный и быстрый выход из ситуации – тогда реакция на ситуацию выступает в виде аффекта. Например, бурные потрясения: горе, восторг, отчаяние были бы опасны для организма, если бы не разряжались в слезах, жестикуляции, смехе, истерике, аффекте. Детские реакции: истерика, плач, полная дезорганизация движений, после чего – успокоение. Таким образом защитная функция эмоций предохраняет организм от отрицательных последствий (нервного срыва, нервного перенапряжения, психосоматических нарушений).
9. Синтезирующая функция представляет большой теоретический интерес. Она была отчетливо намеченная в работах В.Вундта об эмоциональном тоне ощущений. Согласно В. Вундту, эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или последовательно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания. Только в силу такого слияния мы воспринимаем мир не в виде набора пятен или звуков, а как пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоции выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей целостность отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений. Учение Вундта о слиянии чувств представляет интерес как попытку «вскрыть психологический механизм структурированности и целостности отражения».
Основные свойства эмоциональных процессов.
Традиционно в отечественной психологии к свойствам эмоций относят:
1. Полярность – противоположная пара чувств (положительные- отрицательные) к одному и тому же объекту, то есть к одному и тому же объекту мы можем относиться как положительно, так и отрицательно. Например, любовь- ненависть, радость-скорбь, уважение-презрение и др.
С. Л. Рубинштейн считает, что «оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство, например, в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.
2. Амбивалентность – это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительные и отрицательные эмоциональные состояния. Например, «светлая печаль», «смех сквозь слезы», «любовь никогда не бывает без грусти», «мне грустно от того, что я тебя люблю».
3. Сила эмоционального процесса. Сильным чувством можно назвать всякое переживание, которое на определенный период времени захватывает сознание, составляя его доминирующее содержание. Например, прилив чувства благодарности, пароксизм нежности, страсть. Сила чувства зависит от значимости объекта в данный момент и от типа высшей нервной деятельности. Не следует упускать из виду вопрос о силе чувства в смысле его глубины. Как отмечает
Рубинштейн, сильное чувство, захватившее человека, может быть неглубоким.
Этим увлечение отличается от любви. Глубина же чувства, прежде всего характеризуется его значимостью и устойчивостью. Например, любовь к Родине, к семье, делу жизни и др. Глубокое чувство пронизывает всю психическую жизнь человека, руководит его поведением, формирует принципы, жизненную позицию.
И вместе с тем может не выступать в форме яркого переживания. Например, привязанность - представляет собой устойчивое эмоциональное отношение и занимает в жизни человека большое место. Но наличие ее в человеке не дает в повседневной жизни ярких, острых переживаний. Лишь в резко изменившихся условиях (утрата) может возникнуть сильное переживание.