Файл: Особенности идеологии, национальной и социальноэкономической политики в ссср к началу 1980х гг. (2 ч.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?
Лидеры СССР заботились о целостности территории после войны, а вот лидеры США заботились о людях, они думали о сохранении гражданских прав человека. Вот, собственно, и все противоречия между этими странами.
Задание 3.
Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?
СССР мотивировал свои действия тем, что советский воинский контингент был введён по просьбе правительства Афганистана и согласно Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 года. Горбачёв начал активное сближение со странами Запада, дабы выпросить больше кредитов для умирающей советской экономики — это основная причина. Далее: В январе 1989 года Афганистан посетил министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. Окончательное решение о полном выводе советских войск из Афганистана было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 25 января 1989 года и опубликовано на следующий день с формулировкой "Советский Союз останется верен Женевским соглашениям". После этого в Кабул с визитом прибыл министр обороны СССР Д. Т. Язов. Завершающая операция по выводу войск происходила в конце января — первой половине февраля 1989 года. Почему называют "советским Вьетнамом"? Просто мы застряли в Афгане на 10 лет, и так же, как и американцы не смогли добиться своих целей, даже ценой огромных потерь... Через продолжавшуюся 10 лет войну прошли 546 тыс. советских военнослужащих, в ней погибли 13,8 тыс. человек. Как отмечает Громов, «наши потери в Афганистане были в четыре раза меньше, чем, скажем, у американцев во Вьетнаме, но я не думаю, что матерям, вдовам и детям погибших от этого легче
Практическая работа № 3.
Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.» (2ч.)
Цель:
-
определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики государств Восточной Европы;
-
охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1:
На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).
Причины революций в Восточной Европе:
-
Внутренние факторы:
-
Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям. -
Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии). -
Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий. -
Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).
-
Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).
По своему характеру революции в Восточной Европе были демократическими и антитоталитарным. Кроме Румынии и Югославии, смена власти произошла мирным путем. Почти во всех странах события разворачивались с приходом к власти сторонников "обновления социализма" в компартиях (Польша, Венгрия, Болгария, Албания).
Сторонники "обновления" на первых же демократических выборах получили большинство на волне критики тоталитаризма, коммунизма и коммунистических партий. Придя к власти, они осуществляли реформы, которые вели не к обновлению социализма, а к построению капитализма: проводилась приватизация государственного сектора экономики, поощрялся бизнес, создавались рыночные структуры. В политической сфере провозглашался плюрализм и многопартийность.
Во внешней политике утвердился курс на радикальную переориентацию на Запад, ликвидации Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, вывод советских войск.
Таким образом, сначала происходила смена власти, а потом под нее поднималась соответствующая политическая (либеральная демократия), социальная и экономическая базы (создание социально ориентированного хозяйства). За таким быстрым переходом от тоталитаризма к демократии не успевали ни политическая, ни социальная, ни экономическая структуры восточноевропейских обществ. Морально значительная часть населения не была подготовлена к жизни в обществе, где каждый сам за себя и государство уже не гарантирует относительно стабильного уровня жизни.
Трудности революций значительной мере были вызваны несоответствием политической системы принципам либеральной демократии. Полученный в наследство экономическое состояние сделал переход экономики на рыночные рельсы довольно болезненным: спад производства, инфляция, снижение социального статуса значительного количества граждан.
В начале 1990 г. почти во всех постсоциалистических странах были приняты новые конституции или существенным изменениям и дополнениям подверглись старые.
Отличительной чертой всех постсоциалистических конституций является закрепление в них народовластия, многопартийности и парламентаризма, а также создания специальных правовых механизмов, призванных осуществлять надзор за соблюдением политических прав и свобод граждан. В большинстве стран таким главным механизмом стал Конституционный суд, различные комиссии и уполномоченные по правам человека, национальных и этнических меньшинств. Предназначение этих органов – недопущение впредь тоталитаризма, авторитарности и беззакония в практике государственного управления.
Парламентские выборы ознаменовали собой в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы переход к демократическому многопартийному государству, к смене общественно-политического устройства страны. Восстановление парламентской демократии открыло путь к демократическому правовому государству.
Распад советского блока в Восточной Европе и общее изменение международной обстановки в мире позволили странам отойти от односторонней ориентации на Советский Союз как в экономическом, так и внешнеполитическом плане. В число приоритетных выдвинулась задача интеграции в Европейское Сообщество.
Причины носили комплексный характер. И, что самое главное, их никто не собирался решать. Прежде всего из-за идеологической косности. Все делали вид, что проблемы государств соцлагеря не касаются.
В первую очередь, это были экономические проблемы, связанные с приостановкой экономического роста в странах соцлагеря - командно-административные методы управления не позволяли насытить рынок и не стимулировали производство.
Результатом стал нарастающий социальный кризис, усугубляющий проблемы в экономике: несуны, "чёрный рынок", коррупция. Это создало самоподдерживающийся разрушительный процесс - социальный кризис порождал новые экономические проблемы, а они усугубляли кризис.
На последних этапах этого процесса, стали проявляться недовольство моноидеологической компартией, и стали формироваться оппозиционные организации.
Задание 2.
Восстановите последовательность событий:
1. «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.
Ответ:
1. Народное восстание в Болгарии-1944
2. Приход коммунистических партий к власти (в странах будущего соцлагеря) - после 1945;
3.Создание СЭВ-1949
4.Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии-1950
5.Создание Организации Варшавского Договора-1955
6.Подавление восстания в Венгрии войсками СССР-1956
7.«Пражская весна» -1968
8. Введение военного положения в Польше. -1981-1983
9. Народное восстание в Румынии. -1989
10.Объединение Германии-1990
Задание 3.
Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах.
Эволюционная форма преобразований | «Взрывная» форма преобразований | ||||||
Венгрия Февраль 1989г. пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП | Польша весна 1989 г «круглый стол». Соглашение между ПОРП и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе | «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) | Органы порядка применили силу | Народное восстание | Гражданская война | ||
ГДР Сентябрь — ноябрь 1989 7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста 18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э. Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья» 4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов ноябрь 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ ноябрь 1989 г. — падение Берлинской стены | Болгария Ноябрь 1989 г. пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей | Чехословакия Ноябрь-декабрь 1989 г. 7 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии 20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии 24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства | Албания 1990 г. осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте | Румыния Декабрь 1989 г. декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре 21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И.Илиеску 22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала) 23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки | Югославия 1991 г. 5 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны 17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии | ||
Общим качеством было… В результате революционных преобразований власть перешла к демократическим органам. Провозглашались политические права и свободы граждан. Пришедшие к власти представители нового политического класса добились проведение свободных выборов, завершившихся повсеместно поражением коммунистических партий. Изменения, которые произошли в политических системах, были оформлены законодательно, то есть закреплены в новых конституциях. Эти конституции носили демократический характер, восстановили традиционный для европейской цивилизации принцип разделения властей, демократические политические режимы, республиканскую форму правления. |
3адание 4.
Соотнесите название страны и имя политического деятеля:
Страна | Государственный деятель | |||
1 | Албания | 1 | Т. Живков | |
2 | Болгария | 2 | В. Гавел | |
3 | Венгрия | 3 | Н. Чаушеску | |
4 | ГДР | 4 | С. Милошевич | |
5 | Польша | 5 | Э. Ходжа | |
6 | Румыния | 6 | В. Пик | |
7 | Чехословакия | 7 | И. Надь | |
8 | Югославия | 8 | В. Ярузельский |
.
Албания – Э. Ходжа
Болгария – Т. Живков
Венгрия – И. Надь
ГДР – В.Пик
Польша – В.Ярузельский
Румыния – Н.Чаушеску
Чехословакия – В. Гавел
Югославия – С. Милошевич
Практическая работа № 4.