Файл: Основные Понятия облачная технология, облачный сервис.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достоинства и недостатки использования облачных сервисов



Сегодня облачные услуги развиваются стремительно и охватывают все больше и больше сфер деятельности. Одним из ярких примеров являются почтовые клиенты. Ещё недавно у большинства пользователей был установлен тот или иной почтовый клиент приёма, отправки и обработки электронной почты. В настоящее время роль почтового клиента выполняет облачный сервис Gmail, а в качестве гибких и удобных альтернатив такие облачные сервисы как Yahoomail, Webmail, Hotmail. Николас Дж. Карр отмечает, что в последнее время среди достаточно крупных мировых порталов наметилась тенденция по переносу почтовых систем на готовые площадки вроде Gmail. В данном случае пользователь изначально получает знакомый ему интерфейс [Stodwood].

Аналогичная ситуация наблюдается и с офисными пакетами. Онлайн редакторы ZohoWriter или Документы Google могут выполнять те же самые функции, что и обычные офисные пакеты. Также, многие такие редакторы могут не только форматировать и сохранять документы, но и импортировать и экспортировать их в другие форматы. Табличные редакторы Editgrid или Google могут легко заменить офисную программу MS Excel. Следует отметить, что это неполный список облачных сервисов, доступных Интернет - пользователю.

Е.Ю. Гребнев отмечает следующие положительные стороны использования облачных сервисов технологий: можно назвать следующие:

  • доступность. Доступ к информации, хранящейся на «облаке», может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети Интернет;

  • мобильность. У пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту. Из любой точки мира менеджеры могут получать отчетность, а руководители – следить за производством;

  • экономичность. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО, а также он освобождается от необходимости нанимать специалиста по обслуживанию локальных IT-технологий;

  • арендность. Пользователь получает необходимый пакет услуг только в тот момент, когда он ему нужен, и платит, собственно, только за количество приобретенных функций;

  • гибкость. Все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически;

  • высокая технологичность. Большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, можно использовать для хранения, анализа и обработки данных;

  • надежность. Некоторые эксперты утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные сервисы, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов, аргументируя это тем, что мало предприятий могут себе позволить приобрести и содержать полноценный центр обработки данных.


Несмотря на преимущества использования облачных сервисов, саму концепцию облачных технологий немало критикуют, причем с самых разных сторон.

Игорь Зеленько отмечает, что российские потребители ИТ-услуг с недоверием относятся к новшеству в виде облачных сервисов по ряду следующих причин: Вот какие причины слабости облачных технологий в России называют чаще всего, по мнению А.В. Дегтярева, К.Кастыревой:

  • Основным сдерживающим фактором в стране является недоверие к облачным технологиям людьми, принимающих решение по этому вопросу. Недоверие базируется на непонимании данной технологии.

  • Основная трудность заключается в том, что при использовании «облаков» важная и конфиденциальная информация оказывается на сервере, которая будет доступна не только пользователю.

  • Второй причиной является слабая экономическая выгода для клиентов или вообще её отсутствие в реальных российских условиях. Таким образом, затраты для таких компаний по аренде облачных вычислений будут выше.

  • Третьей причиной является причина техническая. Иногда она выступает даже на первое место для тех клиентов, кто все-таки хотели бы попробовать испытать современные технологии. Дело в том, что должен быть Интернет-канал с хорошей пропускной способностью. А еще необходимо иметь и резервный канал на случай сбоя основного.

  • Как и во всех других областях компьютерных технологий, облачные вычисления также имеют как сторонников, так и противников. Последние уверяют общественность в том, что данная система совсем небезопасна. Работа с облачными технологиями, по их мнению, может привести к образованию огромного количества неконтролируемой информации. Это, в свою очередь, приведет к утечке и нарушению безопасности пользовательской информации.

Однако, несмотря на все сомнения, будущее облачных технологий представляется самым радужным. Доказательством того, что это не временное увлечение, а новый путь развития высоких технологий, является следующий факт: сколь бы ни были сильны противоречия между тремя гигантами — Microsoft, Apple и Google, сколь бы ни различались взгляды их руководителей и идеологов на развитие индустрии и потребности пользователей, практически одновременно они вошли на эту новую (пока что) территорию, и совершенно не собираются оттуда уходить. Более того, именно с облачными технологиями все три компании связывают свое будущее. Еще два года назад концепция cloudcomputing казалась лишь идеей, странным экспериментом. Сегодня же преимущества облачных технологий могут почувствовать даже те люди, которые не связаны с разработкой программ, веб-технологиями и прочими узкоспециализированными вещами (XboxLive, WindowsLive, MobileMe, OnLive, GoogleDocs — яркие примеры тому, что эти сервисы используют).



В то время как ведущие экономики мира уже перевели значительную часть своей ИТ-инфраструктуры в облака, в России только идут данные проекты. С другой стороны, использование облаков переходит в разряд необходимости, поскольку нельзя игнорировать те преимущества, которые дает данная услуга.

Частные пользователи уже активно работают с облачными сервисами.

Спектр доступных компаниям облачных сервисов увеличивается. В России эти услуги предоставляют почти две сотни компаний, несколько десятков из них работают в области SaaS. Однако, по данным аналитиков, российский рынок очень сегментирован, а годовой оборот большинства предприятий, работающих в облачном сегменте, невелик. Вместе с тем некоторые виды облачных сервисов, в частности коммуникационные, быстро развиваются и пользуются спросом, в том числе телефония и виртуальные автоматические телефонные системы, «ВКС из облака», различные дополнительные инструменты для совместной работы с использованием как настольных, так и мобильных платформ. На российском рынке заметен интерес не только к уже привычным облачным сервисам, таким как электронная почта и хостинг Web-сайтов, но и к системам управления проектами, CRM и другим решениям для поддержки коллективной работы, к бухгалтерским системам, виртуальным АТС и программным продуктам для бизнеса [Korzh.net – Интернет технологии [Ссылка]].

    1. 1   2   3   4   5   6

Классификация облачных технологий



В научно – методической литературе можно встретить различные классификации облачных технологий.

Широкова Е.А. выделяет три типа предоставляемых услуг по модели обслуживания в сфере облачных технологий:

  • Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software as a Servise).Пользователю доступно программное обеспечение, развернутое на удаленных серверах, доступ к которому осуществляется через сеть Интернет. Это наиболее интересный для образовательных учреждений тип облачных вычислений, поскольку он не требует дополнительных затрат на установку и настройку программного обеспечения, как это требуется при использовании IaaS и PaaS. Также в большинстве случае плата за использование программного обеспечения в рамках SaaS рассчитывается с учётом количества пользователей и не предполагает так называемых Enterprise-лицензий, позволяющих использовать некоторый сервис для любого количества пользователей без ограничений. Многие виды программного обеспечения хорошо подходят для SaaS. Примерами могут служить управление клиентскими отношениями (CRM), видеоконференциями, персоналом (HR), проектами, электронной почтой.

  • Платформа как услуга (PaaS, Platform as a Service). На этом уровне провайдер облачных услуг предоставляет пользователю доступ к операционным системам, системам управления базами данными, средствам разработки и тестирования. Таким образом, потребитель облачных услуг получает возможность и средства для самостоятельного создания, тестирования и эксплуатации программного обеспечения. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, операционных систем, хранения осуществляется облачным провайдером, за исключением разработанных или установленных приложений, а также, по возможности, параметров конфигурации среды (платформы).

  • Инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure as a Service). Модель «Инфраструктура как услуга» (IaaS) используется исключительно крупными предприятиями. На этом уровне потребитель может самостоятельно конструировать IT-инфраструктуру в облаке и управлять ей. Например, создавать виртуальные сети, добавлять виртуальное оборудование (серверы, хранилища, базы данных), устанавливать необходимое для работы прикладное программное обеспечение и операционные системы, т.е. использовать облако так, как если бы это была реальная IT-инфраструктура предприятия. Одно из главных преимуществ подобного подхода для клиентов заключается в том, что они избавляются от необходимости приобретения дорогостоящего оборудования, часть которого нередко простаивает. Заказчик платит только за то, что ему в данный промежуток времени необходимо, с возможностью гибкого увеличения или уменьшения объёма используемых ресурсов. В сущности, арендуется удаленный сервер. Потребитель может использовать его любым способом, создавать на нем любые системы и хранить любую информацию. Примерами подобного рода программ являются онлайновые MS Office, «1С: Предприятие», а также некоторые антивирусные решения.


Монахов Д.Н., Монахов Н.В., Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А. выделяют дополнительные типы услуг, а именно [Уваров С. Облачные технологии / С. Уваров]:

  • Хранение как услуга ("Storage-as-a-Service "). Это, пожалуй, самый простой из СС-сервисов, представляющий собой дисковое пространство по требованию. Каждый пользователь когда-нибудь сталкивался с ситуацией, когда на мониторе появлялось зловещее предупреждение "Логический диск заполнен. Чтобы освободить место, удалите ненужные программы или данные". Услуга Storage-as-a-Service даст возможность сохранять данные во внешнем хранилище в "облаке". Для пользователя оно будет выглядеть как дополнительный логический диск или папка. Сервис является базовым для остальных СС-сервисов, поскольку входит в состав практически каждого из них.

  • База данных как услуга ("Database-as-a-Service "). Сервис предоставляет возможность работать с базами данных, как если бы система управления базами данных была установлена на локальном ресурсе. Причем в этом случае гораздо легче открывать доступ к проектам для разных исполнителей, не говоря уже о том, сколько тысяч долларов можно сэкономить на компьютере и лицензиях, требуемых для грамотного использования системами управления базами данных в крупной или средней организации.

  • Информация как услуга ("Information-as-a-Service "). Сервис дает возможность удаленно использовать любые виды информации (курсы акций, инсайдерская и отраслевая информация для технического и фундаментального анализа фондового рынка, новостные ленты телеграфных агентств, предложения по купле-продаже недвижимости, кредитные истории, дорожный трафик, нарушения ПДД и ДТП и т.п.), которая может меняться ежеминутно или даже ежесекундно, а также доступ к архивам нужной информации.

  • Управление процессом как услуга ("Process-as-a-Service"). Представляет собой удаленный ресурс, который может связать воедино несколько ресурсов, таких как услуги или данные, содержащиеся в пределах одного "облака" или других доступных "облаков", для создания единого бизнес-процесса. Бизнес-процесс можно представить как метаприложение, интегрирующее базовые услуги и информацию, которые скомбинированы в определенную последовательность, формирующую процесс. Такие процессы всегда легче менять, чем сами приложения, что всегда является психологическим барьером, препятствующим широкому распространению так называемых шаблонных движков для бизнес-процессов.

  • Интеграция ПО как услуга ("Integration-as-a-Service"). Это возможность получать из "облака" полный интеграционный пакет, включая программные интерфейсы между приложениями, семантическую медиацию, управление алгоритмом и дизайн интегрированного пакета. Сюда входят известные услуги и функции пакетов централизации, оптимизации и интеграции корпоративных приложений (EAI), но предоставляемые как "облачный" сервис.

  • Безопасность как сервис ("Security-as-a-Service "). Это известные сервисы по обеспечению безопасного доступа к корпоративной информации, включая идентификацию пользователя, распознавание прав доступа, предоставляющиеся не через корпоративный сервер, а из "облака".

  • Администрирование и управление как услуга ("Management/Governace-as-a-Service"). Данный сервис дает возможность управлять и задавать параметры работы одного или многих "облачных" сервисов. Это в основном такие параметры, как топология, использование ресурсов, виртуализация, временные параметры работы сервисов.

  • Тестирование как услуга ("Testing-as-a-Service"). Дает возможность тестирования локальных или "облачных" систем с использованием тестового программного обеспечения из "облака". При этом можно тестировать системы из того же "облака", что и тестовое ПО, а также приложение из других "облаков", Web-сайты и внутренние системы предприятий, при этом никакого оборудования или программного обеспечения на предприятии не требуется.

  • Оборудование (вычислительные мощности) как услуга (Hardware as a Service) ("тестирование как сервис"). Предоставление вычислительных ресурсов оборудования (его процессорного времени, места для хранения данных и т.д.) в виде сервисов с использованием технологий виртуализации. Сервисы обычно предлагаются как эквивалент реальным вычислительным системам, таким как серверы, суперкомпьютеры и др.

  • Коммуникация как услуга (Communications as a Service) - построенное в облаке коммуникационное решение для предприятия, которое обеспечивает передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP-сетям (VoIP), обмен мгновенными сообщениями (IM), видеоконференции. Модель CaaS позволяет деловым клиентам выборочно разворачивать средства коммуникаций и услуг на оснований оплаты услуг в срок для используемых сервисов.

  • Мониторинг как услуга (Monitoring-as-a-Service) является обслуживаемым в облаке программным обеспечением для мониторинга и обеспечения безопасности.

  • Компьютер (виртуальный рабочий стол) как услуга (Desktop as a Service) - предоставление виртуального компьютера, который каждый пользователь может индивидуально настраивать под свои задачи. Таким образом, пользователь приходя на работу просто вводит свои данные (обычно логин и пароль) и может работать, используя при этом благодаря технологиям виртуализации вычислительные мощности стороннего сервера, а не своего ПК

  • Рабочее окружение как услуга (Workspace as a Service) - предоставление комплекта SaaS, предназначенного для создания рабочего окружения. В отличие от DaaS в этом случае пользователь получает доступ только к программному обеспечению, в то время как все вычисления происходят непосредственно на его машине. Данная категория является гибридом SaaS и PaaS, так как в отличие от последней является платформой, направленной не на разработку и тестирование программного обеспечения, а на офисную работу, но при этом как первая в реализации не использует технологий виртуализации. На данный момент реализации данной технологии предоставляются в основном различными крупными компаниями, например Google и Microsoft, и представляют в основном решения с закрытым исходным кодом, иногда с использованием свободных и открытых компонентов или их исходников.

  • Все как услуга (Everything as a service) - концептуальная модель, включающая в себя элементы всех перечисленных решений. На данный момент полной её реализации не существует - она по сути является идеалом для крупных облачных компаний, таких как Google и Microsoft [Монахов Д.Н., Монахов Н.В., Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А. Облачные Технологии. Теория и практика / Д.Н. Монахов, Н.В. Монахов, Г.Б. Прончев, Д.А. Кузьменков. - М.: МАКС Пресс Москва, 2013. - 128 с.].