Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1349

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В условиях заданности, определенности требований профессионал и его психика обнаруживают свою способность к перестройкам, самоорганизации, встречной активности. Саморегуляция имеет многоуровневый характер, в котором лидирует личностно значимая стратегия труда. Если она выступает как личностно значимая, жизненно важная, то регуляция текущих состояний практически не требуется, происходит общая мобилизация, подъем всех сил человека, в иных случаях преодоление усталости требует особых волевых усилий. Саморегуляция - это не только согласование циклов психофизиологических процессов и состояния, но и развитие творческого потенциала, оптимизация его задействования.

3. Необходимым признаком профессионала, как субъекта труда, является его способность, с одной стороны, самосовершенствоваться, а с другой - оптимизировать сам труд.

Результаты самосовершенствования специалиста аккумулируются в его творческом потенциале и воплощаются в профессиональной компетентности. Необходимой предпосылкой развития его профессионального творческого потенциала является особенность его самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни и управленческой деятельности.

Другая сторона активного отношения специалиста как субъекта профессионального труда проявляется через его оптимизацию, которая идет по линии совершенствования структуры, организации выполняемых функций и их гармонизации в рамках целостной стратегии, а также по линии постановки и решения нетривиальных задач, совершенствования качества деятельности, повседневных отношений и личностного развития.

Однако не всегда эти две "кривые" - самосовершенствования и оптимизации профессионального труда - совпадают. Совершенствуя отдельные или даже все стороны труда, не всякий специалист заботится о своем интеллектуальном, личностном развитии, в известном смысле "растворяется" в служебных делах, становится их придатком. Здесь мы выходим к разным индивидуальным характеристикам субъектов труда. Один тип удовлетворяется статусом и процессом профессионального труда, не считая целесообразным самосовершенствоваться. Другой тип ориентирован на более сложные профессиональные достижения, что заложено в характере его притязаний. Третьи из них целиком "привязаны" к социальному одобрению-неодобрению и потому, как правило, совершенствуют взаимосвязи и отношения с теми, от кого зависит оценивание их труда.


Здесь отмечены лишь некоторые стороны многосложной проблемы использования профессионалом возможностей психолого-педагогической теории и практики в интересах более продуктивного достижения вершин в избранной системе труда.
Проблемы для обсуждения:

1. Условия полноценной реализации профессионализма.

2. Понятие субъекта и его значимость для проблемы профессионального самосовершенствования.

3. Основные качества человека как специалиста.
Список рекомендуемой литературы

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х тт. - М., 1990.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. Абульхановой К.А.- М., 1998.

Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Радугина А.А., Короткова Е.А.- М., 1996.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Философия / Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону., 1998.
Тема 2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

2.1. Соотношение субъективной и объективной реальности

2.2. Основные формы психики

2.3. Научные школы в западной и отечественной психологии

2.4. Психологическая наука и психологическая практика

2.5. Роль психологических знаний в современной педагогической практике

Список рекомендуемой литературы

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

2.1. Соотношение субъективной и объективной реальности

Субъективная и объективная реальность.

Психологические факты и психические явления.

Предмет и объект психологии как науки.

Субъективная и объективная реальность

Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал известнейший отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934), "предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут" . Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.

С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) ввел в научный обиход термин "психология", прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными революциями в системе знаний и методов "науки о душе".



Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое "непосредственный субъективный опыт", "сознание", "поведение". Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: "психология - наука о психике". Это - "определение, которого стыдятся". Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов.

Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объективной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, - но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации - приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. Уильям Джемс (1842-1910) считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.
В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации - это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств. Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна.

Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают,
планируют действия и осуществляют свои намерения, как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Автолюбители знают, что есть люди, не различающие красный и зеленый или синий и желтый цвета. Существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.

Во-вторых, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных предметов, человек бессознательно выделяет то общее, что "сближает" его с окружающим миром, а именно - одушевленность.

В-третьих, не может не вызывать удивления разнообразие в особенностях и мотивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и соматических болезнях, ведущих к изменению "состояний сознания".
Психологические факты и психические явления

Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психологическому изучению?

Ответ лежит на поверхности: такого единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменологию. Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности, данной только самому субъекту и никому более (об ощущении красного цвета, о вкусе ухи или переживании мыслей о смерти и бессмертии). Другое дело, когда речь идет о фиксации и изучении причин внешнего поведения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объясняется особенностями их "субъективной реальности", сходной и отличной от субъективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX в., которые теоретически осмыслил Уильям Джемс (1842-1910), мы не вправе считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания понятий (образ, эмоция, влечение и т.д.).

После работ Эрнста Кречмера (1888-1964) и особенно Уильяма Герберта Шелдона (1898) стало ясно, что существует единая детерминация характерологических и физиологических особенностей индивида, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие "конституциональные особенности психики" не нуждается в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так же как и вся Чертографическая парадигма исследования личности). Таким образом, можно выделить, по крайней мере, несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психологов в качестве предметов изучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Юлия Борисовна Гиппенрейтер под психической реальностью предлагает понимать два ряда явлений: психические явления как таковые и психологические факты.
Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Предмет и объект психологии как науки

Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Учитывая, что "психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания", а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов: