Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1344
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Организация эмпирического и теоретического уровня знаний
Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания.
На эмпирическом уровне мы можем выделить, по меньшей мере, два подуровня:
во-первых, наблюдений;
во-вторых, эмпирических фактов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме - в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции.
Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если наблюдение осуществляется так, что производится измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел. Тогда для получения эмпирического факта требуется определенная статистическая обработка данных, позволяющая выявить в них инвариантное содержание измерений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.
Установление эмпирического факта требует применения целого ряда теоретических положений, но тогда возникает очень сложная проблема, которая дискутируется сейчас в методологической литературе: получается, что для установления факта нужны теории, а они, как известно, должны проверяться фактами. Специалисты-методологи формулируют эту проблему как проблему теоретической нагруженности фактов.
Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т. п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Перейдем теперь к организации теоретического уровня знаний. Здесь тоже можно выделить два подуровня.
Частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. В этом слое теоретического знания, в свою очередь, обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, которая объясняет явления, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними.
Развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.
Два рассмотренных типа организации научного знания - частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.
Итак, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.
Проблемы для обсуждения:
1. Сущность познавательного процесса.
2. Основные различия эмпирического и теоретического уровней познания.
3. Подуровни эмпирического и теоретического уровня знаний.
1.5. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним
Особенности гуманитарных наук.
Специфика социального познания.
Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.
Особенности гуманитарных наук
Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить:
науки о природе - естествознании;
науки об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки);
науки о познании, мышлении (логика, гносеология и др.);
отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика;
наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Приступая к изучению психологии и педагогики, необходимо в первую очередь представлять особенности гуманитарных наук, какими и являются данные дисциплины, их связи с естественными науками. Буквальное значение слова "гуманитарный" - относящийся к познанию человека. С этой точки зрения к гуманитарным следует отнести и анатомию, медицину и другие естественнонаучные дисциплины. Однако наиболее часто к гуманитарным наукам относят науки, изучающие проблематику человека, связанную с его социальной, общественной природой. Термины гуманитарное и социальное часто используют как синонимы. В более узком значении необходимо относить к гуманитарному познание, ориентированное на индивидуальность, обращенное к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Гуманитарные науки сохраняют все особенности научного познания действительности, к которым относится в первую очередь обнаружение объективных законов действительности, выявление объективной истины с помощью рациональных средств и методов, ориентация на воплощение своих знаний в практике, отражение мира в понятиях, гипотезах и теориях и т.д., однако имеют и свою специфику. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Долгое время анализ науки и научного познания проводился по модели естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно наглядно выражено в позитивизме.
Специфика социального познания
В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания. Когда о нем идет речь, то следует иметь в виду два его аспекта:
любое познание в каждой из своих форм всегда социально, поскольку есть общественный продукт, и детерминировано культурно-историческими причинами;
это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны - экономику, образование, политику, духовную сферу и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному - в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В одном случае происходит отождествление социально-гуманитарного знания с естественнонаучным и механическое, некритическое, сведение (редукция) первого ко второму. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. В другом случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре и, как следствие, абсолютизация специфики последних и их методов, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика"). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Оба типа наук - ветви науки как целого явления, характеризующиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:
предмет гуманитарного знания - "мир человека", а не просто вещь как таковая. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Такой предмет имеет субъективное измерение, так как с необходимостью включает и человека, "человеческое измерение" в познание (См. дополнительный иллюстративный материал.);
социальное познание неразрывно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценностями. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.) Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс исследования в гуманитарных науках и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.
Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким, так как идеалом научного знания все еще остается количественный (номотетический, естественнонаучный) анализ изучаемых явлений. О трудностях, с которыми сталкивается психология и педагогика при реализации естественнонаучной парадигмы при проведении исследований, мы скажем особо.
Гуманитарная парадигма использует общие принципы при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые - такой подход получил название идеографического, в отличие от номотетического исследования, направленного на поиск общих закономерностей. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.
При познании социальных явлений, которыми являются в первую очередь сам человек, его отношения с окружающими, процессы образования, воспитания, развития человека, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием - все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.
Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.
Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Организация эмпирического и теоретического уровня знаний
Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания.
На эмпирическом уровне мы можем выделить, по меньшей мере, два подуровня:
во-первых, наблюдений;
во-вторых, эмпирических фактов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в особой форме - в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции.
Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если наблюдение осуществляется так, что производится измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел. Тогда для получения эмпирического факта требуется определенная статистическая обработка данных, позволяющая выявить в них инвариантное содержание измерений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.
Установление эмпирического факта требует применения целого ряда теоретических положений, но тогда возникает очень сложная проблема, которая дискутируется сейчас в методологической литературе: получается, что для установления факта нужны теории, а они, как известно, должны проверяться фактами. Специалисты-методологи формулируют эту проблему как проблему теоретической нагруженности фактов.
Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов, и т. п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Перейдем теперь к организации теоретического уровня знаний. Здесь тоже можно выделить два подуровня.
Частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. В этом слое теоретического знания, в свою очередь, обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, которая объясняет явления, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними.
Развитая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Иначе говоря, строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.
Два рассмотренных типа организации научного знания - частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.
Итак, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.
Проблемы для обсуждения:
1. Сущность познавательного процесса.
2. Основные различия эмпирического и теоретического уровней познания.
3. Подуровни эмпирического и теоретического уровня знаний.
1.5. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним
Особенности гуманитарных наук.
Специфика социального познания.
Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.
Особенности гуманитарных наук
Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить:
науки о природе - естествознании;
науки об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки);
науки о познании, мышлении (логика, гносеология и др.);
отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика;
наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Приступая к изучению психологии и педагогики, необходимо в первую очередь представлять особенности гуманитарных наук, какими и являются данные дисциплины, их связи с естественными науками. Буквальное значение слова "гуманитарный" - относящийся к познанию человека. С этой точки зрения к гуманитарным следует отнести и анатомию, медицину и другие естественнонаучные дисциплины. Однако наиболее часто к гуманитарным наукам относят науки, изучающие проблематику человека, связанную с его социальной, общественной природой. Термины гуманитарное и социальное часто используют как синонимы. В более узком значении необходимо относить к гуманитарному познание, ориентированное на индивидуальность, обращенное к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Гуманитарные науки сохраняют все особенности научного познания действительности, к которым относится в первую очередь обнаружение объективных законов действительности, выявление объективной истины с помощью рациональных средств и методов, ориентация на воплощение своих знаний в практике, отражение мира в понятиях, гипотезах и теориях и т.д., однако имеют и свою специфику. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Долгое время анализ науки и научного познания проводился по модели естественно-математического знания. Характеристики последнего считались свойственными науке в целом как таковой, что особенно наглядно выражено в позитивизме.
Специфика социального познания
В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию, которое рассматривается как один из своеобразных видов научного познания. Когда о нем идет речь, то следует иметь в виду два его аспекта:
любое познание в каждой из своих форм всегда социально, поскольку есть общественный продукт, и детерминировано культурно-историческими причинами;
это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны - экономику, образование, политику, духовную сферу и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному - в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального, вплоть до их полного разрыва. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В одном случае происходит отождествление социально-гуманитарного знания с естественнонаучным и механическое, некритическое, сведение (редукция) первого ко второму. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. В другом случае налицо противопоставление естествознания и наук о культуре и, как следствие, абсолютизация специфики последних и их методов, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика"). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Оба типа наук - ветви науки как целого явления, характеризующиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:
предмет гуманитарного знания - "мир человека", а не просто вещь как таковая. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Такой предмет имеет субъективное измерение, так как с необходимостью включает и человека, "человеческое измерение" в познание (См. дополнительный иллюстративный материал.);
социальное познание неразрывно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценностями. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.) Они указывают на человечески значимое и культурное значение определенных явлений действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс исследования в гуманитарных науках и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.
Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на исследование явлений со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким, так как идеалом научного знания все еще остается количественный (номотетический, естественнонаучный) анализ изучаемых явлений. О трудностях, с которыми сталкивается психология и педагогика при реализации естественнонаучной парадигмы при проведении исследований, мы скажем особо.
Гуманитарная парадигма использует общие принципы при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. Но в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые - такой подход получил название идеографического, в отличие от номотетического исследования, направленного на поиск общих закономерностей. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию.
При познании социальных явлений, которыми являются в первую очередь сам человек, его отношения с окружающими, процессы образования, воспитания, развития человека, нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием - все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его принципов и методов.
Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происходит в условиях общения людей.
Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. (См. дополнительный иллюстративный материал.)