Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1336

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рациональное и чувственное познания действительности

Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Главные элементы чувственного познания:
ощущения,

восприятия,

представления,

эмоции. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений в целом, в совокупности его свойств при непосредственном воздействии предметов или явлений на органы чувств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения и имеющие обобщенный характер. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эмоции представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Этот элемент некоторые философы и ученые не включают в качестве элемента чувственного познания по причинам, которые будут обсуждаться далее в разделе соотношения рационального и иррационального знаний в человеческой жизнедеятельности.

Для познания материальных объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов как начальных этапов познавательной деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или "следуют" друг за другом: "сначала" ощущения, "за ними" - восприятия и т. д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов, которые в то же время неразрывно связаны с мышлением. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание.


Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира.

И чувственное познание и мышление тесно связаны с языком. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не большая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми. В этом факте отчетливо видно значение реального взаимодействия многих и многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.

Язык во многом организует и формирует чувственное познание: через язык осуществляется (причем нередко бессознательно, как бы автоматически) подключение отдельных фактов опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек.

Каждый человек - уже благодаря тому, что он владеет языком, - практически повседневно опирается на многовековой опыт "обработки" тех чувственных данных, которые он получает при непосредственном столкновении с предметами, явлениями, фактами жизни. Речь идет об обработке при помощи понятий, конкретное содержание которых, выраженное в языковой форме, он усваивает, включаясь в общественную жизнь, в систему существующей в его обществе культуры, в систему имеющихся в обществе знаний. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, мышления, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности.
Проблемы для обсуждения:



1. Значения термина "знание".

2. Формы познания на разных этапах истории человечества.

3. Концепции О. Конта и М. Полани.

4. Виды знаний в структуре общего образования.

5. Главные элементы человеческого познания: ощущение, восприятие, мышление.

1.2. Мировоззренческие картины мира

Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений.

Виды и социально-исторические типы мировоззрений.

Различные картины мира.

Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений

В дополнение к знаниям, формируемым на их основе профессиональным умениям и навыкам, эрудиции, необходимым при решении конкретных задач, человеку требуется и нечто большее. Нужен широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы. Важно понимать смысл наших действий, нашей жизни. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать, называют мировоззрением. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две "опоры": знания и ценности. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Они во многом "полярны", противоположны по своей сути.

Познанием движет стремление к истине - объективному постижению окружающего. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)



В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении.

При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других "полярных" компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего.

Таким образом, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

В мировоззрении в обобщенном виде представлены:
познавательная,

ценностная,

поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей.
Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение.

Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию.

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

"Коэффициент интеллектуальности" мировоззрений различен. Неодинакова также степень их эмоциональной насыщенности. Но, так или иначе, мировоззрения включают в себя оба эти "полюса". Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрений не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим.

Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, восхищения, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в "мрачные" тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя. Вместе с тем людям присущ также целый спектр "светлых" эмоций: ощущения радости, счастья, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими достижениями.