Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1362

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представлен в каждой образовательной системе, учреждении:

администрацией (ректорат, деканат);

преподавательским коллективом (кафедра);

ученическим сообществом (учебные группы).

Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется:

нормативно-правовыми актами;

программными документами.
Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные объединенные цели, представленные в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность.

Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью, и осуществляется она двумя направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоением. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием двумя его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

В целом, можно констатировать, что образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;

реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Формы обучения, их особенности, признаки и функции

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

познавательного и воспитательного общения;

взаимодействия;

отношений обучающего и обучаемых.

Результатом такого взаимодействия является:

профессиональное совершенствование педагога;

усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;


развитие психических процессов учеников и студентов;

развитие нравственных качеств учеников и студентов.

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

коллективной;

групповой;

индивидуальной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

содержания;

обучающих средств;

методов обучения.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков.

Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание науки и особенности обучающихся, в первую очередь возрастные, требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.



Особенности и признаки классно-урочной системы обучения Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения

Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя

Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине

Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)

Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий

Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы

Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями

Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине

Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов

Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут)

Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза

В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента

Учебная группа - это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год)

Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе

Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий

Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы

Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам

Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома)

Функции форм обучения:

1. Обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.

2. Воспитательная. Данная функция обеспечивается введением обучающихся с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.

3. Организационная, которая состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучающихся требует от обучающего четкой организационно-методической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.

4. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного деятельностного биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в учениках психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.

5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.

6. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе - своей процесс коллективной познавательной деятельности. Учащиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем, обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых.

7. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют распределения всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом
, так и для каждого занятия.

8. Стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Методы организации и осуществления учебной деятельности
Реализация задач обучения возможна при применении субъектами образовательного процесса различных методов организации и осуществления учебной деятельности.

Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований.

Таковыми могут выступать:

источник передачи и восприятия информации;

степень самостоятельности мышления учащихся;

характер учебной работы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Так, в зависимости от источника передачи и восприятия информации выделяют группы словесных (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия) (См. дополнительный иллюстративный материал.), наглядных (иллюстрации, демонстрации) (См. дополнительный иллюстративный материал.), практических (упражнения, опыты, учебно-производительный труд) методов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

К числу методов, влияющих на степень самостоятельности мышления обучаемых, относятся репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Характер учебной работы субъектов образовательного процесса зависит от следующих методов организации учебной деятельности: учебная работа под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся (работа с книгой, письменная работа, лабораторная работа, работа в учебно-производственных мастерских). (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:

1. Проведите анализ соотношения понятий "обучение" и "научение".

2. Раскройте значение основных компонентов содержания обучения.

3. Определите особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса.

4. Охарактеризуйте факторы, влияющие на выбор форм и содержания обучения.

5. Покажите взаимосвязь обучения и воспитания в процессе различных форм обучения.

6. Раскройте содержательные отличия классно-урочной и лекционно-практической форм обучения.

16.2. Умение учиться
Умение учиться вырабатывается в процессе настойчивого овладения знаниями обучаемым. Вместе с тем развитие эффективных способов и навыков успешного обучения в образовательном учреждении зависит от обучающего. Именно от педагога зависит приведение в движение всех внутренних и внешних механизмов обучения для приобретения обучаемыми необходимых знаний.