Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1359

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Строение текста и его анализ
По мнению ученых, любой текст можно рассматривать как один из элементов информационного взаимодействия в системах "человек - человек", "ученик - учитель". Главным критерием качества текста является достижение пользователем целей, ради которых этот текст составлен.

При этом текст может быть описан с использованием четырех признаков: сложности, трудности, читабельности и функциональности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Cложность текста - это отношение сложности объекта и компетентности составителя текста в вопросах, связанных с этим объектом.

Трудность текста выражается отношением вида текста и языковой компетентности составителя.

Читабельность выступает как отношение доступности текста и уровня читательской и профессиональной подготовленности.

В функциональности находит свое выражение отношение полноты текста, его содержания и реальных действий пользователя текста.
Эффекты трудности и читабельности относятся к проблеме взаимодействия человека с текстом. Эффекты сложности и функциональности связаны с проблемами взаимодействия составителя и пользователя с объектом управления.

Так, научным, научно-популярным и специальным текстам, по мнению исследователей, присущи следующие особенности:

тексты строятся по единым логическим правилам связности изложения, т.е. для продуктивных способов работы обучаемые должны выявить и изучить закономерности этих текстов;

тексты, как правило, обладают избыточностью информации, 75% которой не несут новых фактов и знаний;

при чтении любых текстов в мозгу происходит перекодировка, т.е. сообщение на языке собственных мыслей полученной информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Работа с текстами (учебными, научными, научно-популярными, инструктивными, художественными и т.д.) связана с тремя функциями:

составление текста;

контроль текста;

исполнение предписания.
Так, инструктивные тексты, которые являются типичными для сферы обучения, отличаются от других тем, что они содержат предписания, предполагающие исполнение реальных действий с объектом. Ошибки, пропуски, нарушение последовательности действий могут привести к авариям, травмам и другим неблагоприятным последствиям на производстве или в какой-либо другой сфере профессиональной деятельности.


Известно, что прагматическое назначение сообщения состоит в том, чтобы оно вызывало нужный отклик у получателя сообщения. Если последний производит действия с объектом, предусмотренные отправителем сообщения, тогда можно говорить об адекватности понимания текста. Адекватность любого текста своему назначению означает соответствие цели, средств и результата работы составителя и пользователя текста. Часто адекватность понимания текста определяется не по тому, как и что делается согласно текста, а как он воспроизводится. Следует заметить, что в практике обучения нередко имеется расхождение между тем, как должен и как на самом деле пользователь понимает текст. Это значит, что обучаемые будут делать не то, что хотели бы их учителя.

Текст имеет многоуровневое строение. В нем, по мнению ученых, могут выделяться целевой, предметный, семантический, логический, композиционный и языковой планы, или уровни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Целевой план текста отражает характер его направленности и выражает замысел, цели и задачи отправителя и получателя текста.

Предметный план текста составляет система явлений и предметов, по поводу которых автор намерен нечто сообщить.

Семантический план текста раскрывает отношения (и их типы) между предметами.

Логический аспект текста раскрывает способ развертывания предметно-смыслового содержания.

Преобразование логических линейно-развернутых рассуждений в иерархическую структуру, их соподчинение по степени важности относительно цели высказывания образует композиционный план текста.

Знаковая форма описания предмета, соотносимого с целями высказывания, составляет языковой план текста.
Единство всех выделенных уровней, или планов, текста и представляет собой ту общую систему координат, на которую ориентируются автор и читатель, для того чтобы достигнуть взаимопонимания. Другими словами, понять текст - это значит воссоздать смысл содержания текста теми же способами, какими пользовался автор.

Любой текст независимо от предметного содержания языка, на котором он написан, должен иметь следующие семантические признаки: их строение и связи между ними, происхождение предмета и его применение (функцию), свойства предмета, посредством которых его функция реализуется, тип предмета и его производство.

Знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их - значит сделать первый шаг к пониманию материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, обучаемый сопоставляет с ним известные ему знания, выстраивает предположения о круге поднимаемых в тесте вопросов.



Анализ заголовка статьи, названия книги может представлять собой мысленный ответ на вопросы:

Что мне уже известно об этом?

Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний?

Что может быть нового, неизвестного в этой статье, книге?

О чем можно судить по характеру заголовка?

Работа с заголовком может проводиться не только до, но и после прочтения текста. Один из наиболее распространенных приемов такой работы - объяснение смысла названия статьи, книги, попытка дать собственный заголовок прочитанному. Такая мыслительная работа позволяет выстроить логическую цепочку собственных рассуждений, обоснованных по изучаемой проблеме, пройти тот же путь интеллектуальных размышлений, что и автор.

Заголовки, в зависимости от их функции, замысла автора бывают различными. Ученые выделяют 12 видов заголовков: от иносказательного до заголовка-вопроса. Распознать содержание книги, статьи по одному названию достаточно сложная задача. Этому будет способствовать обращение к оглавлению, аннотации, которые располагаются, как правило, на обратной стороне титульного листа или в конце книги.

Анализ оглавления, аннотации также предполагает мысленное прогнозирование ответов на вопросы типа:

Что нового можно узнать, прочитав эту книгу или статью?

Какие актуальные, важные проблемы в ней излагаются?

Какую цель ставит перед собой автор?

Обдумывание названия, оглавления, аннотации формирует познавательный интерес, обостряет восприятие текста, настраивает на определенный уровень интеллектуальных трудностей, связанных с познанием нового.

Если текст имеет эпиграф, то это - еще один ключ к пониманию. Его тоже надо использовать. Короткие, в 1-2 предложения, эпиграфы выражают не только содержание, но и эмоциональную окраску текста. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии, образные ассоциации, они приближают читателя к замыслу автора. Анализ эпиграфа - достаточно сложная интеллектуальная работа, поскольку он выражает мысль обобщенно. Понимание этой связи, ее словесная формулировка дают возможность более глубоко осмыслить прочитанное, сформировать мыслительный навык логического обоснования той или иной проблемы.

В целом можно отметить, что анализ заголовка, оглавления, эпиграфа формирует у читающего ожидание знакомства с текстом. Психологи называют такое состояние установкой. Благодаря установке у обучаемых возникает определенный эмоциональный, смысловой настрой, который позволяет увидеть и понять все содержание, различить контекст, создать мысленный образ прочитанного.
Эмоциональный настрой активизирует вдохновение, способствует формированию стремления как можно глубже разобраться в учебном материале, построить собственную версию, гипотезу разрешения профессиональной проблемы.

Основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста несут ключевые слова и фразы. Определить их - необходимая основа для понимания учебного материала. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд теста, раскрывают его главную мысль. Выделение ключевых слов, фраз в тексте сопровождается активной мыслительной работой, поскольку выявляются взаимные связи, зависимости, причины следствия, устанавливается сходство и различие с уже известным материалом, выясняется правдоподобие и реальность излагаемых суждений и фактов. Поиск собственных ответов на вопросы, заданные самому себе в ходе работы с текстом, последующее их сравнение с реальным содержанием текста вырабатывают навыки и умение самостоятельно анализировать, обобщать, выделять главное.

Понимание главного может произойти как результат логических рассуждений либо одномоментно, как озарение.

Однако в процессе размышлений человек использует некоторые приемы для выделения главной мысли:

очень краткая формулировка сути текста или его отрывка;

анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где поясняющие ее примеры;

отбрасывание ненужной в данном случае информации.
Такое творческое чтение учебника, книги приводит к рождению новых идей, к выявлению неточностей или ошибок в прежних знаниях, а главное, к самосовершенствованию. Результатом активной мыслительной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и развитие интеллектуальных способностей. Умение выделять главную мысль великий чешский педагог Я.А. Коменский считал основой интеллектуальной культуры человека.

Виды письменных работ обучаемых
Результаты мыслительной работы с текстом могут быть закреплены учащимся при отработке конспекта изучаемого материала.

Происходит это слово от латинского слова conspectus, что означает "обзор". А обзор - это всегда нечто сжатое, сокращенное. В словаре С.И. Ожегова конспект определяется как "краткое изложение, краткая запись чего-то", а в словаре Д.Н. Ушакова сказано еще точнее: "Краткое изложение, существенная запись чего-то". Но и это достаточно четкое определение хочется уточнить: это систематизированная, логически связанная запись. Такая запись дает возможность продуманно расставить акценты, при этом уменьшив объем материала и сохранив его стройное изложение. Конспект - это план, превращающийся в краткий пересказ, который содержит только существенную информацию.


Конспект - это также и прием понимания и запоминания материала. Между конспектом (так же планом) и пониманием - двусторонняя связь. С одной стороны, нельзя конспектировать то, чего не понимаешь, поэтому, чтобы законспектировать текст, нужно вникнуть в его содержание. С другой стороны, сам процесс конспектирования текста способствует его осмыслению.