Файл: Методические указания по изучению дисциплины Воздушное право Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
Любое практическое занятие начинается, как правило, с формулирования его целевых установок. Понимание обучающимися целей и задач занятия, его значения для специальной подготовки способствует повышению интереса к занятию и активизации работы по овладению учебным материалом.
Вслед за этим производится краткое рассмотрение основных теоретических положений, которые являются исходными для работы обучаемых на данном занятии. Обычно это делается в форме опроса обучающихся, который служит также средством контроля за их самостоятельной работой. Обобщение вопросов теории может быть поручено также одному из обучающихся. В этом случае соответствующее задание дается заранее всей учебной группе, что служит дополнительным стимулом в самостоятельной работе. В заключении преподаватель дает оценку ответов обучающихся и приводит уточненную формулировку теоретических положений.
Основную часть практического занятия составляет работа обучающихся по выполнению учебных заданий под руководством преподавателя.
Подготовка к практическому занятию обучающегося включает 2 этапа:
- организационный;
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе обучающийся планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку обучающегося к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной
69 литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы обучающийся должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
Конспекты проверяются преподавателем и могут стать основой для беседы на практическом занятии или для выполнения какого-либо задания.
Подобного рода работа также может предполагать подготовку доклада или сообщения, которые заслушиваются на занятии и могут служить материалом для организации групповой дискуссии и других интерактивных форм обучения.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Предварительно следует продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия обучающиеся под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.
При подготовке к практическим занятиям самостоятельно следует изучить нормативные правовые акты, основную и дополнительную литературу, судебную практику.
Самоподготовка предусматривает общение с преподавателем для получения консультаций по сложным для понимания вопросам и логике их изучения. Возникающие вопросы необходимо обсуждать на практических занятиях.
Для получения дополнительных и более глубоких знаний следует изучать
70 монографическую литературу, научные статьи, указанные в списке дополнительной литературы.
1 2 3 4 5 6 7
Самостоятельная
работа
является обязательным компонентом дисциплины. Организация самостоятельной работы обучающихся (аудиторной и внеаудиторной) обеспечивает решение следующих задач: постепенной подготовки к переходу от изучения учебного материала к способности самостоятельно анализировать его, систематизировать материал, выделять главное, делать выводы, аргументировать.
При изучении дисциплины следует использовать следующие виды самостоятельной работы:
- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;
- написание письменного задания (эссе или реферата) по заданной теме;
- подготовка докладов, научных статей и участие в научных студенческих конференциях.
-подготовка докладов и участие в СНО «Воздушное право».
Аудиторная самостоятельная работа включает:
- самостоятельная работа над лекционным материалом;
- выполнение индивидуальных заданий и тестов.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает:
- изучение базовой и общепрофессиональной литературы, материалов международных конференций по воздушному праву, газетных статей по темам программы;
- изучение обзоров судебной практики арбитражных судов по гражданским и судебной практики по уголовным делам, иных материалов судебной практики.
- подготовка сообщений, докладов и презентаций по темам программы.
Также используются модельные задания, тесты, анализ предложенной ситуации, составление процессуальных документов, индивидуальная работа студентов с Интернет- ресурсами.
Успешное выполнение тестовых заданий является одним из условий прохождения текущей аттестации по дисциплине.
работа
является обязательным компонентом дисциплины. Организация самостоятельной работы обучающихся (аудиторной и внеаудиторной) обеспечивает решение следующих задач: постепенной подготовки к переходу от изучения учебного материала к способности самостоятельно анализировать его, систематизировать материал, выделять главное, делать выводы, аргументировать.
При изучении дисциплины следует использовать следующие виды самостоятельной работы:
- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций;
- написание письменного задания (эссе или реферата) по заданной теме;
- подготовка докладов, научных статей и участие в научных студенческих конференциях.
-подготовка докладов и участие в СНО «Воздушное право».
Аудиторная самостоятельная работа включает:
- самостоятельная работа над лекционным материалом;
- выполнение индивидуальных заданий и тестов.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает:
- изучение базовой и общепрофессиональной литературы, материалов международных конференций по воздушному праву, газетных статей по темам программы;
- изучение обзоров судебной практики арбитражных судов по гражданским и судебной практики по уголовным делам, иных материалов судебной практики.
- подготовка сообщений, докладов и презентаций по темам программы.
Также используются модельные задания, тесты, анализ предложенной ситуации, составление процессуальных документов, индивидуальная работа студентов с Интернет- ресурсами.
Успешное выполнение тестовых заданий является одним из условий прохождения текущей аттестации по дисциплине.
71
Тестовые задания охватывают основные вопросы по дисциплине. Для выполнения тестовых заданий обучающиеся должны изучить лекционный материал по теме, соответствующие разделы учебников, учебных пособий и других источников.
Формами тестовых заданий являются:
1. Закрытая (с выбором одного или нескольких заключений).
2. Открытая (с заданием вписать самостоятельно правильный ответ).
3. На установление правильной последовательности (дат, этапов и т.д.).
4. На установление соответствия (авторов их монографиям, терминов их дефинициям и т.д.).
У обучающегося есть возможность выбора правильного ответа или нескольких правильных ответов из числа предложенных вариантов. Тест выполняется обучающимися самостоятельно во время практических занятий.
Обучающийся имеет возможность самостоятельно готовиться к тестированию.
При изучении дисциплины необходимо руководствоваться действующим законодательством и разработанными на его основе подзаконными нормативными актами.( последняя редакция на момент обновления СПС
«Консультант.Плюс» и(или) других информационно-справочных систем)
Изучение дисциплины осуществляется в тесном взаимодействии с другими дисциплинами. Форма и способы изучения материала определяются с учетом специфики изучаемой темы. Однако во всех случаях необходимо обеспечить сочетание изучения научного толкования того или иного понятия, даваемого в учебниках и лекциях, с самостоятельной работой , выполнением практических заданий, подготовкой докладов.
Для успешного усвоения материала и получения устойчивых знаний требуется соблюдать следующие условия.
Во-первых, посещать лекционные занятия, на которых преподаватели акцентируют внимание на основных темах данного курса и их главных вопросах.
Во-вторых, важное значение имеют практические занятия, где обучающиеся не только получают новые знания, умения и навыки, но и
72 закрепляют ранее полученные и имеют возможность проконсультироваться у преподавателя по вопросам, представляющим определенные трудности. Для получения основной информации по дисциплине обучающимся необходимо посещать практические занятия.
Обучающемуся необходимо регулярно отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки. Для успешного обучения необходимо иметь подборку учебной литературы, достаточную для изучения дисциплины. При этом следует иметь в виду, что нужна учебная литература различных видов: б) основная учебная литература – учебники, учебные и учебно-методические пособия; в) дополнительная научная литература – монографии, сборники научных статей, публикации в научных журналах; г) справочная литература – энциклопедии, словари, тематические, терминологические справочники.
Методические рекомендации по самостоятельному освоению
пропущенных тем дисциплины.
Преподаватель называет обучающемуся даты пропущенных занятий и количество пропущенных учебных часов. Форма отработки обучающимся пропущенного занятия выбирается преподавателем. Отработка обучающимся пропущенных лекций проводится в следующих формах:
1) самостоятельное написание обучающимся краткого конспекта по теме пропущенной лекции с последующим собеседованием с преподавателем
2)подготовки доклада по пропущенной теме
На отработку занятия обучающийся должен явиться согласно расписанию консультативных часов преподавателя, которое имеется на кафедре. При себе обучающийся должен иметь: выданное ему задание и отчет по его выполнению, под контролем преподавателя выполняется практическая работа, обучающийся устно или письменно отвечает на вопросы преподавателя.
Пропущенные лекции и практические занятия должны отрабатываться своевременно, до рубежного контроля по соответствующему разделу учебной дисциплины.
Отработка засчитывается, если обучающийся демонстрирует зачётный уровень теоретической осведомлённости по пропущенному
73 материалу.
ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература:
1. Елисеев, Б.П.. Свиркин В. А Воздушное право: Учебник для вузов.
Рекомендован УМО РФ [Текст] / Б. П. Елисеев, В. А. Свиркин. - М.: Дашков и
К, 2013. - 436с. [Электронный ресурс]. ―
М
.: "КонсультантПлюс"
― Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/ book/eliseev_bp_vozdushnoe_pravo/
2. Международное воздушное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Травников [и др.]; под ред. А. И. Травникова, А. Х.
Абашидзе. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 444 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05643-3. — [Электронный ресурс] ―Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/A4C988E7-E4D4-41FE-
BA8D-347D7D250963,
3. Конвенция о международной гражданской авиации: [Электронный ресурс].
―
ИКАО,
Doc
7300
Режим доступа: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/7300_cons.pdf,
4. Воздушное право: практикум / отв. ред. О.И. Аксаментов -
Образовательный центр "СоветникЪ" Санкт-Петербург, 2013
― 191 с. ―
ISBN 978-5-906313-02-7.
б) дополнительная литература:
5. Лебедева, М. Ю. Правовой статус и управление аэропортами в
странах-членах ИКАО // Научный вестник МГТУ ГА. Серия "Воздушное право" - М.: МГТУ ГА, №216 (6), 2015. С.52-57. ISSN 2079-0619. [Электронный ресурс].
―
Режим доступа: http://aerohelp.com/sites/default/files/lebedeva_pravovoi_status_i_upravlenie_aeropo rtami.pdf .
74 6. Лебедева
,
М. Ю. Некоторые правовые проблемы формирования
национального законодательства об аэропортах и внедрения стандартов
ИКАО в их деятельность // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. Серия "Воздушное право" -
М.: МГТУ ГА, №170 (8), 2011. С.44-49. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://aerohelp.com/sites/default/files/lebedeva_formirovanie_nacionalnogo_zakonod atelstva_ob_aeroportah.pdf свободный (дата обращения 18.01.18).
7. Бордунов
,
В. Д., Елисеев
,
Б.П. Монреальская конвенция для
унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от
28 мая 1999 года: проблема толкования и применения // Научный вестник
Московского государственного технического университета гражданской авиации. Серия "Воздушное право" - М.: МГТУ ГА, №196 (10),
2013.[Электронный ресурс].
–
Режим доступа: http://aerohelp.com/sites/default/files/monrealskaya-konventsiya-dlya-unifikatsii- nekotoryh-pravil-mezhdunarodnyh-vozdushnyh-perevozok-ot-28-maya-1999-goda- problema.pdf свободный (дата обращения 18.01.18).
8. Воздушный транспорт в современном мире: Учебное пособие для вузов. Допущено УМО [Текст] / В. В. Бабаскин [и др.]. - СПб.: ГУГА, 2010. -
336с.
9. Договорно-правовое
обеспечение
деятельности
предприятий
воздушного транспорта: учебное пособие [Текст] / Авторы Лебедева М.Ю.,
Гер О.Е.– СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2017.
10.
Договорное право: учебное пособие [Текст] / Авторы Лебедева
М.Ю., Гер О.Е.– СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2017.
11.
Хозяйственный механизм авиатранспортных предприятий.
Учебное пособие. Часть 1. Авиакомпания. Под общей редакцией Маслакова
В.П [Текст]/Маслаков В.П., Лебедева М.Ю., Калинин И.А., Воронцова А.М.,
Брагин В.А., Паристова Л.П., Жуков В.Е., Корень А.В. – СПб, Питер, 2015–
368с.ил.(Серия «Учебное пособие»). – ISBN978-5-496-00709.
75
в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет»:
12. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]:[Электронный ресурс]
–
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ свободный
13.
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-
ФЗ (ред. от 31.12.2017, с изм. доп., вступающими в силу с 04.06.2018)
[Официальный
Текст]:
[Электронный ресурс].
–
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_13744/
,
свободный,
14.
Руководство по аэропортовым службам [Текст]:[Электронный ресурс]. – ИКАО, Doc 9137-AN/898, Часть 8. Эксплуатационные службы.
Издание четвертое, 2002. Режим доступа: http://www.aviadocs.net/icaodocs/docs/9137_p8_cons_ru.pdf свободный Тарифы
на услуги аэропортов и аэронавигационных служб. [Текст]: [Электронный ресурс].
–
ИКАО,
Doc
7100
Режим доступа: http://www.aviadocs.net/icaodocs/docs/7100_cons_en.pdf
,
свободный
15.
Правила аэронавигационного обслуживания. Правила полетов
и обслуживания воздушного движения. [Текст]: [Электронный ресурс]. –
ИКАО, Doc ICAO 4444-ATM/501
Издание шестнадцатое, Режим доступа: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/4444_cons_ru.pdf
,
свободный
16.
Правила регистрации в ИКАО авиационных соглашений и
договоров
[Текст]: [Электронный ресурс]. – ИКАО,
Doc
6685
Режим доступа: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Docs/6685_ru.pdf., свободный
17.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности гражданской авиации
[Текст]: [Электронный ресурс]. –
ИКАО,
Doc
8966.
Режим доступа: http://www.aviadocs.net
/icaodocs/Docs/8966.pdf., свободный
г)
программное
обеспечение
(лицензионное),
базы
данных,
информационно-справочные и поисковые системы: