Файл: Методические указания по изучению дисциплины Воздушное право Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
К числу источников права относятся нормативные правовые акты местных органов государственной власти и управления.
Деятельность по управлению гражданской авиацией обеспечивается целой системой органов, каждый из которых в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обладающие различной по отношению друг к другу юридической силой.
Главенствующее место в системе законодательства о гражданской авиации занимает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены нормы, оказывающие существенное влияние на правоотношения, возникающие при эксплуатации воздушного транспорта. Так, например, статья 4 Конституции, закрепляя полный и исключительный суверенитет на всю территорию
Российской Федерации, тем самым определяет, что государственная власть распространяется на всю территорию, находящуюся под юрисдикцией России.
При этом государственная власть распространяется именно на всю без исключения территорию России: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, а также объекты с государственной символикой России (корабли, авиалайнеры и пр.).
Статья 8 Конституции РФ признает и закрепляет равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, что в конечном итоге определяет стратегию в области коммерческой эксплуатации воздушного транспорта.
Как уже отмечалось, особую роль среди законов, являющихся источниками воздушного права, играет Воздушный кодекс Российской Федерации. В общей иерархии законодательства России он относится к разряду обыкновенных законов - законов, которыми обеспечивается детальное регулирование комплекса однотипных отношений.
Ныне действующий Воздушный кодекс РФ принят Государственной
Думой 19 февраля 1997 года, одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года, утвержден Указом Президента от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ и введен в действие с 1 апреля 1997 года. В системе воздушного законодательства он занимает главенствующее место. Все решения Правительства РФ, министерств и ведомств по вопросам, отнесенным к сфере его применения, должны
14 приниматься в соответствии с Воздушным кодексом.
Многочисленную группу источников воздушного права России составляют нормативные правовые акты уполномоченного органа в области гражданской авиации: Федеральные авиационные правила, Авиационные правила, наставления, положения, руководства, указания и т.д.
Акты уполномоченного органа в области гражданской авиации по содержанию могут быть индивидуального применения и нормативного характера. Приказами могут утверждаться и вводиться в действие наставления,
Федеральные авиационные правила и другие специальные для гражданской авиации акты.
Вопросы для самопроверки:
1. Что следует понимать под правотворчеством?
2. Правотворчество в области воздушного права.
3.
Правотворчество государственных органов и локальное правотворчество.
4. Что следует понимать под источником права?
5. Перечислите основные источники Российского права.
6. Конституция Российской Федерации - основной источник российского права.
7. Воздушный кодекс - важнейший источник воздушного права РФ.
8. Правила полётов, правила воздушных перевозок и другие нормативные акты как источники воздушного права.
9. Источники международного воздушного права.
10. Чикагская конвенция 1944 г. как источник международного воздушного права.
11. Акты Содружества Независимых Государств по гражданской авиации как источники международного воздушного права.
Тема 3. Реализация воздушного права
В процессе изучения темы необходимо усвоить понятие реализации права
15 и его виды: соблюдение права, исполнение праве, использование права и применение права. Затем слушатель переходит к изучение вопроса о том, как действует правовая норма во времени, в пространстве и по лицам, а также производит низшую (учёт всех изменений и дополнений, внесённых в правовую норму; норма реализуется в последней редакции) и высшую (соответствие анализируемой нормы актам, имеющим высшую юридическую силу) критику правовой нормы.
Особенно тщательно и детально необходимо изучить раздел темы, посвящённый толкованию правовой нормы. Следует уяснить понятие и виды толкования правовой нормы. Затем необходимо перейти к анализу отдельных видов толкования, рассмотреть теоретические положения в сочетании с практическим анализом (толкованием) нормы воздушного права.
Правовое регулирование деятельности гражданской авиации предусматривает регламентирование всех видов правоотношений, возникающих в процессе эксплуатации воздушного транспорта. Юридической основой такого регулирования являются нормы воздушного права.
"Норма" (лат.) означает правило, образец, точное предписание. Являясь первичной (исходной) ячейкой вообще и воздушного права в частности, правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения в тех или иных однотипных ситуациях. Государство устанавливает определенные критерии, меру поведения людей и в необходимых случаях дает оценку этому поведению в соответствии с определенными в нормах правилами поведения.
Обладая, в отличие от других социальных норм, государственно- обязательным характером, правовая норма определяет рамки возможного и должного поведения, условия, при которых она применяется, и последствия несоблюдения изложенного в норме правила.
Указанные обстоятельства определяют в конечном итоге структуру любой нормы воздушного права, каждая из составляющих частей которой (гипотеза, диспозиция, санкция) дает ответ на поставленные выше вопросы.
В гипотезе нормы воздушного права определены конкретные условия, при возникновении которых она может применяться.
16
Так, например, в статье 60 Воздушного кодекса РФ прямо определено, что "командир воздушного судна (КВС), принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна, морского судна или судна внутреннего плавания, а также обнаруживший судно, терпящее или потерпевшее бедствие, зону экологического бедствия либо находящихся в опасности людей, обязан оказать помощь, если это не сопряжено с опасностью для вверенного ему воздушного судна, пассажиров и экипажа, отметить на карте место (зону) бедствия и сообщить об этом соответствующему органу обслуживания воздушного движения (управления полетами)".
Основываясь на данной норме права, КВС должен совершить определенные действия только при наличии следующих условий: "...при принятии сигнала бедствия... либо в случае обнаружения судна, терпящего или потерпевшего бедствие..." и только в том случае, если "...это не сопряжено с опасностью для вверенного ему воздушного судна, пассажиров и экипажа".
Диспозиция является основным элементом правовой нормы. В ней изложено само правило поведения, определены права и обязанности участников этого правоотношения.
Так, в диспозиции рассматриваемой нормы воздушного права устанавливается необходимость совершить КВС определенные действия: оказать помощь, отметить на карте зону бедствия, сообщить о факте бедствия и т.д. Указанные действия командир воздушного судна обязан совершить при наличии тех условий (гипотезы), которые были рассмотрены выше.
Санкция представляет собой указание на неблагоприятные для нарушителя последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписания правовой нормы.
В зависимости от последствий за несоблюдение рассмотренной нормы
Воздушного кодекса могут наступить дисциплинарная (Трудовой кодекс
Российской Федерации), административная (Кодекс РФ об административных правонарушениях) или уголовная ответственность (Уголовный кодекс (УК)
Российской Федерации).
Для воздушного права характерно то обстоятельство, что составные части правовых норм, как правило, зафиксированы в различных местах. Гипотеза и
17 диспозиция часто совмещаются, а санкция может быть вообще отделена и представлена в другой норме или даже ином нормативном правовом акте.
В большинстве случаев в нормах воздушного права в прямом виде не зафиксирована возможность применения санкций за нарушения воздушного законодательства. В статье 4 Воздушного кодекса РФ определена стратегия применения санкций за нарушения действующих правил. "Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Наличие в явном виде всех трех составных частей нормы воздушного права (гипотезы, диспозиции и санкции) характерно для Уголовного кодекса
Российской Федерации. Так, статья 263 УК РФ предусматривает различные санкции за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации на воздушном транспорте в зависимости от последствий этого нарушения
(различные гипотезы).
В указанной статье правило поведения (диспозиция) одно - соблюдай действующие правила движения и эксплуатации.
Статья 263 УК РФ содержит три нормы права, каждая из которых имеет одинаковую диспозицию, различные гипотезы и, соответственно, различные санкции.
Умение находить элементы нормы воздушного права является необходимым условием правильного понимания смысла этой нормы и, соответственно, правильного ее применения на практике.
Нормы воздушного права излагаются в отдельных статьях правовых актов.
Статья может содержать несколько правовых норм, либо, наоборот, одна норма может быть представлена в нескольких статьях нормативного правового акта.
В зависимости от характера, регулирующего воздействия, нормы воздушного права делятся на императивные (повелительные) и диспозитивные
(восполнительные).
Императивные нормы содержат категорическое предписание, не допускающее отклонений от изложенных в норме требований. Такие нормы находят применение обычно при регулировании вопросов, влияющих на безопасность полетов. Так, например, пункт 7 ФАП "Медицинское
18 освидетельствование летного, диспетчерского состава..." определяет запрет на выполнение профессиональных обязанностей авиационным персоналом без медицинского заключения или с истекшим сроком действия медицинского заключения.
Примером императивной нормы воздушного права может служить также статья 132 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что "страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным". При этом устанавливается минимум страховой суммы на каждого члена экипажа воздушного судна.
Диспозитивные нормы дают возможность регулировать вопросы самостоятельно, с учетом конкретной обстановки, позволяют выбирать наиболее предпочтительный вариант поведения. Так, Правила предполетного досмотра пассажиров устанавливают, что в случае обнаружения предметов и веществ, запрещенных к воздушной перевозке в пассажирской кабине (если эти предметы и вещества не изъяты из гражданского оборота), пассажирам предлагается реализовать один из следующих вариантов:
- передать предмет провожающим;
- сдать предмет в багаж;
- сдать на временное хранение.
Учитывая многообразие ситуаций, возникающих при эксплуатации воздушного транспорта, особенно при выполнении полетов, воздушное законодательство предусматривает значительное число норм права, носящих диспозитивный характер.
Реализация норм воздушного права
Норма воздушного права по своему содержанию носит общий характер.
Она не предполагает конкретных исполнителей, рассчитана на многократное применение.
В процессе реализации норм воздушного права происходит сообразование поведения субъектов правоотношений с правилами, изложенными в правовой норме. Так, норма воздушного права реализуется при правомерном поведении авиационного персонала, проводящего обеспечение, подготовку и выполнение
19 полетов гражданских воздушных судов, т.е. такого поведения, которое сообразуется с нормами воздушного законодательства.
Можно выделить четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм воздушного права означает воздержание от действий, отнесенных воздушным законодательством к разряду запрещенных. Так, например, пункт 1.9 ФАП "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов" прямо запрещает осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных линиях
Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного этими Федеральными авиационными правилами.
Исполнение норм воздушного права предусматривает обязательное совершение определенных, предписанных этими нормами действий или выполнение конкретных обязанностей. Так, например, в Федеральных авиационных правилах "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" определен конкретный набор действий, которые должен выполнить экипаж воздушного судна в процессе предполетной подготовки.
Использование норм воздушного права предлагает реализацию конкретными лицами своих прав. Например, предоставляя услуги и льготы пассажирам гражданских воздушных судов (ГВС) (статья 106 ВК РФ), законодатель определяет права пассажира, которыми он может воспользоваться, а может и не воспользоваться.
Самостоятельным видом реализации норм воздушного права является
применение. Эта форма реализации норм воздушного права имеет место в процессе властной деятельности должностных лиц, которая состоит в применении общего правила к конкретному случаю и издании актов применения.
В последнее время процедура реализации в виде применения норм воздушного права стала потребностью не только руководителей, которые
20 обладают правом издания актов применения.
Все лица, относящиеся к авиационному персоналу (имеющие специальную подготовку и соответствующие сертификаты или свидетельства), должны также уметь оценивать правомерность принимаемых и реализуемых на практике решений по схеме применения норм воздушного права. В случае неадекватного решения в рамках занимаемой ниши они несут полную юридическую ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Процесс применения состоит из определенных стадий, предусматривающих совершение должностными лицами ряда необходимых действий:
1. Изучение и анализ фактических обстоятельств дела и отыскание правовой нормы для применения к конкретному случаю.
2. Установление пределов действия выбранной нормы воздушного права.
3. Проведение толкования правовой нормы.
4. Принятие решения путем вынесения актов применения.
При прохождении первой стадии достаточно важным является определение категории рассматриваемых фактов, так как нормы воздушного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений только с обстоятельствами, носящими характер юридических фактов.
Неюридические факты, соответственно, не урегулированы нормами воздушного права и не порождают никаких правовых последствий.
Так, например, перерыв в летной работе менее 30 календарных дней для командиров воздушных судов при допуске к самостоятельным полетам не является юридическим фактом, так как не влечет никаких правовых последствий. Напротив, перерыв более 30 календарных дней является юридическим фактом, так как для допуска к самостоятельным полетам требуется проведение соответствующих тренировок и проверок.
Юридические факты могут иметь характер юридических событий и юридических действий.
В первом случае воздушное законодательство связывает событие с возникновением определенных правовых последствий. Так, при достижении определенного налета, стажа и пр. второй пилот воздушного судна вправе
21 вводиться в строй в качестве командира.
Во втором случае правовые последствия возникают по воле самих носителей прав и обязанностей. Довольно часто для возникновения определенных прав и обязанностей необходима совокупность юридических фактов (юридический состав). Например, при отборе и переучивании летного состава на новые типы воздушных судов предъявляется целый набор конкретных требований (образование, налет, класс и пр.), которые, по сути, являются юридическими фактами.
Установление пределов действия правовой нормы предполагает в последующем как минимум установление ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Пределы действия во времени ограничены моментом, с которого начинает действовать правовая норма, и моментом, с которого она теряет свою юридическую силу. Срок принятия закона не всегда совпадает с моментом вступления в силу. Например, Воздушный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 19.02.1997, одобрен Советом Федерации
05.03.1997, подписан Президентом РФ 19.03.1997, а вступил в силу с 1 апреля
1997 года.
Разница между временем принятия нормативного правового акта и моментом вступления его в силу может быть весьма значительна. Так,
Федеральный закон "О транспортной безопасности" был принят
Государственной Думой 19 января 2007 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года, подписан Президентом 9 февраля 2007 года, а вступил в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования - 14 февраля 2007 года.
Если в акте не указывается срок ввода его в действие, то реализуется общеустановленный порядок, определенный Указом Президента РФ от
23.05.1996 N 763.
Приказы, инструкции, указания уполномоченного органа в области гражданской авиации и другие ведомственные нормативные правовые акты вступают в силу либо с момента его подписания (утверждения), либо с момента, указанного в нормативном правовом акте, либо с момента его
22 доведения до исполнителя (наиболее важных - под роспись).
Учитывая значимость акта для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации, иногда определяются особые условия ввода его в действие, которые предусматривают:
- изучение документа во всех службах, обеспечивающих и выполняющих полеты;
- сдачу специальных зачетов;
- оформление контрольных листов-обязательств авиационного персонала.
Прекращается действие нормативного правового акта с момента его официальной отмены либо с момента вступления в силу последующего акта той же или высшей юридической силы, либо истечением срока, на который он был издан.
При издании документов, противоречащих друг другу, действует общий принцип для документов одного уровня - более поздний отменяет более ранний.
В общем случае нормативные акты применяются к тем действиям, которые имели место после вступления закона в силу, и не распространяются на ситуации, имевшие место до этого момента. Обратная сила может быть придана акту в связи с конкретным случаем, прямо указанным в законе, либо в случае устранения или смягчения наказания или улучшения положения участников правоотношений.
Действие нормы воздушного права в пространстве зависит от того, каким органом она была принята. Норма, принятая федеральным органом, действует на всей территории Российской Федерации, акты органов субъектов России - на территории соответствующего субъекта.
Иногда норма права может распространять свое действие на конкретную указанную в ней территорию, например районы крайнего Севера, район
Антарктиды, контролируемую зону аэропорта (КЗА) и пр.
Воздушный кодекс Российской Федерации распространяет свое действие на всю гражданскую авиацию в пределах России и на все гражданские воздушные суда России, находящиеся за ее пределами, если положения этого
Кодекса не противоречат законам страны пребывания.