ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Осуществлять выпуск информационных, программно- методических материалов.
Приобщение к работе по патриотическому воспитанию родителей способствует более успешному решению проблемы.
Учет возрастных особенностей учащихся при организации процесса гражданско-патриотического воспитания позволит подобрать адекватные возрасту формы и методы воспитательной работы.
Педагогам-практикам и методистам, занимающимся гражданско- патриотическим воспитанием в России, следует помнить, что:
- в многонациональной стране опасно подменять общероссийское русским, татарским, якутским или каким-либо еще (если речь только не идет об этнокультурных феноменах);
- в многоконфессиональной стране опасно с высоты своей колокольни в упор не видеть минаретов, пагод, синагог, капищ, а тем более религиозного безмолвия атеистов;
- в монокультурной стране опасно даже просто не замечать (в беседах с детьми, в научных дискуссиях, в процессе написания учебных и методических текстов) существование иных, отличных от тех, с которыми себя идентифицирует педагог, культурных сообществ.
•
Школьный историко - краеведческий музей;
•
Научно - практическая конференция «Мир через культуру»;
•
Месячник героико - патриотического воспитания;
•
Вахта Памяти;
•
Экскурсии по местам боевой славы;
•
Встречи с ветеранами В.О.войны;
•
Уроки мужества и памяти;
•
Участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
•
Патриотическая акция «Подарок солдату;
41
•
Военно - спортивная игра «Зарница»;
•
Конкурс патриотической песни;
•
Конкурс чтецов;
•
Содержание закрепленных за школой памятников;
•
Проведение мероприятий по изучению государственной символики
России;
•
Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранами;
•
Организация изучения краеведческих материалов на уроках истории, географии, литературы.
Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.
Вывод
Целью исследования является изучение и выявление уровня сформированности ценностно-патриотических ориентаций у учащихся общеобразовательных школ.
Для реализации поставленной цели исследовательской работы поставили и достигли нескольких задач по выявлению патриотического воспитания: подбор методик и проведение апробации по подобранным методикам; проведение исследовательской работы в МБОУ СОШ г. Кызыл № 12; после проведения исследовательской работы обрабатывали методики.
В исследовании принимали участие учащиеся 4 и 7 класса МБОУ СОШ
№ 12 г. Кызыла им. Воинов - интернационалистов. Выборку составили 60 человек, возраст 4классников составил 9-11 лет, а 7классников 13-15 лет.
Принимали участие 34 девушек и 26 мальчиков.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что старшеклассники более подвержены патриотическим чувствам, чем учащиеся подросткового возраста.
42
Для подтверждения выдвинутой гипотезы подобрали и применили тесты для выявления ценностно- патриотических ориентаций личности. Методиками исследования являются: Тесты «Патриотизм. Как я его понимаю» и «Ты гражданином быть обязан»
Из теста «Патриотизм. Как я его понимаю» учащиеся 4 и 7 классов показали хорошие результаты. Сочинения были написаны очень хорошо, получились очень объемными. Все ученики знают и стараются охранять, беречь свою Родину, знают о долге и чести перед страной и стараются выполнять и охранять природу нашей страны.
25 (41,7 %) учеников из 60 знают и понимают о сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма. Это значит, что они знают о высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Они понимают роль человека к созидательному труду на благо
Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно - нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
27 (45%) ученика 4 и 7 классов не полностью знают и понимают о патриотических чувствах, они не могут полностью написать о том, что такое
«патриотизм». Они понимают под «патриотизмом» - долг и честь перед
Родиной, защита традиций и обычаев.
7 учеников написали сочинения на 2 балла. Они не полностью раскрыли суть патриотизма, что понимается под ним. Сочинения получились менее информативными, объемными.
Частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от
ношение к тем обязанностям, которые они выбрали.
Второй тест, которые сделали учащиеся «Ты гражданином быть обязан».
Из 28 утверждений учащимся предлагалось выбрать самые значимые,
43
присущие им качества и которые не подходят для учащихся утверждения. 60
(100%) учащихся самыми значимыми качествами личности считают патриотизм.
Большинство учеников
(80%) отметили трудолюбие, требовательность, справедливость, честь, жизнерадостность, решительность, сострадательность, терпеливость и энтузиазм.
Традиционно в общеобразовательном учреждении используются следующие формы работы по формированию у школьников представлений о патриотическом воспитании:
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассказ;
- сочетание показа нужных объектов с непосредственными наблюдениями детей;
- беседы с детьми;
- разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок;
- организация выставки детских работ на соответствующую тему
Отсюда можем сделать вывод о том, что учащиеся младшего школьного возраста и подростки понимают и знают о сущности патриотического воспитания, о патриотизме, о любви к своей Родине, стране, о бережном отношении к своей природе.
44
(100%) учащихся самыми значимыми качествами личности считают патриотизм.
Большинство учеников
(80%) отметили трудолюбие, требовательность, справедливость, честь, жизнерадостность, решительность, сострадательность, терпеливость и энтузиазм.
Традиционно в общеобразовательном учреждении используются следующие формы работы по формированию у школьников представлений о патриотическом воспитании:
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассказ;
- сочетание показа нужных объектов с непосредственными наблюдениями детей;
- беседы с детьми;
- разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок;
- организация выставки детских работ на соответствующую тему
Отсюда можем сделать вывод о том, что учащиеся младшего школьного возраста и подростки понимают и знают о сущности патриотического воспитания, о патриотизме, о любви к своей Родине, стране, о бережном отношении к своей природе.
44
Заключение
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Результаты проведенного исследования показали следующее. Из теста
«Ты гражданином быть обязан» все 30 учащиеся 4 класса выбрали такие качества как патриотизм, трудолюбие, большинство ребят выбрали требовательность, самообладание, справедливость, честь, мужество, решительность. Не значимыми пунктами у ребят являются мужество для девочек, политическая грамотность и сострадательность.
Основными самыми значимыми и присущими качествами по мнению подростков являются патриотизм, трудолюбие, самообладание, справедливость, честь, мужество, гражданственность, решительность, отзывчивость, терпеливость, упорство и т.д.
45
Таким образом, можно сделать вывод о том, что присущими и значимыми качествами для младших школьников и подростков являются: патриотизм, честь, справедливость, трудолюбие, решительность и многое другое.
46
Список использованной литературы
1.
Абульханова, К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М.: Ин.-т психологи и РАН, 2011. - С.
8-15.
2.
Афанасьева, М.Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя: автореф. дисс.... на соискание степени канд. пед.наук. — М., 2008. — 23с.
3.
Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 2013. — 271 с.
4.
Бузский, М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский,
А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград : Прин Терра, 2012. — 88 с.
5.
Вежевич,
Т.Е.
Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: автореф. дисс. ... док. пед. наук:
Улан-Удэ, 2011. - 41 с.
6.
Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2011. - 112 с.
7.
Гладких, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: автореф. дисс. ... доктора. пед. наук: 13.00.05 / В. В. Гладких. — Тамбов, 2011. — 50 с.
8.
Горбунов, В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования: автореф. дисс. ... кандидата пед. наук: 13.00.01
/ В. С. Горбунов. — Новосибир, 2014. — 56 с.
9.
Мясищев,
В.
Н.
Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. — М.: Институт практической психологии. - Воронеж,: Изд-во Воронеж. обл. тип. комитета по печати и массовой информации администрации Воронежской области, 2015. -
240 с.
47
10.
Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А.
Сластенина. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -
608 с.
11.
Словарь русского языка С.И.Ожегова. Изд. третье. Под общ. ред. ак.
С.П. Обнорского. - М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 2013. — 809 с.
12.
Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. — М., 2007. — 47 с.
13.
Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. — М. :
Рус. яз., 2013. — 740 с.
14.
Сокольников, Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания
/ Ю.П. Сокольников . - М.: Прометей, 2013. - 206 с. С. 55.
15.
Суходолова,
Т.М.
Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1975. — 27 с.
16.
Щуркова, Н. Е. Новые характеристики современного воспитания //
Педагог. № 1. 2014. С. 15-20.
17.
Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.:
Е.Ф.
Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: Инфра-М, 2015. — 576 с. —
(Б-ка словарей Инфра-М).
18.
Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой деятельности.
— Челябинск: ЧГПИ, 2011. — С. 8-25.
19.
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Эйдос: интернет-журнал
/ Центр дистанционного образования «Эйдос». — 2006. — 5 мая. — Режим доступа: Ш р://’№№^.еМо8.га/|оита1/2006/0505.Ыт.
20.
Источник: Шр:/А№№№.гае.т/&тт2012/290/2046 21.
Источник: Ш р:/^аиИ .ехтасЫ па.т/огкп8/
22.
Источник: Ш р://8^ап .уапёех.ги
48
23.
Источник: Ш р://ги.шйре&а.ог§/
24.
Источник: Ш р^/рзЛ зер^етЪ ег.гиМ е^айМ е
25.
Источник: Шр://п§рог1:а1.т>8Йе82012/22тсЫ{_Ъу{_ра1:гю1:от.ёос
26.
Источник: Мр://ё1с.асаёеш1с.ги/ё1с.т17епс рЫ1о§орЬу/
27. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.:
Айрис - пресс, 2002 С.75 28. Дик Н.Ф. Как стать лучшим учителем. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 С
72 29. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании.
Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007
49
Приложение 1
«Ты гражданином быть обязан»
1.
патриотизм
2.
трудолюбие
3.
требовательность
4.
самообладание
5.
выдержка
6.
творческое отношение к труду
7.
самокритичность
8.
идейная убежденность
9.
принципиальность
10.
справедливость
11.
настойчивость
12.
совесть
13.
честь
14.
мужество
15.
интернационализм
16.
жизнерадостность
17.
искренность
18.
гражданственность
19.
решительность
20.
отзывчивость
21.
радушие
22.
сдержанность
23.
политическая грамотность
24.
сострадательность
25.
Терпеливость
26.
упорство
27.
увлеченность
28.
энтузиазм.
Нужно выбрать варианты и записать в бланки.
Ф.И.О._____________Класс____ Возраст____
Значимые качества
Присущи вам
качества
Не присущие вам
качества
50
Приложение 2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №
1 2 3 4 5