ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни и содержательный досуг; сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном процессе.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального, основного, среднего общего образования МБОУ СОШ №12 имени
Воинов-интернационалистов.
Направлена на:
• развитие и воспитание компетентного гражданина России,
принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
• формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
• формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
• формирование экологической культуры,
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Основные термины
«воспитание»,
«социализация» и «духовно-нравственное развитие» человека используются в контексте образования:
• воспитание - составляющая процесса образования, духовно - нравственное развитие - один из целевых ориентиров образования; в основе и
31
воспитания, и духовно-нравственного развития находятся духовно
нравственные ценности;
• духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно
смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
• воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
• освоение обучающимися ценностно-нормативного и
деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
• вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само
понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и
32
нравственные ценности;
• духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно
смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
• воспитание создает условия для социализации (в широком значении) и сочетается с социализацией (в узком значении); в узком значении социализация характеризует процессы социального взаимодействия человека с другими людьми, с социальными общностями (в том числе с социальными организациями и общественными институтами) и предполагает приобретение обучающимися социального опыта, освоение основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения; социализация разворачивается в пространстве образовательных организаций и в семье.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
• освоение обучающимися ценностно-нормативного и
деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
• вовлечение обучающегося в процессы самопознания, само
понимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и
32
требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
• овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровье сберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
• обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
• включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
• основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
• учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
•
Воспитание культуры личности, через нравственные чувства, убеждения, этическое сознание.
33
• овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровье сберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
• обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
• включающего урочную и внеурочную (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
• основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
• учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
•
Воспитание культуры личности, через нравственные чувства, убеждения, этическое сознание.
33
•
Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека. «Моя Россия, моя Тува»
•
Воспитание социальной ответственности и компетентности.
«Мы - дети малой родины»
•
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и
безопасного образа жизни. «В здоровом теле - здоровый дух»
•
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
«Как прекрасен этот мир».
Анализ работы военно-патриотического клуба «Тайбын»
В школе существует военно-патриотический клуб «Тайбын» своей целью ставит духовное, нравственное, военно-патриотическое воспитание, морально
психологическую, начальную военную и физическую подготовку учащихся обще-образовательных школ.
Основными задачами Клуба являются:
- активизация военно-патриотической работы с подростками в МБОУ
СОШ №12;
- воспитание у подростков чувства товарищества, взаимовыручки, уважения личного достоинства, чести гражданина России;
- организация и проведение соревнований, слетов, конкурсов, показательных выступлений, с целью вовлечения подростков школы в военно
патриотическую деятельность.
Формы проведения.
Занятия по общефизической подготовке с элементами различных видов единоборств и игровых видов спорта, занятия по начальной военной подготовке, совершенствование экспозиций военного музея школы, проведение экскурсий по военно-историческим местам, обеспечение коллективной работы.
34
Существует кадровый состав и график работы. Учащиеся МБОУ СОШ
№12 в возрасте от 10 до 17 лет (с 5 по 11 классы). Также есть расписание занятий: По вторникам 4 урок 1-я смена и четвергам 6-7 урок.
Направлена:
•
Военно-патриотическая работа
•
Профориентационная работа
•
Общественно-полезная работа
•
Работа с трудными учащимися
•
Работа с родителями
2.3. Рекомендации по развитию патриотических чувств у учащихся
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося.
В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории родных мест, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботится о своей Родине, защищать её.
Это результат длительного, целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку
35
необходимо славное Отечество. Чтобы сейчас вернуться к этому, надо возрождать забытые традиции, национальные и общественные ценности.
Работа в данном направлении будет более результативна при соблюдении следующих педагогических комплекса условий.
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Г осударственные программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими
Постановлениями Правительства РФ; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы
(победных днях) России» (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо
Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16
«О рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»;
Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13
«О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений
Российской Федерации» и др.
Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ».
36
Работа в данном направлении будет более результативна при соблюдении следующих педагогических комплекса условий.
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
Г осударственные программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими
Постановлениями Правительства РФ; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы
(победных днях) России» (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо
Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16
«О рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»;
Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13
«О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений
Российской Федерации» и др.
Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ».
36
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Письмо Министерства образования РФ от 31.01.01г. № 90/30-16 « О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей».
Психолого-педагогические условия:
обеспечение педагогической целостности воспитательно
образовательного процесса;
осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса по проблеме гражданско-патриотического воспитания;
обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
повышение уровня теоретической
(предметной) и психолого
педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
реализация новых педагогических технологий, форм и методов гражданско-патриотического воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно
методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно
образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
профилактика противоправного поведения; создание условий для самореализации каждого ученика;
37
актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного парламента к решению социально значимых проблем;
сотрудничество с социумом;
включение школьников в реальные социально значимые дела.
Патриотический долг учащихся в период обучения в школе - учиться на
«хорошо» и «отлично», закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук, гуманитарных, и вообще, быть разносторонне развитым человеком.
В школе именно на уроках литературного чтения в первую очередь начинают формироваться нравственные представления и качества ребёнка.
Художественные произведения, изучаемые в школе, должны учить правильно жить, искренне поступать , уважительно относится к людям и к самому себе, любить свою родину.
На первом году обучения дети получают представление о патриотизме, прежде всего отталкиваясь от чувства любви к природе родного края.
Работая с произведением , в котором говориться о русской берёзе, будь это проза или стихотворение, дети подержат берёзовый листик в руках, удивятся, какой он маленький, обведут его на бумаге и раскрасят. Они назовут берёзку стройной, кудрявой, высокой, нарядной, белоствольной, лесной красавицей. Порадуются, что сами живут в берёзовом краю.
В список патриотических книг несомненно, входят народные сказки и пословицы.
Однако не только в сказках, но и пословицах, мудрости нашего народа, черпают дети представления о патриотизме, глубокой любви к родине.
Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.
38
развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного парламента к решению социально значимых проблем;
сотрудничество с социумом;
включение школьников в реальные социально значимые дела.
Патриотический долг учащихся в период обучения в школе - учиться на
«хорошо» и «отлично», закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук, гуманитарных, и вообще, быть разносторонне развитым человеком.
В школе именно на уроках литературного чтения в первую очередь начинают формироваться нравственные представления и качества ребёнка.
Художественные произведения, изучаемые в школе, должны учить правильно жить, искренне поступать , уважительно относится к людям и к самому себе, любить свою родину.
На первом году обучения дети получают представление о патриотизме, прежде всего отталкиваясь от чувства любви к природе родного края.
Работая с произведением , в котором говориться о русской берёзе, будь это проза или стихотворение, дети подержат берёзовый листик в руках, удивятся, какой он маленький, обведут его на бумаге и раскрасят. Они назовут берёзку стройной, кудрявой, высокой, нарядной, белоствольной, лесной красавицей. Порадуются, что сами живут в берёзовом краю.
В список патриотических книг несомненно, входят народные сказки и пословицы.
Однако не только в сказках, но и пословицах, мудрости нашего народа, черпают дети представления о патриотизме, глубокой любви к родине.
Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.
38
Во втором классе дети узнают о различном написании этого слова -
«Родина» и «родина». Формируется представление о малой родине, о любви к родному дому. Об ответственности за близких, за дело, которому ты служишь, о деятельности любви.
Любовь к Родине начинается с семьи.
Работа с былинами - героическими песнями о богатырях русских, сказки, а также рассказ В.К. Железнякова «Дедушка» - основные тексты для воспитания патриотизма в 3-м классе.
4 -й класс. В течении этого года дети знакомятся с историческим прошлым нашей страны, народами, географическими особенностями, её символами. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
Рекомендации для классных руководителей по реализации гражданско-
патриотического воспитания в школе
Классный руководитель должен знать и помнить:
На нем лежит серьезная ответственность за будущее страны. В этом главная идея гражданско-патриотического воспитания в школе.
Цель гражданско-патриотического воспитания - подготовка учащихся к активной жизни и деятельности, в которой личные интересы сочетаются с общественными и направлены на благо Родины, формирование у учащихся гражданско- патриотических чувств; помощь в освоении и принятии культуры и духовных традиций многонационального народа России.
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе
- сложный управленческий и технологический процесс.
Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволит целенаправленно, комплексно строить его.
Важной стороной содержательной зрелости организации гражданско- патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
39
Формирование ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации, воспитание толерантности, формирование чувства гражданского долга; формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни должно основываться на деятельностном подходе через организацию классных часов, конференций по теме гражданско-патриотическому воспитанию, краеведческую деятельность; иметь практический характер.
В деятельности нужно руководствоваться нормативно-правовыми документами в области гражданско-патриотического воспитания, а именно программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2006-2010 годы», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010г.).
Проблемы реализации гражданско-патриотического воспитания в классе необходимо поднимать на заседаниях методического объединения классных руководителей.
Необходимо приобщать детей к насущным заботам школы, района, города.
Важно приобщать к работе других специалистов школы и общественности: социального педагога, психолога, руководителя школьного музея, представителей Совета ветеранов и др.
Обобщение и распространение передового опыта работы педагогов по проблемам гражданско-патриотического воспитания позволит создать богатый материал по проблеме и эффективно реализовывать данное направление в воспитательной работе.
Необходимо участвовать в организация педагогических советов, семинаров для педагогического коллектива и учащихся по проблемам гражданско-патриотического воспитания.
Следует осуществлять мониторинг развития и формирования гражданско- патриотических качеств у учащихся.
40