Файл: Понятие, предмет, методы и система криминологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существуют общие требования, предъявляемые к формулировке вопросов.

  1. Вопрос должен быть конкретным, понятным и простым по конструкции.

  2. Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.

  3. В вопросе не следует употреблять слова и термины с двойным значением.

  4. В анкете не должно быть вопросов, «трудных» для опрашиваемых или «беспокоящих» их.

  5. Контрольные вопросы в анкете не должны следовать сразу же за основными.

  6. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемого в той области, на которую направлен вопрос.

  7. При необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие.

  8. Вопрос должен предполагать все возможные варианты ответов (положительный, отрицательный, собственный). Вопросы могут быть открытыми и закрытыми, а также предусматривающими определенные варианты ответов по типу: «да», «нет», «знаю», «не знаю», свободное изложение ответа и т. д.16

Анкетный опрос (анкетирование) является методом получения о мнениях и настроениях, оценке социальных явлений и процессов и т. п.

Анкета представляет собой структурно оформленный документ и состоит из нескольких частей.

Вводная часть анкеты включает обращение к респонденту, ознакомление с задачами исследования и важностью ответов на поставленные вопросы, название организации, его проводящей.

Основная часть анкеты содержит вопросы, ответы на которые будут заключать в себе исследовательский материал. Их грамотное формулирование требует от составителей определенного опыта.

Заключительная часть анкеты – это изъявление благодарности респонденту за участие в анкетировании.

К вопросам предъявляются требования по их форме, содержанию, последовательности, формулировке, доступности. Они классифицируются на отдельные виды по форме, функциям и другим основаниям.

По форме вопросы могут быть двух типов: закрытые и открытые. Выделение данных типов связано с характером предполагаемых и необходимых для исследования ответов. Так, для закрытых ответов характерны ответы типа: «да» – «нет»; для открытых – «развернутые» ответы.

По функциям выделяются вопросы основные, контрольные, дополнительные, вспомогательные.

Оптимальность размеров анкеты (наиболее приемлемое количество вопросов в анкете) определяется характером и объемом исследования.

Традиционно вопросы располагаются от простых к сложным, но встречаются и другие подходы; все зависит от задач исследования.


Преимуществами анкетного метода по сравнению с очным опросом являются: возможность получить сведения «из первых рук» и в более короткий срок охватить представительную группу изучаемых лиц; сравнительно небольшие материальные затраты; анонимность опрашиваемых и др. Объем анкеты не должен превышать количества вопросов, для ответов на которые потребуется более 30 минут.

Процесс применения метода анкетного опроса состоит из следующих этапов:

1) формулировка      вопросов,      продиктованных      программой исследования;

2) расстановка вопросов в анкете;

3) обсуждение и рецензирование анкеты;

4) пробный опрос;

5) учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;

6) размножение бланков анкеты;

7) распространение и сбор анкет;

8) логический анализ заполненных анкет;

9) кодировка анкет и составление разработочных таблиц;

10) статистическая обработка информации, собранной в результате анкетного опроса.

Эффективность анкетирования как метода исследования достигается не только соблюдением профессиональных требований к его применению, но и сочетанием с другими методами.

Интервью представляет собой беседу, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Чаще интервьюирование применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения. Известны следующие виды интервью:

–  свободное (неформальное) – при котором допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы;

–  стандартизированное (формальное) – проводимое при условии четкого ограничения и формулирования конкретных вопросов.

Устный опрос может быть индивидуальным и групповым, в последнем случае интервьюер беседует сразу с несколькими лицами, мнение которых учитывается по степени преобладания.

Полученная при анкетировании и интервьюировании информация подвергается статистической обработке и группировке. Если предполагается машинная обработка информации, то все ответы кодируются.

Метод опроса не является универсальным методом исследования, его эффективность зависит от того, насколько он позволяет сопоставить субъективные оценки опрашиваемых с соответствующими объективными данными.

Специфическая особенность объектов криминолого-социологических исследований заключается в том, что имеющиеся методики предполагают сбор криминологических сведений об обществе в целом, в объеме страны или какой-либо ее области. Проведение «сплошных» обследований было бы слишком трудоемко, поэтому большинство исследований проблем преступности осуществляется выборочно.



Беседа с лицами, мнение которых изучается, проводится по хорошо продуманному плану в форме свободного общения. Она требует от исследователя предварительной подготовки и умения устанавливать с опрашиваемыми психологический контакт. Этого не всегда удается достичь сразу, поскольку исследователь криминологических явлений часто вынужден вторгаться в такие сферы жизни, о которых захочет говорить не каждый опрашиваемый.

Преимуществом данного метода является возможность уточнить и углубить изучаемые вопросы в процессе проведения беседы, его недостатками – трудоемкость и минимальная возможность формализации, что затрудняет дальнейшую обработку и обобщение полученных сведений.

Метод контрольной группы17 применяется при исследовании отдельных криминологических проблем и заключается в отборе двух или более групп, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая – контрольной. При этом группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы.

Контрольная группа (или группы) является тем необходимым фоном, на котором выявляется и ведется анализ количественных и качественных показателей изучаемого явления. Выделение контрольной группы, сравнение с которой подчас является единственным путем нахождения тех признаков, которые отличают изучаемые объекты от всех других, при исследовании проблем криминологии в ряде случаев оказывается непростым делом. Однако там, где возможно, выделение контрольных групп – это одно из условий успешного исследования.

Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам. Пренебрежение к данному принципу может привести к смещению и недостоверности результатов по всем исследуемым параметрам.

Эксперимент – это научно поставленный опыт, один из важнейших методических приемов познания социальной действительности, позволяющий установить новые или уточнить ранее известные факты, подготовить их для получения выводов, формулировки гипотезы, а затем закона.

Многие институты и меры воздействия были введены в действие лишь после экспериментальной проверки. Некоторые формы организации предупредительной работы могут быть рекомендованы в масштабе страны лишь после обобщения практики их использования в некоторых регионах. Эксперимент рассматривается как средство решения следующих задач:


–  получение криминологической информации;

–  проверка теоретических положений о причинах преступности и мерах по ее предупреждению;

–  проверка достоверности выводов, научных рекомендаций и предположений, направленных на противодействие преступности, совершенствование правового регулирования этой деятельности;

–  измерение эффективности новых форм и методов предупреждения преступности (преступлений);

–  внедрение достижений криминологии в практику предупреждения преступности (преступлений).

Организация    и     проведение    криминологического    эксперимента включает несколько стадий.

В подготовительной стадии после определения его целей и возможностей, согласования с компетентными органами, теоретического обоснования исследуемой проблемы и выдвижения гипотез, подлежащих проверке, начинается замер состояния экспериментального (до введения в него независимой переменной) и контрольного объектов (например, количества преступлений, характера проводимых мероприятий по их предупреждению).

В основной стадии центральным моментом в организации и проведении криминологического эксперимента является создание и приведение в действие экспериментальной ситуации, вызывающей предполагаемое поведение или определенную деятельность, направленную на нейтрализацию криминогенных или усиление антикриминогенных факторов.

На завершающей стадии фиксируются все изменения в объекте, происшедшие в результате воздействия экспериментальной переменной, и проводится сравнение с состоянием контрольного объекта. Выявленные в экспериментальном объекте изменения могут позволить исследователю с определенной вероятностью сделать заключение, что они обусловлены экспериментальным фактором или конкретной деятельностью, запрограммированными в начале эксперимента.

В научных исследованиях нашел применение главным образом эксперимент на математической модели. В качестве примера такого эксперимента можно привести работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения18.

Видами эксперимента являются также:

–       констатирующий эксперимент (для получения исходного среза социальной ситуации);

–       естественный (собственно эксперимент);

–       сравнительный эксперимент (для проверки достоверности, надежности результатов и выводов, полученных в ходе основного (естественного) и для проведения основного эксперимента в сходных условиях.


Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации мнений, суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др.

Сущность метода экспертных оценок в том, что центром количественной и качественной оценки объективных и субъективных факторов, влияющих или обусловливающих преступность, становится мнение специалистов, опирающееся на профессиональный научный и практический опыт.

Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений. При осуществлении этого метода результат оценки заданных субъективных факторов, виляющих на преступность, основывается на мнении соответствующих специалистов, ответы которых обобщаются, анализируются с целью определения их усредненного значения.

Указанные выше методы успешно используются для разработки и реализации комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Криминологические экспертизы также представляют собой метод криминологических исследований. Сферой их применения являются:

а) своевременный криминологический анализ нормотворческой и правоприменительной деятельности и ее результатов. Другими словами, обязательную криминологическую экспертизу должны проходить нормы и практика применения уголовного, уголовно-процессуального, уголовно- испол-нительного, гражданского, административного и иного законодательства;

б) предварительная оценка с криминологической точки зрения самых разнообразных проектов, программ социально-политической, социально- эконо-мической организационно-хозяйственной и иной направленности, реализация которых может иметь криминогенные последствия.

Психологические методы. Социометрия – от лат. «socius» (товарищ, соучастник), «societas» (общество) и греч. «metrum» (измерение) – это измерение эмоционально-психологических связей между людьми, система организационно-технических средств и процедур для количественного и качественного анализа социально-эмоциональных связей конкретного индивида с той группой лиц, в которой он живет и работает. С помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношений, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т. п.