Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Типы и структура уроков по фгос ноо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.3
Самостоятельная работа
по теме 1.3 Типы и структура уроков по ФГОС НОО
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о типах и структуре уроков по ФГОС НОО, формирование умения применять их.
Задание 1. Опишите структуру каждого из типов уроков, выделяемых в ФГОС НОО.
Типы уроков по ФГОС НОО
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
-
уроки «открытия» нового знания; -
уроки рефлексии; -
уроки общеметодологической направленности; -
уроки развивающего контроля.
Основные цели урока каждого типа.
-
Урок «открытия» нового знания.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
-
Урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
-
Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятель-ностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4.Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
-
предъявление контролируемого варианта; -
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; -
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму; -
критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
-
написание учащимися варианта контрольной работы; -
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; -
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»).
Структура урока «открытия» нового знания
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно зна-чимом уровне внутренней готовности выполнения нормативныхтребований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
-
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); -
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); -
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и ор-ганизация осознания ими внутренней потребности к построениюнового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; -
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); -
актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); -
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; -
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причинызатруднения является осознание того, в чем именно состоитнедостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
-
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; -
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); -
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-
в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); -
предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; -
выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); -
выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
-
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; -
при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; -
применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; -
зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; -
зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
-
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
-
организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; -
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; -
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8. Основной целью этапа включения в систему знанийи повторения является включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изу-ченного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
-
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания; -
организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; -
организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; -
при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельно-сти на уроке является самооценка учащимися результатов сво-ей учебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
-
организуетя рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; -
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; -
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Структура урока рефлексии
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
мопроверке по эталону.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (хрормленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный плгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять спои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.
Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.
1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью ■ 1. мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
-
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); -
актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»); -
исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и осо-знание ими потребности к выявлению причин затруднений всобственной деятельности.
Для этого необходимо:
-
организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; -
активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); -
организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; -
организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без ис-i правления ошибок).