Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Типы и структура уроков по фгос ноо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.3

Самостоятельная работа

по теме 1.3 Типы и структура уроков по ФГОС НОО

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о типах и структуре уроков по ФГОС НОО, формирование умения применять их.

 

Задание 1. Опишите структуру каждого из типов уроков, выделяемых в ФГОС НОО.

 Типы уроков по ФГОС НОО

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля. 

Основные цели урока каждого типа.

  1. Урок «открытия» нового знания.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  1. Урок рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

  1. Урок общеметодологической направленности.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятель-ностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4.Урок развивающего контроля.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;

  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

  4. критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:


  1. написание учащимися варианта контрольной работы;

  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»).

                   Структура урока  «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.        Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно зна-чимом уровне внутренней готовности выполнения нормативныхтребований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

  3. установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2.        Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и ор-ганизация осознания ими внутренней потребности к построениюнового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  1. воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

  2. активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  3. актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

  4. попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

  5. зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.


3.        Основной целью этапа выявления места и причинызатруднения является осознание того, в чем именно состоитнедостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  1. проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

  2. зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

  3. соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4.        Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  1. в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

  2. предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

  3. выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

  4. выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.        Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

  1. на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

  2. при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

  3. применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

  4. зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

  5. зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.        Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;


2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.        Основной целью этапа самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону является интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

  1. организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

  2. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

  3. для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.        Основной целью этапа включения в систему знанийи повторения является включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изу-ченного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

  1. выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

  2. организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

  3. организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

  4. при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9.        Основной целью этапа рефлексии учебной деятельно-сти на уроке является самооценка учащимися результатов сво-ей учебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

  1. организуетя рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

  2. учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

  3. намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

                               Структура урока  рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидульных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;


7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

мопроверке по эталону.

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (хрормленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный плгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять спои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.

Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью ■ 1. мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  2. актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

  3. исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

2.        Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и осо-знание ими потребности к выявлению причин затруднений всобственной деятельности.

Для этого необходимо:

  1. организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

  2. активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  3. организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

  4. организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без ис-i правления ошибок).