Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Типы и структура уроков по фгос ноо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Основной целью этапа локализации индивидулъныхзатруднений является осознание места и причины собствен-ных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-
уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
-
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение -
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также иыполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.
4. Основной целью этапа целеполагания и построенияпроекта коррекции выявленных затруднений являетсяпостановки целей коррекционной деятельности и на этой осно-ве - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-
сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); -
выбрали способ [как?) и средства (с полющью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Основной целью этапа реализации построенного про-екта является осмысленная коррекция учащимися своих оши-бок в самостоятельной работе и формирование умения правиль-но применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
-
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; -
в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; -
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; -
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной рабо те, продолжают решать задания творческого уровня или высту пают в качестве консультантов.
6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавшихзатруднение.
Для реализации этой цели:
-
организуется обсуждение типовых затруднений; -
проговариваются формулировки способов действий, кото рые вызвали затруднения.
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у ко торых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они прого ворили вслух правильные способы действий.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способовдействий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки
-
выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки; -
проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;
3) фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контроль
ной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
-
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; -
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
-
уточняют алгоритм исправления ошибок; -
называют способы действий, вызвавшие затруднение;
-
фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
-
оценивают собственную деятельность на уроке; -
намечают цели последующей деятельности;
-
в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
Структура урока развивающего контроля
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии.
Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленное предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.
1урок (Проведение контрольной работы)
1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности
нвляется выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.
Поэтому для реализации этой цели требуется:
-
определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»); -
актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»); -
исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»); -
установить форму и процедуру контроля; -
предъявить критерий выставления оценки.
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:
-
организовать повторение контролируемых способов действий (норм); -
активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;
3) организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» -•могу») к выполнению контрольной работы на применение спо-собов действий, запланированных для контроля и последующе-го рефлексивного анализа;
-
организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы; -
организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); -
предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
II урок (Анализ контрольной работы)
Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.
3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
-
организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока; -
воспроизвести контролируемые способы действий (нормы); -
проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок < оценкой учителя.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
-
уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода); -
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений; -
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.