Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Типы и структура уроков по фгос ноо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средства их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих оши-бок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:
-
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; -
в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; -
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; -
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.
6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вы-звавших затруднение.
Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:
-
обсуждение типовых ошибок;
-
проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
-
выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки; -
провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты. -
зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного *подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
-
выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой; -
выполняют задания на подготовку к изучению следующие
тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
1) проговаривают механизм деятельности по контролю;
2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
3) называют способы действий, вызвавшие затруднение;
-
фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов; -
оценивают полученные результаты собственной деятельности; -
при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
7) намечают цели последующей деятельности.
Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
Уроки общеметодологической направленности
призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпред-метными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
.Значение уроков общеметодологической направленности можно проиллюстрировать с помощью следующего примера. Предложим решить одну и ту же задачу в двух вариантах.
Задание 2. Приведите примеры видов уроков для каждого типа уроков по ФГОС НОО.
Согласно определению, урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
До настоящего времени в педагогической науке преобладает мнение, что на уроке решается триединая задача обучения – образовательная, воспитательная и развивающаяся.
Триединая задача урока:
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Для каждого урока необходимо сформулировать цели: образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
-
Сформировать на уроке новое понятие … -
Обеспечить усвоение учащимися ... -
Обучить новому способу действий… -
Устранить пробелы в знаниях … -
Обобщить и систематизировать знания о ... -
Отработать навыки ... -
Закрепить способы действий... -
Сформировать у учащихся представления о ... -
Обучить выполнению задания по образцу… -
Научить делать выводы ... -
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений… -
Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку…. -
Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве. … -
Научить самостоятельно, делать выводы, разбираться. …
Развивающая цель:
-
Развитие аналитического мышления …. -
Развитие познавательных умений …. -
Развитие умений учебного труда ….
Воспитательная цель:
-
Формирование интереса к будущему страны …. -
Формирование чувства гордости за Родину …. -
Воспитание гуманного отношения к людям …. -
Формирование ответственности …. -
Развитие требовательности к себе и другим … -
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям -
Воспитание мотивов труда ….
На каждом уроке преподаватель стремиться сформировать у обучающихся знания, умения и навыки.
Знания – это определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала.
ПРИМЕР: допустим, на занятиях физики - это знание определений, формул, единиц измерения физических величин, буквенного обозначения физических величин, законов
Умения – это такой уровень усвоения материала, когда студенты при определённом напряжении внимания и памяти способны правильно
применить нужный физический закон или формулу при решении задач, а также использовать полученные знания, объясняя то или иное физическое явление.
Это второй этап усвоения материала, но это ещё не навыки.
Навыки – это автоматизированные умения. Третья ступень изучения материала.
ПРИМЕР:
Каковы же основные компоненты современного урока? Обозначим их.
Основные компоненты современного урока.
-
Организационный - организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. -
Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. -
Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как на данной теме, так и во всем курсе. -
Коммуникативный - уровень общения учителя с группой. -
Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.д. -
Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса. -
Контрольно – Оценочный - использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. -
Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Рассмотрим типы уроков по ФГОС:
1. Урок усвоения новых знаний.
Целевое назначение: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.
Структура урока усвоения новых знаний.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Варианты проведения уроков:
-
Урок – лекция; -
Урок – беседа; -
Урок с использованием учебного кинофильм; -
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
Результативность: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Целевое назначение: применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
-в знакомой ситуации (типовые)
-в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Варианты проведения уроков:
-
Урок самостоятельных работ -
Урок - лабораторная работа -
Урок практических работ -
Урок - экскурсия -
Семинар
Результативность: самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными студентами или коллективом группы.
3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Целевое назначение: закрепление предметных знаний, формирование УУД.
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.