Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Типы и структура уроков по фгос ноо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.        Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средства их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5.        Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих оши-бок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

  1. самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  2. в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  3. далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

  4. решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.

6.        Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вы-звавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

  1. обсуждение типовых ошибок;

  1. проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

7.        Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:


  1. выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

  2. провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.

  3. зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.        Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного *подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  1. выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой;

  2. выполняют задания на подготовку к изучению следующие

тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9.        Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1)        проговаривают механизм деятельности по контролю;

2)        анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

3)        называют способы действий, вызвавшие затруднение;

  1.        фиксируют степень соответствия поставленной цели  контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

  2. оценивают полученные результаты собственной деятельности;

  3. при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

7)        намечают цели последующей деятельности.

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.



Уроки общеметодологической направленности

призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпред-метными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

.Значение уроков общеметодологической направленности можно проиллюстрировать с помощью следующего примера. Предложим решить одну и ту же задачу в двух вариантах.

Задание 2. Приведите примеры видов уроков для каждого типа уроков по ФГОС НОО.

Согласно определению, урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

До настоящего времени  в педагогической науке преобладает мнение, что на уроке решается триединая задача обучения – образовательная, воспитательная и развивающаяся.

Триединая задача урока:

Образовательная:  вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Развивающая:  при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Воспитательная:  формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Для каждого урока необходимо сформулировать цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.

  • Сформировать на уроке новое понятие …

  • Обеспечить усвоение учащимися ...

  • Обучить новому способу действий…

  • Устранить пробелы в знаниях …

  • Обобщить и систематизировать знания о ...

  • Отработать навыки ...

  • Закрепить способы действий...

  • Сформировать у учащихся представления о ...

  • Обучить выполнению задания по образцу…

  • Научить делать выводы ...

  • Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений…

  • Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку….

  • Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве. …

  • Научить самостоятельно, делать выводы, разбираться. …


Развивающая цель: 

  • Развитие аналитического мышления ….

  • Развитие познавательных умений ….

  • Развитие умений учебного труда ….

Воспитательная цель: 

  • Формирование интереса к будущему страны ….

  • Формирование чувства гордости за Родину ….

  • Воспитание гуманного отношения к людям ….

  • Формирование ответственности ….

  • Развитие требовательности к себе и другим …

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

  • Воспитание мотивов труда ….

На каждом уроке преподаватель стремиться сформировать у обучающихся знания, умения и навыки.

Знания – это  определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала.

ПРИМЕР: допустим, на занятиях физики  - это знание определений, формул, единиц измерения физических величин, буквенного обозначения физических величин, законов

Умения – это такой уровень усвоения материала, когда студенты при определённом напряжении внимания  и  памяти способны правильно

применить нужный физический закон или формулу при решении задач, а также использовать полученные знания, объясняя то или иное физическое явление.

Это второй  этап усвоения материала, но это ещё не навыки.

Навыки – это автоматизированные умения.  Третья ступень изучения материала.

ПРИМЕР:

Каковы же основные компоненты современного урока? Обозначим их.
Основные компоненты современного урока.

  1. Организационный - организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

  2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

  3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как на данной теме, так и во всем курсе.

  4. Коммуникативный - уровень общения учителя с группой.

  5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.д.

  6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса.

  7. Контрольно – Оценочный - использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

  8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.


Рассмотрим типы уроков по ФГОС:

1. Урок усвоения новых знаний.

Целевое назначение: первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

Структура урока усвоения новых знаний.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Варианты проведения уроков:

  • Урок – лекция;

  • Урок – беседа;

  • Урок с использованием учебного кинофильм;

  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

Результативность: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Целевое назначение: применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности. 

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

-в знакомой ситуации (типовые)

 -в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Варианты проведения уроков:

  • Урок самостоятельных работ

  • Урок - лабораторная работа

  • Урок практических работ

  • Урок - экскурсия

  • Семинар

Результативность: самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными студентами или коллективом группы.

3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Целевое назначение: закрепление предметных знаний, формирование УУД.

 Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения). 

 1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.