ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большинство современных специалистов по волосовской культуре отмечают ее связь с Восточной Прибалтикой. У волосовцев присутствует характерная, длинноголовость, а также имеется большая высота при все еще архаичных надбровных дугах, тяжелая челюсть. Характерный и современным русским чуть волнистый, но прямой тонкий нос, сравнительно небольшой рот и тонкие губы. Предполагается, что волосовцы говорили на языке финно-угорской группы. Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов, с узкими переходами и выходами. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой.
Керамика с примесью толченых раковин или органических остатков, полуяйцевидной и котловидной форм с округлым дном, утолщенным венчиком. Узоры разнообразны - сетка, горизонтальная елочка, «шагающая гребенка», ромбы, зигзаги, треугольники и др. Нередко неолитические стоянки располагаются группами на небольшом расстоянии друг от друга, как например, на оз. Виша в Муромском р-не или оз. Великое в Гороховецком р-не.
Подвески-лунницы по своему оформлению близки крылатым подвескам - изображениям птиц с развернутыми крыльями, которые связаны с представлениями древнего человека о душе, уходящей после смерти в загробный мир.
Отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья. Захоронение животных совершалось как жертвоприношения духам. Наиболее почитаемым животным являлся медведь.
В 2000-1500 гг. до нашей эры Волосовская культура распространилась далеко на север (стоянка Николо-Перевоз на Дубне и другие).В конце своей истории волосовская культура подверглась нападению племён фатьяновской культуры, а также абашевских племён. Финал волосовских древностей связан со сложением местных культур бронзового века лесной полосы.
6. Бронзовый век Кавказа, Средней Азии и степной полосы Восточной Европы.
Среднестоговская культура. В Съезжем могильнике скелеты вытянуты, в инвентаре часты пластины.а также мелкие бусы из раковин, металл отсутствует. Хвалынский скелеты скорчены, имеются и крупнее бусы из раковин и значительное количество медных изделий.. Хвалынский могильник имеет одну большую насыпь, возведённую над рядом могильных ям, в которых встречаются как одиночные так и групповые захоронения. Общей чертой являются каменные закладки могил, обряд посыпания погребённых охрой, наличие инвентаря почти во всех могилах. Основным хозяйством среднестоговских племён было скотоводство с преобладанием коневодство
Древнеямная культурно-историческая общности ( середина 3 –начало 2 тыс) Простиралась от Южного Приурально до Балкано-Дунайской области. Покойников хоронили в ямах, от которых и произошла название всей общности. Костяки лежат на спине с поднятыми коленями, головой на восток, они часто окрашены. Инвентарь отсутствует или очень беден: кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, булавки, бусы. Сосуды круглодонны или остродонны Орнамент расположен зонами, а наносился гребенчатым штампом или палочкой, на которую была намотана верёвочка - шнур, отчего такой орнамент часто называется шнуровым. Поселения общности очень редки, а известные нам - временные стоянки скотоводов. Преобладают кости домашнего скота, примерно одинаково часто встречаются кости коровы и овцы, реже – кости лошади. В кургане Сторожевая Могила под Днепропетровском найдены остатки повозки, что свидетельствует об использовании тягловых животных На поселении найдены мотыги, зернотерки, вкладыши серпов: земледелие существовало, но занимало второстепенное место.
Катакомбная культурно-историческая общность (2000-1600г дон.э) которая вытеснила ямников с большей части их территории. Территория от Волги до Днепра и от Крыма до Курска . Основная форма катакомбной керамики - сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой. Горшки плоскодонны. Орнамент на сосудах шнуровой. Форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой) послужила основанием для археологического названия культуры. Поселения расположены на естественно укреплённых обрывами речных мысах. Земледелие было подсобным На поселениях много рыбьих костей. Основой хозяйства было развитое скотоводство. В Поднепровье преобладают кости коров. а в донецкой группе - овец .. Имело значение и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, кремневых серповидных ножей, роговых мотыг. зернотерок. В погребениях найдены зерна проса. Металлические изделия как показал анализ, сделаны из кавказской мышьяковистой бронзы.
Срубная культурно-историческая общность (вторая Головина II - начало I тыс. Лежит на Волге и в ее течении от Куйбышева до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в срубе высотой в один-два венца и перекрытом накатом.. Поселения срубной общности располагаются не только на больших, но и на малых реках. Жилищами служили полуземлянки значительной площади. Их стены были укреплены брёвнами. Внутри жилища располагалось несколько очагов. Керамика срубной культуры плоскодонная. преобладают баночные, почти цилиндрические сосуды и острореберные. Металлических вещей в срубное время много. В срубное время появляются бронзовые массивные топоры называемые кельтами. Основу хозяйства племён срубной общности составляло скотоводство. Растёт и
роль земледелия, хорошо известны металлические серпы с крюком для прикрепления рукояти и бронзовые мотыги
7. Фатьяновская археологическая культура. Проблематика древностей балановского типа.
Население преимущественно занималось скотоводством и, возможно, земледелием. Носители Балановской культуры изготовляли каменные орудия труда (сверленые и клиновидные топоры, наконечники дротиков и стрел, ножи, проколки, скребки, долота, тесла, зернотерочные плиты и ступы и др.), имели колесный транспорт и собственную металлургию меди (найдены вислообушные топоры, наконечники копий, украшения в форме колец-подвесок, серег и др.); глиняные лепные круглодонные сосуды бомбовидной и шаровидной формы (амфоры, небольшие чашки и др.), украшенные сложным орнаментом (насечки, прочерченные линии, оттиски мелко- и среднезубчатого штампа и т. п.).Балановские племена жили в поселениях, расположенных на высоких, естественно укрепленных местах, которые дополнительно огораживались рвами и валами.
Погребения преимущественно подкурганные. Умерших хоронили в ямах в скорченном положении: женщин – на левом боку, головой на Восток, мужчин – на правом, головой на Север или Юг. По антропологическому типу носители Балановской культуры заметно отличались от населения фатьяновской культуры, относились к европеоидному узколицему восточно-средиземноморскому типу.
На территории Татарстана памятники Баланоской культуры выявлены у деревни Козловка – Буинского, села Шамбулыхчи Апастовского районов и в других местах Предволжья.
Фатьяновская археологическая культура названа так по деревне Фатьяново Ярославской области. Была распространена в центральной России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области).. Со времени появления в Волго-Окском междуречье одной из групп племен фатьяновской к-ры, здесь принято начинать новую эпоху по археологической периодизации – эпоху бронзы или бронзовый век.
В плане развития экономики этот период был временем не только знакомства с медью и бронзой, но и распространения земледелия и животноводства. Антропологический тип фатьяновцев - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком. Характеризуется невысоким ростом, миндалевидными тёмными глазами, смуглой кожей, большим носом, узкими губами и длинноголовость.
Фатьяновские могильники, как правило, невелики по количеству погребений, содержат остатки трупоположений в скорченном положении, на левом или на правом боку, с различной ориентировкой. Глубина могильных ям достигает 1.5-2.0 м. Погребения сопровождаются сосудами, боевыми и рабочими топорами, ножами, другими предметами из камня, рога, кости, иногда – металла.. Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин - на правом боку, головой на запад, женщин - на левом, головой на восток.
Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. медведей, собак. Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Керамика. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах - солярные знаки.
8.Памятники сейминско-турбинского типа. Абашевская археологическая культура.
Сейминско-турбинский межкультурный (транскультурный) феномен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э. Могильники расположены вдоль крупных водных магистралей, в лесной и лесостепной зонах. Бронзовые изделия найдены в небольшом количестве могил. Помимо бронзового оружия, в "богатых" захоронениях находили костяные доспехи и изделия из нефрита . Оружие, найденное в "богатых" захоронениях, украшено фигурками животных, чаще лошадей. Большинство исследователей предполагает, что ядром зарождения сейминской культуры нужно считать Рудный Алтай и прилегающие территории. Этнически абашевское население было арийским.
Сейма. Могильник находится в Горьковской обл. на левом берегу Оки при слиянии ее с Волгой Погребения. Для ряда из них можно установить даже ориентацию: головой на северо-восток, параллельно реке. При очень немногих из сохранившихся костяков стояли иногда маленькие керамические сосуды. Кроме того, на дюне установлены следы культурных слоев разновременных поселений.
Турбино. Эти кладбища расположены в пределах современных границ г. Перми, на правом берегу Камы, напротив места слияния ее с Чусовой. Решное. Могильник находится в Выксунском районе Горьковской обл., на правом берегу Оки, напротив с. Решное. Могилы располагались на песчаной гриве высотой 11—12 м над уровнем реки. Ростовка. Могильник находится в Омском районе Омской обл. (ныне практически на южной окраине г. Омска) в пределах пос. Ростовка. Могилы сооружались в виде подпрямоугольных ям глубиной от 10 до 70 см от древней поверхности, но преобладающей являлась глубина 30—50 см. Ориентация — восток-запад с некоторыми отклонениями к югу и северу. Способы захоронения покойного: трупоположение, иногда в сочетании с обрядом частичного трупосожжения; трупосожжение на стороне с помещением обгорелых костей в могильную яму; захоронение без черепов; захоронение только черепа. Многие могилы на Ростовке подвергались в древности преднамеренному разрушению. Канинская пещера. Памятник находится в Троицко-Печорском районе Коми на правом берегу р. Малая Печора.
Абашевцы - носители индоевропейского языка - сложились в 18-17 вв. до н.э. на территории Среднего Дона, на постшнуровой основе, при активном участии пришлого степного, лесного и местного населения.Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия). Ведущими отраслями хозяйства населения культуры являлись патриархально-пастушеское скотоводство, металлургия и металлообработка бронзы, достаточно развитый гужевой колесный транспорт.Поселения размещаются на мысовых площадках надпойменных террас. Жилища представляют собой многокамерные наземные каркасные сооружения со слабо углубленным в материк котлованом и 2- или 4-скатной крышей из органических материалов: камыша, травы, коры. Керамика Керамика изготовлена с добавлением мелкотолченых раковин, реже - растительных остатков, песка, шамота. В качестве основы выделяются горшечная и баночная формы. Погребения Подкурганные захоронения в ямах. Различаются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбовых ограждений. Основные типы захоронений: трупоположение скорченно на спине, вторичные, коллективные. Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготовлять колесницы. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.
Керамика с примесью толченых раковин или органических остатков, полуяйцевидной и котловидной форм с округлым дном, утолщенным венчиком. Узоры разнообразны - сетка, горизонтальная елочка, «шагающая гребенка», ромбы, зигзаги, треугольники и др. Нередко неолитические стоянки располагаются группами на небольшом расстоянии друг от друга, как например, на оз. Виша в Муромском р-не или оз. Великое в Гороховецком р-не.
Подвески-лунницы по своему оформлению близки крылатым подвескам - изображениям птиц с развернутыми крыльями, которые связаны с представлениями древнего человека о душе, уходящей после смерти в загробный мир.
Отмечается параллельное существование культа лося и культа медведя. Изображения и захоронения черепов этих животных известны на ряде памятников Среднего Поволжья. Захоронение животных совершалось как жертвоприношения духам. Наиболее почитаемым животным являлся медведь.
В 2000-1500 гг. до нашей эры Волосовская культура распространилась далеко на север (стоянка Николо-Перевоз на Дубне и другие).В конце своей истории волосовская культура подверглась нападению племён фатьяновской культуры, а также абашевских племён. Финал волосовских древностей связан со сложением местных культур бронзового века лесной полосы.
6. Бронзовый век Кавказа, Средней Азии и степной полосы Восточной Европы.
Среднестоговская культура. В Съезжем могильнике скелеты вытянуты, в инвентаре часты пластины.а также мелкие бусы из раковин, металл отсутствует. Хвалынский скелеты скорчены, имеются и крупнее бусы из раковин и значительное количество медных изделий.. Хвалынский могильник имеет одну большую насыпь, возведённую над рядом могильных ям, в которых встречаются как одиночные так и групповые захоронения. Общей чертой являются каменные закладки могил, обряд посыпания погребённых охрой, наличие инвентаря почти во всех могилах. Основным хозяйством среднестоговских племён было скотоводство с преобладанием коневодство
Древнеямная культурно-историческая общности ( середина 3 –начало 2 тыс) Простиралась от Южного Приурально до Балкано-Дунайской области. Покойников хоронили в ямах, от которых и произошла название всей общности. Костяки лежат на спине с поднятыми коленями, головой на восток, они часто окрашены. Инвентарь отсутствует или очень беден: кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, булавки, бусы. Сосуды круглодонны или остродонны Орнамент расположен зонами, а наносился гребенчатым штампом или палочкой, на которую была намотана верёвочка - шнур, отчего такой орнамент часто называется шнуровым. Поселения общности очень редки, а известные нам - временные стоянки скотоводов. Преобладают кости домашнего скота, примерно одинаково часто встречаются кости коровы и овцы, реже – кости лошади. В кургане Сторожевая Могила под Днепропетровском найдены остатки повозки, что свидетельствует об использовании тягловых животных На поселении найдены мотыги, зернотерки, вкладыши серпов: земледелие существовало, но занимало второстепенное место.
Катакомбная культурно-историческая общность (2000-1600г дон.э) которая вытеснила ямников с большей части их территории. Территория от Волги до Днепра и от Крыма до Курска . Основная форма катакомбной керамики - сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой. Горшки плоскодонны. Орнамент на сосудах шнуровой. Форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой) послужила основанием для археологического названия культуры. Поселения расположены на естественно укреплённых обрывами речных мысах. Земледелие было подсобным На поселениях много рыбьих костей. Основой хозяйства было развитое скотоводство. В Поднепровье преобладают кости коров. а в донецкой группе - овец .. Имело значение и земледелие, подтверждаемое находками вкладышей для серпов, кремневых серповидных ножей, роговых мотыг. зернотерок. В погребениях найдены зерна проса. Металлические изделия как показал анализ, сделаны из кавказской мышьяковистой бронзы.
Срубная культурно-историческая общность (вторая Головина II - начало I тыс. Лежит на Волге и в ее течении от Куйбышева до Волгограда и от Волги до Уральска. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в срубе высотой в один-два венца и перекрытом накатом.. Поселения срубной общности располагаются не только на больших, но и на малых реках. Жилищами служили полуземлянки значительной площади. Их стены были укреплены брёвнами. Внутри жилища располагалось несколько очагов. Керамика срубной культуры плоскодонная. преобладают баночные, почти цилиндрические сосуды и острореберные. Металлических вещей в срубное время много. В срубное время появляются бронзовые массивные топоры называемые кельтами. Основу хозяйства племён срубной общности составляло скотоводство. Растёт и
роль земледелия, хорошо известны металлические серпы с крюком для прикрепления рукояти и бронзовые мотыги
7. Фатьяновская археологическая культура. Проблематика древностей балановского типа.
Население преимущественно занималось скотоводством и, возможно, земледелием. Носители Балановской культуры изготовляли каменные орудия труда (сверленые и клиновидные топоры, наконечники дротиков и стрел, ножи, проколки, скребки, долота, тесла, зернотерочные плиты и ступы и др.), имели колесный транспорт и собственную металлургию меди (найдены вислообушные топоры, наконечники копий, украшения в форме колец-подвесок, серег и др.); глиняные лепные круглодонные сосуды бомбовидной и шаровидной формы (амфоры, небольшие чашки и др.), украшенные сложным орнаментом (насечки, прочерченные линии, оттиски мелко- и среднезубчатого штампа и т. п.).Балановские племена жили в поселениях, расположенных на высоких, естественно укрепленных местах, которые дополнительно огораживались рвами и валами.
Погребения преимущественно подкурганные. Умерших хоронили в ямах в скорченном положении: женщин – на левом боку, головой на Восток, мужчин – на правом, головой на Север или Юг. По антропологическому типу носители Балановской культуры заметно отличались от населения фатьяновской культуры, относились к европеоидному узколицему восточно-средиземноморскому типу.
На территории Татарстана памятники Баланоской культуры выявлены у деревни Козловка – Буинского, села Шамбулыхчи Апастовского районов и в других местах Предволжья.
Фатьяновская археологическая культура названа так по деревне Фатьяново Ярославской области. Была распространена в центральной России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области).. Со времени появления в Волго-Окском междуречье одной из групп племен фатьяновской к-ры, здесь принято начинать новую эпоху по археологической периодизации – эпоху бронзы или бронзовый век.
В плане развития экономики этот период был временем не только знакомства с медью и бронзой, но и распространения земледелия и животноводства. Антропологический тип фатьяновцев - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком. Характеризуется невысоким ростом, миндалевидными тёмными глазами, смуглой кожей, большим носом, узкими губами и длинноголовость.
Фатьяновские могильники, как правило, невелики по количеству погребений, содержат остатки трупоположений в скорченном положении, на левом или на правом боку, с различной ориентировкой. Глубина могильных ям достигает 1.5-2.0 м. Погребения сопровождаются сосудами, боевыми и рабочими топорами, ножами, другими предметами из камня, рога, кости, иногда – металла.. Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин - на правом боку, головой на запад, женщин - на левом, головой на восток.
Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. медведей, собак. Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Керамика. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах - солярные знаки.
8.Памятники сейминско-турбинского типа. Абашевская археологическая культура.
Сейминско-турбинский межкультурный (транскультурный) феномен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э. Могильники расположены вдоль крупных водных магистралей, в лесной и лесостепной зонах. Бронзовые изделия найдены в небольшом количестве могил. Помимо бронзового оружия, в "богатых" захоронениях находили костяные доспехи и изделия из нефрита . Оружие, найденное в "богатых" захоронениях, украшено фигурками животных, чаще лошадей. Большинство исследователей предполагает, что ядром зарождения сейминской культуры нужно считать Рудный Алтай и прилегающие территории. Этнически абашевское население было арийским.
Сейма. Могильник находится в Горьковской обл. на левом берегу Оки при слиянии ее с Волгой Погребения. Для ряда из них можно установить даже ориентацию: головой на северо-восток, параллельно реке. При очень немногих из сохранившихся костяков стояли иногда маленькие керамические сосуды. Кроме того, на дюне установлены следы культурных слоев разновременных поселений.
Турбино. Эти кладбища расположены в пределах современных границ г. Перми, на правом берегу Камы, напротив места слияния ее с Чусовой. Решное. Могильник находится в Выксунском районе Горьковской обл., на правом берегу Оки, напротив с. Решное. Могилы располагались на песчаной гриве высотой 11—12 м над уровнем реки. Ростовка. Могильник находится в Омском районе Омской обл. (ныне практически на южной окраине г. Омска) в пределах пос. Ростовка. Могилы сооружались в виде подпрямоугольных ям глубиной от 10 до 70 см от древней поверхности, но преобладающей являлась глубина 30—50 см. Ориентация — восток-запад с некоторыми отклонениями к югу и северу. Способы захоронения покойного: трупоположение, иногда в сочетании с обрядом частичного трупосожжения; трупосожжение на стороне с помещением обгорелых костей в могильную яму; захоронение без черепов; захоронение только черепа. Многие могилы на Ростовке подвергались в древности преднамеренному разрушению. Канинская пещера. Памятник находится в Троицко-Печорском районе Коми на правом берегу р. Малая Печора.
Абашевцы - носители индоевропейского языка - сложились в 18-17 вв. до н.э. на территории Среднего Дона, на постшнуровой основе, при активном участии пришлого степного, лесного и местного населения.Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия). Ведущими отраслями хозяйства населения культуры являлись патриархально-пастушеское скотоводство, металлургия и металлообработка бронзы, достаточно развитый гужевой колесный транспорт.Поселения размещаются на мысовых площадках надпойменных террас. Жилища представляют собой многокамерные наземные каркасные сооружения со слабо углубленным в материк котлованом и 2- или 4-скатной крышей из органических материалов: камыша, травы, коры. Керамика Керамика изготовлена с добавлением мелкотолченых раковин, реже - растительных остатков, песка, шамота. В качестве основы выделяются горшечная и баночная формы. Погребения Подкурганные захоронения в ямах. Различаются простые земляные насыпи, курганы с каменными оградками, кольцевыми рвами и следами столбовых ограждений. Основные типы захоронений: трупоположение скорченно на спине, вторичные, коллективные. Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготовлять колесницы. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.