ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Поздняковская и приказанская археологические культуры.
На базе волосовского населения под сильным воздействием пришлых из лесостепей верхнего подонья ираноязычных племен срубной культуры формируется своеобразная культура - поздняковская. Поздняковское население занимало бассейны Верхней и Средней Оки, на востоке доходя до Среднего Поволжья, а на западе - до Десны и районов севернее Верхней Волги.
Ранние поселения этой культуры располагались в речных долинах, не заливаемых весенними паводками, в более поздний период - отодвигаются дальше от воды. Основной тип жилища - полуземлянки. Сооружения имели столбовую конструкцию, перекрывались двухскатной крышей, у входа строился небольшой тамбур. Внутри жилищ было обычно несколько очагов. Как правило, вблизи поселений располагались могильники - курганные и грунтовые. Захоронения совершались в могильных ямах, в скорченном положении, и сопровождались глиняными сосудами, различными украшениями (бронзовыми бусами, браслетами, подвесками), кремневыми скребками и наконечниками стрел, бронзовыми ножами, наконечниками копий, топорами, серпами. Керамика, в основном, была плоскодонная, украшена зубчатым штампом и так называемыми «жемчужинами - небольшими округлыми бугорками, образованными вдавлением палочки с внутренней стороны сосуда. Основу хозяйства поздняковцев составляло скотоводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей) и охота; возможно, они занимались подсечным земледелием. Стоянки:- Поселение (Воихра 1- Ратьково (Киржачский район). - Бородино (Вязниковский р-н,- Быковка (Вязниковский р-н). и др. Поздняковская культура представлена небольшими родовыми поселениями, располагающимися на речных террасах. Поздняковская культура оказала влияние на формирование более поздних местных культур, в частности городецкой, хотя из-за хронологического разрыва в их существовании невозможно напрямую вывести последнюю из поздняковской.
Приказанская культура. Название дано по месту сосредоточения наиболее изученных памятников этой культуры – Приказанскому Поволжью.Наиболее исследованы памятники приказанской культуры в Прикамском Поволжье, среди них стоянки у бывшего села Займище (Займищенский комплекс), села Большие Отары (Балымский комплекс), села Атабаево (Атабаевское поселение), могильники у села Большие Отары, бывшего села Новомордово, поселка Луговой.
Племена приказанской культуры занимались скотоводством, охотой, рыболовством, земледелием; знали металлургию бронзы (найдены бронзовые орудия труда, оружие и др.). Но скотоводство носило придомно-пастушеский характер с содержанием скота в зимнее время в стойлах. В стаде преобладали крупный рогатый скот и лошади, разводили также мелкий рогатый скот и свиней. Жилища полуназемные, соединенные переходами. Керамика: плоскодонные или круглодонные горшковидные толстостенные сосуды. Погребения грунтовые, над которыми иногда сооружались небольшие курганы. Умерших клали вытянуто или скорченно. В захоронениях встречается своеобразный ритуальный вещевой набор (глиняная посуда, каменные и костяные орудия труда, бронзовые украшения и предметы одежды, жилья, ножи-кинжалы и т. п.).
10. Древнегреческая культура в Северном Причерноморье. Города-полисы.
11. Ранний железный век. Скифы и сарматы. О самих скифах имеются многочисленные письменные и археологические свидетельства, которые позволяют определенно отнести их к ираноязычным народам. По версии Геродота, скифы первоначально обитали в Азии (очевидно, Южной Приуралье или в южных областях Западной Сибири). Их соседями были массагеты, которые и изгнали скифов с их прародины. В III в. до н.э. на смену скифам с востока (вероятно, из Предуралья и Поволжья) пришел новый народ, известный как сарматы. Сарматы были ираноязычными кочевниками. Самобытным и уникальным явлением мировой культуры является скифский звериный стиль. В нем выполнены (как правило, из золота и бронзы) произведения прикладного искусства, созданные самими скифами и греческими мастерами на заказ. Как видно из названия, главным в системе образов этого стиля было изображение животных. Травоядные (олень, бык, лошадь, овца и т.д.) символизировали добрый, земной начало. Дикие (лев, пантера, тигр, волк) и фантастические (грифон) хищники, орлы и змеи олицетворяли злые потусторонние силы. Борьба между добром и злом передавалась в искусстве звериного стиля сценами "терзаний" - нападения хищников и грифонов на травоядных. Архаический скифский звериный стиль характеризуется чистотой образов, фигуры животных изображены в оригинальной манере. Начиная с V в. до Р.Х., сюжетный рисунок звериного стиля усложняется, образы животных вплетаются в орнаментальных композиций и становятся частью их. Большой популярностью пользуется прием изображения тех частей животных, которые символизировали их главные качества: копыта коня или лося, рога оленя, пасть или клыки хищника, глаз и клюв орла. В этом стиле отливались бронзовые и золотые бляхи вуздечкових наборов, украшения щитов и панцирей, нашивные пластины. В IV в. до Р.Х. скифское искусство претерпело сильное влияние античного. Греческие мастера, работавшие по заказу скифов, добросовестно передавали реальные образы людей и животных, создав стиль "этнографического реализма" в скифском искусстве. Появились антропоморфные изображения богов и героев, в скифские могилы стали чаще попадать импортные македонские или фессалийские вещи. Старый звериный стиль стал выходить из моды и забываться. С эпохой киммерийцев связаны такие уникальные находки, как лубенское сокровище и золотая гривна, а также военные доспехи и предметы конской сбруи. Лубенское сокровище включает изготовленные из бронзы предметы вооружения и посуду. Это сокровище, которому около 3000 лет, является фактически "коллекцией в коллекции", поскольку в нем собраны вещи, изготовленные в разных краях Азии и Европы - от Байкала до Балканского полуострова и долины Рейна.
12. Ананьинская археологическая культура.
Свое название, ананьинская культура получила по селу Ананьино, расположенного в пригороде Елабуги. Здесь был найден один из самых крупных археологических памятников данного периода. Культура была распространена на территории нескольких тысячи квадратных километров: от района приполярного Урала до среднего Поволжья. Ананьинская культура возникла на базе целого ряда ранее существовавших культур звериного стиля. Это скифский звериный стиль и кобанская культура (археологическая культура Кавказа ). Кроме того, ранее жившие на этих землях представители турбинской культуры, также могли оказать значительное влияние. В конечном итоге, приблизительно в 8 веке до н.э. началось формирование уникальной ананьинской культуры, которая стало одним из важных этапов формирования Прикамских народностей. Ананьинская культура интересна как первый этап становления железного века в Прикамье. Именно в это время зарождаются традиции металлургии, которые развиваются здесь и по сей день. Начиная с достаточно примитивных изделий из бронзы и железа, древние мастера смогли достичь высокого уровня исполнения. Тогда же начинают изготавливать предметы, которые последствие будут относить к звериному стилю. Для ананьинской культуры характерно различные изображение человекоптицы. Это свидетельствует о почитании птицы как священного животного. Одновременно, птица может выступать как тотемное животное, от которого вели свой род древние ананьинцы. Считается, что наиболее древние предания жителей Прикамья связаны с уткой. На это может указывать как изображения утки, сделанные древними жителями ананьинцами, так и широкое распространение изображение человека-птицы. Еще одной интересной особенностью ананьинской культуры является изображение грифона. Это мифическое существо перекочевало в культуры из скифо-сибирского звериного стиля и свидетельствует о тесных связях поволжских и сибирских мастеров. Также, возможна версия о попадании грифона из древнего Ирана, где он являлся священным изображением. Следы Ананьинской культуры находят в основном на небольшом участке вдоль реки Камы, от села Елово до города Оханска. Отдельные поселения найдены в районе села Коса, поселка Курган и территории Пермского района. Охотничьи стоянки, относящиеся к Ананьинской культуре, имеются в средней части реки Вишеры. Несмотря на достаточно широкую географию распространения, освоение земель носило лишь эпизодический характер. Один из самых интересных артефактов ананьинской культуры – рукоятка меча из ананьинского могильника. Рукоять выполнена из меди, приблизительно в VII-III веках до н.э. Кроме того, интерес представляют бронзовые топоры-кельты с изображением головы мифического животного. Такие изделия свидетельствуют о высоком уровне развития металлургии в ананьинской культуре.
Артефакты ананьинской культуры нельзя в полной мере отнести к пермскому звериному стилю. По своему исполнению эти предметы близки к скифо-сибирскому звериному стилю. Но именно ананьинская культура начала закладывать традиции, которые в дальнейшем привели к появлению в Прикамье уникального культурного феномена. Таким образом, ананьинская культура стала основой для дальнейшего развития целого ряда археологических культур, одной из которых была гляденовская культура.
13. Дьяковская и городецкая археологические культуры.
Дьяковская. Дьяковская культура, культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи мери и веси, а также др. племён), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников Д. к. предкам славян, а западную их группу считают памятниками балтов. На отдельных памятниках Д. к. прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым. Характерные поселения Д. к. — небольшие городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укреплённые валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые поселения — селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки. Общественный строй — первобытнообщинный. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С начала 1-го тысячелетия н. э. развивается обработка металлов. Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Много орудий труда и украшений сделано из кости. Для Д. к. характерны глиняные грузики «дьякова типа» и в слоях до 2 в. н. э. — керамика, украшенная так называемым «текстильным» («сетчатым») орнаментом. Погребения Д. к. не найдены, вероятно, применялось трупосожжение.
Городецкая. Городе́цкая культу́ра (культура городищ «рогожной керамики»), археологическая культура раннего железного века, распространенная в 7 в. до н.э. — 5 в. в бассейнах средней Волги, средней и нижней Оки, рек Мокша и Цна. Свое название культура получила по городищу, обнаруженному В. А. Городцовым в 1898 у села Городец близ города Спасск-Рязанский. Городецкая культура сложилась на основе волосовской археологической культуры эпохи
энеолитас участием племен абашевской культуры и срубной культуры. Представители городецкой культуры были предками финно-угорских народов Среднего Поволжья. Городецкую культуру подразделяеют на два этапа: первый — 7 в. до н. э. — 1 в. и второй — 1-5 вв. н. э. Основной тип поселений — это городища, расположенные группами по два-три, на расстоянии 1-3 км друг от друга, и в 10-15 км между такими группами. Обычный размер городища — 36-65 на 80-135 м. Как правило, городища располагали на мысах у пересечения двух оврагов, недалеко от реки. С напольной стороны они ограждались одним-тремя валами и рвами. Иногда городища строились не на мысах. В этом случае они со всех сторон окружались валами и рвами. Встречаются также селища (неукрепленные поселения) и жертвенники. Погребения городецкой культуры не выявлены. Жилища представляют собой прямоугольные или округлые землянки и полуземлянки, а также деревянные наземные постройки. Очаги в жилищах глинобитные или каменные. Для городецкой культуры характерна «рогожная» (с отпечатками рогожи) и «сетчатая» (с орнаментом, имитирующим отпечатки рогожи) керамика. Гладкая грубая керамика позднее сменяется лощеной. Кроме керамики находки вещей на городищах немногочисленны. Это изделия из кости — наконечники стрел, шилья, проколки, иглы, гарпуны. Металлических изделий обнаружено очень мало (железные ножи, шилья, наконечники стрел, медные подвески, бляшки, браслеты). Хозяйство представителей городецкой культуры было комбинированным: в нем сочеталось мотыжное земледелие, лесное скотоводство, рыболовство и охота. Население поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем.
14. Поволжские и прикамские финны в І - нач. II тыс. н.э.
Поволжские.
Прикамские.
15. Восточно-европейские степи в VIII - X вв. Салтово-маяцкая культура.
Восточно-европейские степи в VIII - X вв.
Салтово-маяцкая культура. Археологическая культура, памятники и иные свидетельства бытования которой распространены на территориях, полностью или частично входивших в Хазарский каганат или зависимых от него. Термин ее обозначающий, образован от названия двух памятников – остатков поселений хазарского времени в окрестностях села Верхний Салтов в Харьковской области и Маяцкого городища на верхнем Дону при впадении в него реки Тихая Сосна. Время бытования этой культуры (начало VIII – середина – 2-ая пол. X вв.). С двумя основными этносами (