ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
аланами и протоболгарами) связаны наиболее типичные и показательные элементы салтовской материальной культуры. Например, погребения по катакомбному обряду более характерны для аланского населения, тогда как болгарам был более свойственна практика погребений в грунтовых ямах. Для Салтово-маяцкой культуры наиболее характерны несколько основных разновидностей керамики. Во-первых, так называемые «котлы с внутренними ушками». Во-вторых, обыкновенные столовые горшки с рифленой поверхностью или украшенные примитивным волнообразным орнаментом. В третьих, лепная или подправленная на медленном гончарном круге лощеная посуда. Она традиционно рассматривается как показатель присутствия в том или ином регионе аланского населения или его влияния на местную материальную культуру. В четвертых, лепные сосуды различного размера и назначения, включая и крупные пифосы. Среди импорта преобладают амфоры боспорского и крымского производства. Наиболее характерные типы жилищ носителей Салтово-маяцкой культуры – полуземлянки с печами или очагами и юртообразные жилища, (как полуземлянки, так и наземные). Что касается типов поселений то они у салтовцев были разнообразны. Среди них можно отметить как укрепленные или неукрепленные селища или городища так и крепости, возводившиеся из обожженного или сырцового кирпича (Саркел, Семикаракорская крепость) или известняковых блоков (Маяцкое и Цимлянское Правобережное городища). Некоторые салтовские поселения в том числе не найденные пока Семендер или Итиль и затопленный водами цимлянского водохранилища Саркел традиционно в источниках и литературе именуются городами, хотя многое в такой интерпретации зависит от условности и изменчивости содержания самого концепта «город» как в науке, так и в различных культурах. Наконец, кроме оседлых поселений известны временные кочевья и стойбища салтовского населения в степных районах. Этнически население, бывшее носителем салтовской культуры состояло из алан и протоболгар. Достоверно идентифицируемые археологические памятники собственно хазарского этноса не известны.
16. Археология Волжской Болгарии.
Древние болгары, кочевники, пришедшие с Приазовья на территорию Средней Волги и бассейна реки Камы. Здесь они создадут новое государство – Волго-Камская Болгария, или Волжская Болгария. Многие крупные центры государства,такие как Биляр, Булгар, Сувар, Ошель, Муромский городок на данный момент являются археологическими памятниками. Раскопками последнего в 1928 - 1929 гг. занималась археолог В.В. ольмстен, которая первая и употребила это название. На сегодняшний день благодаря труду археологов выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X — XIII вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени —170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. Археологами на территории Булгарии ныне учтено более 1500 булгарских памятников домонгольского времени. Основу экономики Волжской Булгарии составляло развитое сельское хозяйство с плужным земледелием и скотоводством. Важное значение имело ремесленное производство - металлургическое, кузнечное, ювелирное, строительное, гончарное, стеклоделие, косторезное, кожевенное, ткацкое и другие. Третьей важной составляющей булгарской экономики выступает торговля. Расцвет булгарской торговли во многом был обусловлен расположением государства на важнейшей трансконтинентальной торговой магистрали - Волго-Балтийском пути, а также высоким уровнем развития ремесла и сельского хозяйства. В Х - начале XIII в. приоритетным направлением в области булгарских ремесел было изготовление кроме орудий труда и вооружения украшений и предметов повседневного спроса (ножи, шилья, гвозди и т.п.). Причем продукция эта, особенно украшения, чаще всего отражала непосредственно этнические традиции проживавшего в регионе населения и даже, в большей степени, жителей ближайшей округи ремесленного центра. В домашних промыслах, таких как косторезное дело, быстро сформировались универсальные типы изделий, в которых угадываются тюркские и финские прототипы (гребни, копоушки, рукояти ножей и шильев). В 1223-1240 гг. Булгария отчаянно сопротивляется монгольским ордам, стремившимся завоевать страну. Неравная борьба окончилась завоеванием Булгарии,
разгромом ее экономики, культуры, уничтожением городов.
17. Балты в І - нач. II тыс. н.э.
18. Археология о происхождении и ранней истории славян.
19. Черняховская археологическая культура. Черняховская культура, археологическая культура рубежа 2—3 вв. — рубежа 4—5 вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на З. до левобережья Днепра на В. Названа по могильнику у с. Черняхов (Кагарлыкский район Киевской области). На территории Румынии Ч. к. именуется Сынтана-де-Муреш — Черняхов. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена носителей Ч. к. жили в больших неукрепленных поселениях; жилища — наземные и землянки — располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2. Подъём земледелия в эпоху Ч. к. отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Керамика (миски, кувшины) изготовлялась в основном на гончарном круге. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках — обнаружены на всех памятниках Ч. к. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. Некоторые черты Ч. к. сложились под влиянием позднеантичной цивилизации. В погребальном обряде Ч. к. сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). Большинство исследователей считает, что Ч. к. создана племенами различного этнического происхождения (даки, сарматы, германцы, поздние скифы, анты или венеды-славяне), упоминаемыми древними авторами на территории её распространения. Мнение о многоэтничности Ч. к. подтверждается, в частности, наличием локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Наиболее обосновано мнение, что Ч. к. была уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в., однако существует гипотеза о перерастании её в древнеславянскую и даже древнерусскую культуру.
20. Зарубинецкая археологическая культура. Археологическая культура латенского времени (относится к раннему железному веку, ко второй его ступени, III / II вв. до н. э. — II в. н. э.). Она распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье, на Левобережьи Днепра — по притоку Десны Сейму, на Правобережье – по притоку Днепра Припяти (в Припятском Полесье). То есть, ее носители овладели бассейном Среднего Днепра и его притоков, особенно левых, и продвинулись вверх по Днепру. Значит, в проекции на современные государства, она занимает Западную и Центральную Украину, южную и восточную Белоруссию и западные районы России. Открыта и названа археологом-любителем Викентием Хвойкой в 1899 г. по материалам раскопок могильника у с. Зарубинцы к юго-западу от Киева и выделена в особую культуру А. А. Спицыным в 1930 г. и несколько лет спустя польским археологом Ю. Костшевским. Представлена укреплёнными и неукрёпленными поселениями, могильниками и кладами. Особенно интенсивно изучалась в поле в 60-х – 80-х годах ХХ века. К середине первого десятилетия ХХI века выявлено около 500 памятников, раскопано 70, в том числе около 20 могильников, а в них свыше1000 погребений, изучено две сотни жилищ. С юга и востока соседствует с сарматскими культурами – это ираноязычный мир, с севера соседями были балтские народности (они тогда были распространены на значительно более широкие территории к востоку, чем ныне), а западным ее соседом была очень похожая пшеворская культура Польши (польск. (kultura przeworska). Ни одна из них непосредственно к границам Римского государства не примыкала. Как и черняховская и пшеворская, зарубинецкая культура — это культура полей погребальных урн. Интерес в России к этой культуре объясняется тем, что с самого начала (еще Хвойкой) она была объявлена раннеславянской и стала рассматриваться как одно из важнейших звеньев славянского этногенеза (особенно в концепции акад. Б. А. Рыбакова). А после признания черняховской культуры (или ведущей роли в ней) за готами надежды углубить славянский этногенез в эпоху начала нашей эры сосредоточились именно на зарубинецкой культуре.
21. Пшеворская археологическая культура.
22. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры южного региона.
23. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры Верхнего Поднепровья и смежных областей.
24. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры северных территорий.
25. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена лесной зоны днепровского правобережья.
26. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена севера.
27. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена юга и го-востока.
28. Археология русских средневековых городов.
16. Археология Волжской Болгарии.
Древние болгары, кочевники, пришедшие с Приазовья на территорию Средней Волги и бассейна реки Камы. Здесь они создадут новое государство – Волго-Камская Болгария, или Волжская Болгария. Многие крупные центры государства,такие как Биляр, Булгар, Сувар, Ошель, Муромский городок на данный момент являются археологическими памятниками. Раскопками последнего в 1928 - 1929 гг. занималась археолог В.В. ольмстен, которая первая и употребила это название. На сегодняшний день благодаря труду археологов выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X — XIII вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени —170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. Археологами на территории Булгарии ныне учтено более 1500 булгарских памятников домонгольского времени. Основу экономики Волжской Булгарии составляло развитое сельское хозяйство с плужным земледелием и скотоводством. Важное значение имело ремесленное производство - металлургическое, кузнечное, ювелирное, строительное, гончарное, стеклоделие, косторезное, кожевенное, ткацкое и другие. Третьей важной составляющей булгарской экономики выступает торговля. Расцвет булгарской торговли во многом был обусловлен расположением государства на важнейшей трансконтинентальной торговой магистрали - Волго-Балтийском пути, а также высоким уровнем развития ремесла и сельского хозяйства. В Х - начале XIII в. приоритетным направлением в области булгарских ремесел было изготовление кроме орудий труда и вооружения украшений и предметов повседневного спроса (ножи, шилья, гвозди и т.п.). Причем продукция эта, особенно украшения, чаще всего отражала непосредственно этнические традиции проживавшего в регионе населения и даже, в большей степени, жителей ближайшей округи ремесленного центра. В домашних промыслах, таких как косторезное дело, быстро сформировались универсальные типы изделий, в которых угадываются тюркские и финские прототипы (гребни, копоушки, рукояти ножей и шильев). В 1223-1240 гг. Булгария отчаянно сопротивляется монгольским ордам, стремившимся завоевать страну. Неравная борьба окончилась завоеванием Булгарии,
разгромом ее экономики, культуры, уничтожением городов.
17. Балты в І - нач. II тыс. н.э.
18. Археология о происхождении и ранней истории славян.
19. Черняховская археологическая культура. Черняховская культура, археологическая культура рубежа 2—3 вв. — рубежа 4—5 вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на З. до левобережья Днепра на В. Названа по могильнику у с. Черняхов (Кагарлыкский район Киевской области). На территории Румынии Ч. к. именуется Сынтана-де-Муреш — Черняхов. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена носителей Ч. к. жили в больших неукрепленных поселениях; жилища — наземные и землянки — располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2. Подъём земледелия в эпоху Ч. к. отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Керамика (миски, кувшины) изготовлялась в основном на гончарном круге. Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках — обнаружены на всех памятниках Ч. к. Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. Некоторые черты Ч. к. сложились под влиянием позднеантичной цивилизации. В погребальном обряде Ч. к. сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). Большинство исследователей считает, что Ч. к. создана племенами различного этнического происхождения (даки, сарматы, германцы, поздние скифы, анты или венеды-славяне), упоминаемыми древними авторами на территории её распространения. Мнение о многоэтничности Ч. к. подтверждается, в частности, наличием локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. Наиболее обосновано мнение, что Ч. к. была уничтожена гуннским нашествием в конце 4 в., однако существует гипотеза о перерастании её в древнеславянскую и даже древнерусскую культуру.
20. Зарубинецкая археологическая культура. Археологическая культура латенского времени (относится к раннему железному веку, ко второй его ступени, III / II вв. до н. э. — II в. н. э.). Она распространена в Верхнем и Среднем Поднепровье, на Левобережьи Днепра — по притоку Десны Сейму, на Правобережье – по притоку Днепра Припяти (в Припятском Полесье). То есть, ее носители овладели бассейном Среднего Днепра и его притоков, особенно левых, и продвинулись вверх по Днепру. Значит, в проекции на современные государства, она занимает Западную и Центральную Украину, южную и восточную Белоруссию и западные районы России. Открыта и названа археологом-любителем Викентием Хвойкой в 1899 г. по материалам раскопок могильника у с. Зарубинцы к юго-западу от Киева и выделена в особую культуру А. А. Спицыным в 1930 г. и несколько лет спустя польским археологом Ю. Костшевским. Представлена укреплёнными и неукрёпленными поселениями, могильниками и кладами. Особенно интенсивно изучалась в поле в 60-х – 80-х годах ХХ века. К середине первого десятилетия ХХI века выявлено около 500 памятников, раскопано 70, в том числе около 20 могильников, а в них свыше1000 погребений, изучено две сотни жилищ. С юга и востока соседствует с сарматскими культурами – это ираноязычный мир, с севера соседями были балтские народности (они тогда были распространены на значительно более широкие территории к востоку, чем ныне), а западным ее соседом была очень похожая пшеворская культура Польши (польск. (kultura przeworska). Ни одна из них непосредственно к границам Римского государства не примыкала. Как и черняховская и пшеворская, зарубинецкая культура — это культура полей погребальных урн. Интерес в России к этой культуре объясняется тем, что с самого начала (еще Хвойкой) она была объявлена раннеславянской и стала рассматриваться как одно из важнейших звеньев славянского этногенеза (особенно в концепции акад. Б. А. Рыбакова). А после признания черняховской культуры (или ведущей роли в ней) за готами надежды углубить славянский этногенез в эпоху начала нашей эры сосредоточились именно на зарубинецкой культуре.
21. Пшеворская археологическая культура.
22. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры южного региона.
23. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры Верхнего Поднепровья и смежных областей.
24. Восточные славяне в V - VII вв. Культуры северных территорий.
25. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена лесной зоны днепровского правобережья.
26. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена севера.
27. Восточные славяне в VIII - XIII вв. Племена юга и го-востока.
28. Археология русских средневековых городов.