Файл: Исследовательская работа по физике Автор работы Михеенкова Екатерина, ученица 9 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стодолищенская средняя школа
________________________________________________________________________________
Влияние шума на организм человека и его жизнедеятельность.
Исследовательская работа по физике
Автор работы: Михеенкова Екатерина, ученица 9 класса Руководитель: Филимонова Елена Владимировна, учитель физики |
п. Стодолище
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...………...…......…..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-
Шум как одна из важнейших проблем.….………………….……………..5-
Классификация шумов........................................................................6-
Типология шумов школьного урока………………….….……8
-
-
Физиологическое действие шума………………………………..……9-
Влияние шума на психологическое состояние, нервную систему человека…………………………………………….…10 -
Действие шума на сердечно-сосудистую систему и внутренние органы………………………………………...……11 -
Действие шума на органы слуха…………………………..….12 -
Влияние «школьного шума» на работоспособность обучающихся…………………………………………….…..…14
-
-
Санитарные нормы для образовательных учреждений…….…….16 -
Мероприятия по защите от шума…………………………………….17
-
-
Изучение влияния шума на обучающихся и учителей школы…………18-
Измерение уровня шума на территории школы…………..……….18 -
Влияние «школьного шума» на обучающихся…………….............20 -
Влияние «школьного шума» на учителей…………………..………22 -
Влияние шума на физиологические показатели обучающихся.….23
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………….…………………………..……....................…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……..........…………....26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……27
Введение.
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звук представляет собой такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду).
Беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков носит название шума.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Наш век стал очень шумным. По улице с шумом проносятся машины, мотоциклы. Хлопают двери в подъездах, со двора несутся крики детворы, оглушает музыка и телевизоры. В нашей школе тоже бывает много шума, так как школа – это место, где одновременно находится большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки: кто-то кричит, кто-то поет, кто-то разговаривает. На переменах масса детей устремляется в столовую, по разным кабинетам. Часто эти перемещения сопровождаются шумом.
Я всё чаще ловлю себя на мысли, что дискомфорт и усталость могут быть результатами воздействия шума в школе, на улице и т. д. Мне кажется, что длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии как взрослых, так и детей. Это также отрицательно сказывается на некоторых видах деятельности человека, требующих напряжения и внимания. В школу каждый ребенок приходит учиться. Для того чтобы учеба была успешной, дети должны на уроках быть внимательными, хорошо воспринимать информацию, иметь хорошую память и мышление. А чтобы учебный процесс был плодотворным, нужна тишина.
Изучая звуковые волны на уроках физики, я узнала что такое шум, «шумовая болезнь» и заинтересовалась вопросом: в чем же проявляется влияние шума на организм человека? Поэтому я решила более глубоко изучить эту проблему.
Цель моей работы: изучить влияние шума на организм человека и его жизнедеятельность.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
изучение литературы по данной теме; -
изучение физических и гигиенических характеристик шума; -
исследование уровня шумового загрязнения в школе; -
изучение влияние шума на человека и его жизнедеятельность; -
разработка практических рекомендаций по снижению воздействия шума на организм человека.
Объект исследования: человек и его жизнедеятельность.
Предмет исследования: влияние шума на человека и его жизнедеятельность.
Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение литературы,
- экспериментальное определение уровня шума,
- опрос и тестирование учащихся и учителей,
- анализ и диагностика полученных результатов.
Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы уровень шума в окружающей среде повышается. Как многие детские учреждения наша школа страдает от шумового загрязнения, что не может быть полезным для учителей и обучающихся.
Гипотеза исследования: шум является экологическим фактором, влияющим отрицательно на здоровье человека и его жизнедеятельность. Изучив влияние шума на организм человека, можно предотвратить его негативное влияние.
Обзор литературы по теме показал, что данная проблема достаточно широко рассматривается в научно-методическом журнале «Физика в школе» и в сети Интернет. Знакомясь с материалами, представленными в этих источниках, я выяснила, что здесь можно найти информацию о видах шума, последствиях шумового загрязнения, а также влиянии шума на организм человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-
Шум как одна из важнейших проблем.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, находясь в школе, дома или на улице, мы подвергаемся воздействию звуковых волн различных частот. И это воздействие, даже если мы не придаем ему значения, не остается безразличным для нашего организма.
Шумы природного происхождения (тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды) благотворно влияют на человека. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, заглушаются промышленными, транспортными, бытовыми и другими шумами.
Шум (с акустической точки зрения) – это механические волновые колебания частиц упругой среды с малыми амплитудами, возникающие под действием какой-либо силы.
Шум (с гигиенической точки зрения) – это комплекс беспорядочно сочетающихся звуков различной частоты и интенсивности, неблагоприятно воздействующих на организм человека, снижающий его работоспособность.
Шум является одним из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов. Среди прочих факторов, влияющих на здоровье человека, шум – на втором месте после химического загрязнения воздуха. Человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. Если в 60 – 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 дБ, то сейчас же он достигает 100 дБ и более.
По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Поэтому за последние десятилетия проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших.
-
Классификация шумов
Шумы различают по природе возникновения, характеру спектра, частоте и цвету, по временным характеристикам.
По природе возникновения шумы бывают природные и антропогенные. Последние в свою очередь делятся на механические, аэродинамические, гидравлические и электромагнитные.
По спектру существует:
-
стационарный шум — шум, который характеризуется постоянством средних параметров: интенсивности (мощности), распределения интенсивности по спектру (спектральная плотность), -
нестационарный шум — шум, длящийся короткие промежутки времени. К таким шумам относятся, например, уличный шум проходящего транспорта, отдельные стуки в производственных условиях, редкие импульсные помехи в радиотехнике и т.п.
По частотной характеристике шумы подразделяются на:
-
низкочастотные (< 300 Гц) - шумы тихоходных агрегатов неударного действия, шумы, проникающие сквозь звукоизолирующие преграды; -
среднечастотные (300—800 Гц) - шумы большинства машин, станков и агрегатов неударного действия; -
высокочастотные (> 800 Гц) - звенящие, шипящие, свистящие шумы, характерные для агрегатов ударного действия, потоков воздуха и газа, агрегатов, действующих с большими скоростями.
По временным характеристикам:
-
постоянный шум; -
непостоянный шум, который в свою очередь делится на колеблющийся, прерывистый и импульсный.
Отдельная категория шумов — цвета шума — система терминов, приписывающая некоторым видам шумовых сигналов определённые цвета, исходя из аналогии между спектром сигнала произвольной природы и спектрами различных цветов видимого света.
Различают:
-
Белый шум — стационарный шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот. Примером белого шума являются шум водопада. Название получил от белого света, содержащего электромагнитные волны частот всего видимого диапазона электромагнитного излучения. -
Розовый шум - в отличие от белого, имеет большое количество низких частот с плавным спадом. Содержит в себе часть «красного». Его используют для создания звука ветра и всего, что с ним связанно. Пример — звук пролетающего вертолёта. Розовый шум обнаруживается также в сердечных ритмах. -
Зелёный шум — имитация шума естественной среды, без искусственных звуков. -
Чёрный шум — тишина.
Также есть красный, синий, фиолетовый, оранжевый шум.
-
Типология шумов школьного урока
Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева предлагает следующую типологию шумов школьного урока.
Незаметный шум (40 - 45 дБ)создает ощущение полной тишины,благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет.
Тихий рабочий шум (45 - 59 дБ)- шум умеренного разговора.Он сампо себе также не утомляет. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему.
Громкий рабочий неприятный шум (59 - 65 дБ)ощущаетсянеприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей. Он в два – два половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на нервную систему, вызывает неприятные эмоции.
Интенсивный анормативный шум (65 - 75 дБ)—это шум,неприемлемый для умственного труда. Заглушает голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Такой шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.
-
Физиологическое действие шума
Шум, являясь общебиологическим раздражителем, действует на все органы и системы, вызывая разнообразные физиологические изменения.