Файл: Исследовательская работа по физике Автор работы Михеенкова Екатерина, ученица 9 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Звуки и шум вызывают ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха при ударе о барабанную перепонку звуковых волн (ряд последовательных сгущений и разрежений воздуха). Волны эти вызывают соответственные вибрационные колебания слуховых нервов. То есть звук вызывается в самом ухе раздражением окончаний слуховых нервов передающимися ему колебаниями звучащего тела. Музыкальный звук ощущается при правильных, равномерных колебаниях барабанной перепонки уха, неправильные и неравномерные вибрации, производят впечатление шума.

Воздействие шума на человека зависит от уровня шума, его характеристик, от состояния здоровья, индивидуальных особенностей человека и других факторов.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах (дБ). Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 дБ становится для него непереносимым. Из таблицы «Влияние уровня шума на организм человека» (Приложение 1) четко видно, что чем выше уровень шума, тем больше его отрицательное влияние на организм человека. Усиление шумового фона свыше предельно допустимых величин (80 дБ) представляет собой опасность для физического и психического здоровья населения. Многие не придают этому серьезного значения, а потом недоумевают, почему так быстро наступает усталость, рассеивается внимание, падает работоспособность. Человеку лишь кажется, что он привык к шуму, но он, действуя постоянно, разрушает здоровье человека.


      1. Влияние шума на психологическое состояние, нервную систему человека

Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это приводит к ухудшению состояния нервной системы человека и всего организма в целом. Оно отрицательно сказывается на некоторых видах деятельности человека, требующих напряжения и внимания. Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок во время выполнение различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы.


Процент нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в шумных условиях, нежели у лиц, работающих в нормальных звуковых условиях.

Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.

Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности. Люди часто становятся трудными в общении.

      1. Действие шума на сердечно-сосудистую систему и внутренние органы человека

Помимо нервной системы от повышенного уровня шума страдают сердечно-сосудистая система и органы пищеварения. Впервые об этом было объявлено в 2007 году на конференции, посвященной шумовому воздействию. Это происходит потому, что шумы вызывают истощение и перенапряжение нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма, отсюда возникают нарушения их деятельности.

Датские исследования показали, что шумовое воздействие связано с более высоким риском развития инсульта среди людей старше 64,5 лет. Шумовое воздействие повышает систолическое давление в среднем на 6,2 мм рт.ст., диастолическое давление — на 7,4 мм рт. ст. Подверженные воздействию высоких уровней шумового загрязнения люди чаще страдают сердечной недостаточностью, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, аритмией, сахарным диабетом. По наблюдениям ученых, можно сказать, что рост болезней наблюдается после проживания в течение 8-10 лет в больших городах.

Опубликованные в последние годы исследования показывают, что нарастающий шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, изменяется скорость дыхания и пульса. В дальнейшем все это может привести к нарушениям обмена веществ, работы сердца и кровообращения, стрессу. Сильный

стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление. Эти перегрузки — причина каждого 5 — 10-го инфаркта.

Отмечено, что шум способствует возникновению гастрита, язвы желудка и кишечника. Такие болезни чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке.


      1. Действие шума на органы слуха

Среди органов чувств слух – один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, так как не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от яркого света. Организм человека против шума практически беззащитен. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно.

Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов. Он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Под воздействием шума 85 – 90 дБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль. А под действием высокого звукового давления, возникающего при взрывных работах или испытаниях мощных двигателей, может произойти шумовая травма, симптомом которой служит сильная боль в ушах и поражение барабанной перепонки.

При нарушении гигиены слуха могут возникнуть стадии функциональных изменений:

  1. Стадия кратковременного понижения остроты слуха под действием шума характеризуется быстрым восстановлением слуховой функции после прекращения действия шума.

  2. Адаптацией к шуму считаются случаи временного снижения слуха до 10–15 дБ, которые характеризуются восстановлением слуха на протяжении 3 минут после прекращения действия шума.

  3. Профессиональная тугоухость и ее степень зависит от стажа работы на производстве в условиях шума, спектра шума, его интенсивности, длительности воздействия в течение рабочего дня. Доказано, что повреждающее и утомляющее действие шума находится в пропорциональной зависимости от его частоты. Самые заметные изменения наблюдают при частоте около 4000 Гц.


Учеными доказано, что при высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно.

Особую проблему сегодня приобретает популярность наушников. Они настолько "вошли в моду", что без них практически никто не выходит из дома. Громкая музыка с очень малого расстояния, преобладание низких тонов – все это очень негативно сказывается на здоровье молодого поколения. Известный венгерский ученый Бекеши отмечал, что при подаче через наушники сильного звука с переменной частотой появляется головокружение, иллюзорное движение видимых предметов пространстве. Он объясняет это непосредственным действием раздражения не только на слуховой, но и на вестибулярный аппарат.

По статистике сегодня 20 из 150 млн россиян страдают тугоухостью. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85- летних стариков.

Наибольший ущерб наносится от прослушивания музыки в наушниках во время еды или при жевании жевательной резинки. Работа височно-нижнечелюстного сустава сопровождается тем, что слуховой проход, расположенный вблизи, постоянно изменяет свой диаметр – это и усугубляет проблему.

В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы. Шумовые раздражители сильно сокращают природные защитные силы организма. Все это говорит о том, что особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума.

      1.   1   2   3


Влияние «школьного шума» на работоспособность обучающихся

Звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов. Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы.

Шум серьезно отражается на здоровье детей школьного возраста. Из-за шума в школе ученики тратят больше времени на решение задач, увеличивается количество ошибок. У школьников наблюдали снижение внимания на 12-16%. В таких условиях от учащихся требуется большое нервное напряжение. Шум, является одной из причин частых головных болей у детей школьного возраста.

От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов - основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными.

Учитель на уроке требует тишины. Основной труд ребенка в школе - умственный, в котором принимают активное участие внимание, а также высшие психические функции: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Для умственного труда вреден даже тихий шум. Данные изучения действия шума различных уровней на организм в экспериментальных условиях, а также наблюдения, проводившиеся в школах, показывают, что на центральную нервную систему может влиять шум даже сравнительно небольших интенсивностей, порядка 60—70 дБ. Все зависит от характера деятельности.

По общепринятым стандартам основной шум,который возникает на уроке,—это шум человеческойречи. Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь - 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный. Но надо запомнить