Файл: Исследовательская работа по физике Автор работы Михеенкова Екатерина, ученица 9 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что шум обладает способностью складываться и увеличиваться по мереувеличения источников шума. И если двадцать маленьких школьников, радуясь чему-то, разом закричат: «Ура-а!», то интенсивность шума превысит нормы, допустимые для слухового анализатора, в несколько раз. А если несколько детей в классе заговорят шепотом или вполголоса, кто-то повернется к соседу, кто-то полезет в портфель за книжкой, кто-то, уронив ручку, загремит партой, какой же интенсивности будет сложенный из этих источников шум?
В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порога интенсивности шума, превышение которого, оказывает отрицательный эффект:
Шум, интенсивностью выше 55 дБ, мешает умственному труду - ощущение при умственной работе неприятное, раздражающее.
Шум, интенсивностью выше 58 дБ, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой.
Шум, превышающий 60 дБ, снижает внимание и работоспособность. Шум, интенсивностью выше 65 дБ, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
Прежде чем перейти к выполнению практической части, я изучила санитарные нормы шума.
В нашей стране действует ряд документов, нормирующих допустимые уровни шума. Однако основным документом являются Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, в разделе II «Требования к размещению общеобразовательных учреждений», записано: «3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки».
Согласно санитарным нормам (Приложение 2), в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах и других учебных заведений, читальных залах, библиотеках максимальный уровень звука составляет 55 дБ, на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек – 70дБ, на площадках отдыха, на территориях дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений - 60дБ.
По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 дБ в дневное время и 40 дБ ночью. Такие величины нормальны для нашего уха, но, к сожалению, они очень часто нарушаются.
Для того чтобы люди смогли обезопасить себя от ненужных шумов, необходимо следовать советам по профилактике для сохранения здоровья человека от шумовых загрязнений (Приложение 3).
Кроме того, наше государство принимает следующие меры по уменьшению шума:
2.1. Измерение уровня шума на территории школы.
В течение учебного года ученикам приходится много времени проводить в школе, поэтому немаловажную роль играет уровень шума в учебных кабинетах. Исходя из этого, я решила узнать, отвечает ли санитарным нормам уровень шума в нашей школе.
Для измерения уровней шума объективным методом пользуются шумомерами. К сожалению, специального прибора для измерения уровня шума у нас в школе нет, поэтому я использовала приложение в мобильном телефоне «Шумомер». Замеры проводились в течение недели, ежедневно, затем данные усреднялись. Результаты измерений приведены в таблице.
Результаты исследования показывают, что в учебных кабинетах на перемене превышен допустимый уровень шума. Также значительно выше допустимого уровня уровень шума в спортзале, столовой, на первом и втором этажах школы (на перемене) и в начальной школе, а также в раздевалке (после уроков). В кабинетах во время уроков и в библиотеке уровень шума приближен к допустимой норме.
В ходе исследования я установила, что средний уровень шума на территории школы превышает допустимые нормы (в столовой – среднее значение 68 дБ, в коридорах школы – 81 дБ). А согласно Санитарным нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) уровень шума на площадках отдыха на территории школ и других учебных заведений должен составлять не более 60 дБ. Таким образом, уровень шума в столовой превышает на 8 дБ, в коридорах – на 21 дБ.
2.2. Влияние «школьного шума» на обучающихся
Для того чтобы выявить беспокоит ли шум учащихся школы и какой, влияет ли он на их самочувствие и работоспособность, я провела опрос среди обучающихся нашего класса в форме анкетирования.
Результаты опроса обучающихся:
В результате проведенного анкетирования было выявлено, что основными источниками шумов в школе являются громкие голоса учащихся, крики, музыка.
Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние: 25% учащиеся отмечают, что шум является причиной усталости, 50% отмечают снижение внимания, сосредоточенности и работоспособности, ухудшение настроения, повышение раздражительности.
Большинство учащихся осознают негативное влияние шума на состояние здоровья, знают о мерах борьбы с шумовым загрязнением. Часть учеников не знают о вредном воздействии шума на состояние здоровья (Приложение 4).
Для того чтобы выяснить, мешает ли школьный шум в работе учителя, я предложила преподавателям дать ответы на несколько вопросов:
Результаты опроса учителей:
Как видно из опроса, все учителя испытывают дискомфорт от шума на переменах. Несомненно, это отражается на их самочувствии и на учебном процессе. Естественно, что и «школьный» шум на уроке мешает работать. Наполняемость класса является главным фактором в формировании уровня шума на уроке. В среднем для учителей наполняемость класса должна составлять 15-16 человек.
В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порога интенсивности шума, превышение которого, оказывает отрицательный эффект:
Шум, интенсивностью выше 55 дБ, мешает умственному труду - ощущение при умственной работе неприятное, раздражающее.
Шум, интенсивностью выше 58 дБ, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой.
Шум, превышающий 60 дБ, снижает внимание и работоспособность. Шум, интенсивностью выше 65 дБ, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
-
Санитарные нормы шума для образовательных учреждений
Прежде чем перейти к выполнению практической части, я изучила санитарные нормы шума.
В нашей стране действует ряд документов, нормирующих допустимые уровни шума. Однако основным документом являются Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов; нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189, в разделе II «Требования к размещению общеобразовательных учреждений», записано: «3.12. Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки».
Согласно санитарным нормам (Приложение 2), в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах и других учебных заведений, читальных залах, библиотеках максимальный уровень звука составляет 55 дБ, на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек – 70дБ, на площадках отдыха, на территориях дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений - 60дБ.
По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 дБ в дневное время и 40 дБ ночью. Такие величины нормальны для нашего уха, но, к сожалению, они очень часто нарушаются.
-
Мероприятия по защите от шума
Для того чтобы люди смогли обезопасить себя от ненужных шумов, необходимо следовать советам по профилактике для сохранения здоровья человека от шумовых загрязнений (Приложение 3).
Кроме того, наше государство принимает следующие меры по уменьшению шума:
-
Запрет на проведение строительных работ в ночное время. -
Запрет на громкую работу любых акустических устройств, как в домашних условиях, так и в автомобилях и общественных заведениях, расположенных невдалеке от жилых построек. -
Создание акустических экранов, в последнее время широко применяемых рядом с магистралями. -
Использование звукоизолирующих материалов в некоторых квартирных строениях. -
Озеленение площадей городов, так как растения имеют свойство поглощать и рассеивать звуковую энергию. Правильное использование и рассадка деревьев уменьшает шумовое загрязнение, производимое в результате человеческой деятельности, на 50%. -
Установление нижнего ограничения скорости для дорог, которые проходят через жилые районы. -
Законы о тишине, регламентирующие время, в которое нельзя производить громкие звуки. В будние дни это, как правило, период с 22 часов вечера до 6 часов утра, а в выходные - с 23 до 9 часов. -
Если у жителей дома возникает понимание, что шумовой фон и вибрации превышают предельно допустимый уровень (ПДУ), они могут обратиться в Роспотребнадзор с претензией и просьбой проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы места жительства.
-
Изучение влияния шума на обучающихся и учителей школы
2.1. Измерение уровня шума на территории школы.
В течение учебного года ученикам приходится много времени проводить в школе, поэтому немаловажную роль играет уровень шума в учебных кабинетах. Исходя из этого, я решила узнать, отвечает ли санитарным нормам уровень шума в нашей школе.
Для измерения уровней шума объективным методом пользуются шумомерами. К сожалению, специального прибора для измерения уровня шума у нас в школе нет, поэтому я использовала приложение в мобильном телефоне «Шумомер». Замеры проводились в течение недели, ежедневно, затем данные усреднялись. Результаты измерений приведены в таблице.
Место /время замера | Минимальный уровень, дБ | Максимальный уровень, дБ | Средний уровень, дБ |
Кабинет (урок) | 43 | 64 | 54 |
Кабинет (перемена) | 38 | 90 | 64 |
Второй этаж (перемена) | 60 | 96 | 78 |
Гардероб (после 6 урока) | 75 | 105 | 90 |
Библиотека | 30 | 45 | 38 |
Начальная школа (перемена) | 70 | 80 | 75 |
Столовая | 56 | 80 | 68 |
Спортивный зал | 60 | 108 | 84 |
Результаты исследования показывают, что в учебных кабинетах на перемене превышен допустимый уровень шума. Также значительно выше допустимого уровня уровень шума в спортзале, столовой, на первом и втором этажах школы (на перемене) и в начальной школе, а также в раздевалке (после уроков). В кабинетах во время уроков и в библиотеке уровень шума приближен к допустимой норме.
В ходе исследования я установила, что средний уровень шума на территории школы превышает допустимые нормы (в столовой – среднее значение 68 дБ, в коридорах школы – 81 дБ). А согласно Санитарным нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) уровень шума на площадках отдыха на территории школ и других учебных заведений должен составлять не более 60 дБ. Таким образом, уровень шума в столовой превышает на 8 дБ, в коридорах – на 21 дБ.
2.2. Влияние «школьного шума» на обучающихся
Для того чтобы выявить беспокоит ли шум учащихся школы и какой, влияет ли он на их самочувствие и работоспособность, я провела опрос среди обучающихся нашего класса в форме анкетирования.
Результаты опроса обучающихся:
№ | Вопрос | Да | Нет |
1. | Включаешь ли ты музыку на переменах в школе? | 15 | 1 |
2. | Любишь ли ты слушать музыку громко? | 11 | 5 |
3. | Помешает ли тебе шум в классе во время урока? | 10 | 6 |
4. | Приходится ли тебе разговаривать громко на переменах, чтобы тебя услышали? | 5 | 11 |
5. | Бывает ли, что когда ты делаешь уроки, работает телевизор или слышна музыка? | 12 | 4 |
6. | Является ли шум причиной твоей усталости? | 4 | 12 |
7. | Способствует ли шум снижению внимания и сосредоточенности, ухудшению настроения, повышению раздражительности? | 8 | 8 |
8. | Самые шумные места в школе: а) начальная школа б) столовая в) спортивный зал г) холл д) второй этаж школы | 14 12 10 11 12 | 2 4 6 5 4 |
9. | Какие виды шума в школе тебя беспокоят больше всего? а) крики, громкие голоса на переменах б) громкая музыка на перемене в) звонок на урок г) громкие голоса учителей д) разговор во время уроков е) много людей; болтовня | 9 9 5 3 7 1 | 7 7 11 13 9 15 |
10. | В каких случаях тебе нравятся громкие звуки? а) слушаю музыку б) дискотека в) на празднике г) когда хорошее настроение, когда плохое настроение д) телевизор е) когда встаю утром | 12 11 9 10 5 2 | 4 5 7 6 11 14 |
11. | Какие меры борьбы с шумовым загрязнением ты мог бы предложить? а) не шуметь, не кричать б) успокоить других в) никаких, не знаю г) беседы о вреде шума д) сделать музыку тише е) слушать музыку в наушниках ж) запретить сотовые телефоны на перемене з) другое (звукоизоляция; меньше машин) | 12 10 3 5 12 13 2 8 | 4 4 13 11 4 3 14 8 |
12. | В каких случаях тебе приятны тихие звуки или просто тишина? а) когда сплю, засыпаю б) во время отдыха в) когда делаю уроки, на уроках г) когда один д) когда размышляю е) после уроков ж) на прогулке з) когда грустно и) когда хорошее настроение к) когда смотрю телевизор; читаю | 14 11 7 10 12 9 10 10 8 9 | 2 5 9 6 4 7 6 6 8 7 |
В результате проведенного анкетирования было выявлено, что основными источниками шумов в школе являются громкие голоса учащихся, крики, музыка.
Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние: 25% учащиеся отмечают, что шум является причиной усталости, 50% отмечают снижение внимания, сосредоточенности и работоспособности, ухудшение настроения, повышение раздражительности.
Большинство учащихся осознают негативное влияние шума на состояние здоровья, знают о мерах борьбы с шумовым загрязнением. Часть учеников не знают о вредном воздействии шума на состояние здоровья (Приложение 4).
-
Влияние школьного шума на учителей
Для того чтобы выяснить, мешает ли школьный шум в работе учителя, я предложила преподавателям дать ответы на несколько вопросов:
-
Испытываете дискомфорт от шума во время перемены? -
Какова на ваш взгляд оптимальная наполняемость класса? -
Мешает ли вам работать шум на уроке?
Результаты опроса учителей:
Учителя | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 |
1 | да | 15 | да |
2 | да | 20 | нет |
3 | да | 14 | да |
4 | да | 12 | да |
5 | да | 15-20 | да |
6 | да | 15 | да |
Как видно из опроса, все учителя испытывают дискомфорт от шума на переменах. Несомненно, это отражается на их самочувствии и на учебном процессе. Естественно, что и «школьный» шум на уроке мешает работать. Наполняемость класса является главным фактором в формировании уровня шума на уроке. В среднем для учителей наполняемость класса должна составлять 15-16 человек.