Файл: Материалы участника курсов повышения квалификации по программе Приемы формирования у школьников навыков и компетенций xxi века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание: Сформулируйте вопросы для использования приёма
«ЭЙ АР ГАЙД». Укажите класс и тему.


ДО


ВЫСКАЗЫВАНИЕ


ПОСЛЕ





























Этап целеполагания

Этап целеполагания, задача которого – осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме. Продолжительность его тоже невелика (не более двух минут). Часто этот этап заканчивается тем, что ученикисамостоятельно формулируют тему и задачу урока, высказываютпредположения о содержании урока, исходя из названия параграфа. Многие учителя составляют с детьми примерный план урока,намечая ожидаемый результат.

Формулировка цели этапа: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся.

Проектируем задачи урока в соответствии с Таксономией образовательных целей Блума

Приступив к планированию уроков, легко попасть в ловушку, когда все ваши уроки будут сводиться только к двум уровням – знание и понимание. Но постоянно помня о таксономии Блума, можно спланировать урок, задействовав все уровни познания.

В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности, которые десятилетиями успешно использовались в педагогике как руководство при планировании обучения, стимулирующего развитие у учащихся мыслительных навыков высокого уровня.

Таксономия – это учение о принципах и практике классификации и систематизации.

Согласно таксономии Блума, образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти области не совсем точно можно описать как "знания/голова", "чувства/сердце", "делание/руки".

Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения,
выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.



Требования к целям урока (по Д.Лемов «Мастерство учителя»)

  1. Значимая

  2. Конкретная

  3. Деятельностная

  4. Проверяемая

Алгоритм постановки цели урока

  1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).

  2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).

  3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.

  4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.

  5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.



Цели урока

Уровень







Этап объяснения

На уроке, цель которого – получение новых знаний или усвоение новых учебных действий, этап объяснения бывает доминирующим и, соответственно, занимает наибольший объем времени.При объяснении нового материала учитель может не одинраз обратить внимание учащихся на ранее изученный материал.В таком случае актуализация знаний – это не этап урока, а лишьрабочий момент этапа объяснения нового материала.

Формулировка целей этапа: сформировать понятие, представление о …; обучение УУД (построение речевого высказывания в письменной форме, …).



Этап применения и первичного закрепления теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Этап применения и первичного закрепления теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач, как правило, переходит в этап включения нового содержания в систему ранее усвоенных способов действий.

Формулировка целей этапа: сформироватьучебные действия по использованию алгоритмов, правил; продолжить формирование УУД по работе с оглавлением, иллюстрациями, со словарями учебника и т.д.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Индивидуальная работа - самостоятельная работа учащихся по выполнению учебных заданий Фронтальная работа - работа со всем классом.

Виды:

  • • беседа;

  • • обсуждение;

  • • диктант и т. д.

Групповая форма работы предусматривает:

  • • составление групп на разных основаниях;

  • • совместное выполнение одинаковых/ различных заданий;

  • • наличие учеников разного уровня подготовки в каждой группе

Формы организации учебной деятельности применяются в сочетании.

Групповая форма организации учебной деятельности

Особенности и преимущества

  • Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий

  • Взаимообучение (горизонтальное обучение)

  • Развитие умений организации совместной деятельности

  • Развитие умений руководить, выполнять поручения, подчиняться

  • Развитие межличностных отношений

  • Развитие умений рефлексии совместной деятельности

Методы группового познания



Технологический процесс групповой работы



Принципы выбора заданий для групповой работы







Фронтальная форма организации учебной деятельности: эвристическая беседа

Эвристическая (сократическая) беседа – это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Вопрос учителя, ответ ученика (1 вопрос + 1 ответ = 1 шаг беседы)


Место эвристической беседы на уроке

  • при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений;

  • при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений;

  • при анализе информации, представленной в разных формах;

  • при сопоставлении событий, фактов, явлений.

Признаки эвристической беседы



Типы вопросов для эвристической беседы



Место эвристической беседы на уроке:

  • при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений;

  • при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений;

  • при анализе информации, представленной в разных формах;

  • при сопоставлении событий, фактов, явлений.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности

Виды индивидуальной формы организации учебной деятельности:

  • ученик самостоятельно выполняет задание, подобранное специально для него, в соответствии с подготовкой и учебными возможностями;

  • ученик самостоятельно выполняет задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Наиболее эффективный путь реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности - дифференцированные индивидуальные задания. Они позволяют регулировать темп продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями.

Виды учебных заданий:

  • работа с учебником, справочником, словарем, информационными ресурсами,

  • работа по карточкам, работа у доски, заполнение таблиц,

  • решение задач, проведение исследований, написание рефератов, докладов, и др.

Условия реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности

  • Материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя.

  • Учащиеся подготовлены к индивидуальной работе по этой теме.

  • Материалы для индивидуальной работы есть в наличии или их можно изготовить без больших затрат времени.

  • Учитель располагает временным ресурсом для организации индивидуальной работы.


Этап контроля результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала

Этап, посвященный контролю результатов деятельности учащихся или хода усвоения нового материала, может быть, как самостоятельным, так и входить во все этапы урока.

Формулировка целейэтапа: проконтролировать умение учеников использовать математические термины при устных ответах; проверить умение учеников использовать ранее изученное правило в новых условиях и т.д.



Формируемые МП ПР ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Этап подведения итогов

Этап подведения итогов предполагает возврат к целям урока и обоснование их выполнение. Важно попросить учеников попросить повторить правило, проговорить алгоритм и др. Ученики фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем

Формулировка цели этапа: что я узнал и чему научился

Задание: Придумайте по одному вопросу каждого типа, который ученик может сформулировать по изученной теме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Этап рефлексии

Этап рефлексии, который предполагаетоценивание личного вклада в результаты коллективной деятельности.

Формулировка цели этапа: сформировать личную ответственность за результаты коллективнойдеятельности.

Задание: Придумайте по одному вопросу каждого типа, который ученик может сформулировать по изученной теме.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________