Файл: Как знакомиться с книгой до чтения Приемы ознакомительного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ответ может быть только один: с помощью языка жестов, пантомимы и мимики, который, как мы видим, может быть достаточно эффективным, если люди находятся в общей для них, понятной ситуации и когда им очень нужно понять друг друга.

И.Н.Горелов

А теперь работаем в тетради.

1. Кто автор текста? (Горелов)

2. Как называется текст? (« Язык, понятный всем»)

3. Каково название корвета? (« Витязь»)

4. Имя Миклухо-Маклая? (Николай Николаевич)

5. О каком языке идет речь? (язык жестов, мимики)

Проверка.

Поставьте плюс напротив верного ответа.

У кого 5 верных ответов? У кого – 4? У кого -3?

Как видите, нам необходимо продолжить работу с текстом, книгой.

  1. Целеполагание.

У нас очередной урок из серии «Учимся читать и понимать текст».

Запись темы.

Задача урока: узнать приёмы изучающего чтения на этапе до чтения, по ходу чтения, учиться применять эти приёмы во время работы с текстом.

  1. Актуализация изученных знаний, умений, навыков.

Что такое текст?

Каковы три этапа работы с книгой?

Всегда ли мы читаем одинаково?

Почему?

Назовите виды чтения?

Назовите отличительные признаки ознакомительного чтения?

Назовите признаки изучающего чтения?

В каких ситуациях мы используем ознакомительное чтение?

В каких ситуациях мы используем изучающее чтение?

3). Работа с текстом с пропущенными словами. (Ксерокопии).

Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Чаще всего мы пользуемся двумя видами чтения.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует ---------

чтение. Другими словами, -- - - - - - чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе ----------- чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: -----------------------.

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному -------------- чтению. Цель -------------- чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью ------------- чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.


Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, т.е. определяет: с чего начинать чтение (знакомство с -----------); как читать ( ---------------или -------------); какой вид чтения ( ------------или --------------) использовать.

Для справок: ознакомительное чтение, название книги, заголовки, эпиграф, автор книги или текста, оглавление, аннотация, изучающее чтение, внешние данные книги, быстро, медленно.

Чтение и объяснение значений слов для справок.

А теперь те, кто уверен в своих силах, загните нижнюю часть; те, кто не уверен, можете пользоваться справочной частью.

Прочитайте текст про себя, вставляя нужные по смыслу слова.

Самопроверка.

Ученик читает текст.

Оцените себя на листе самооценки в первой графе.

4). Предугадывание содержания по ключевым словам.

А теперь мы проверим, как вы умеете предугадывать содержание текста по ключевым словам.

Что такое ключевое слово?

На доске написаны авторы и названия музыкальных пьес. Я читаю рассказ об этих музыкальных произведениях. Определите, о какой пьесе говорится в текстах.

1.Представьте, что вы стоите на террасе старого гулкого дома, она выходит в большой заросший сад. Вы с тревогой всматриваетесь в темнеющую даль, откуда уже идёт глухой шум и тянет свежей влагой… В одно мгновение воздух превратился в белую водяную пыль, и всё загудело, застонало, потревоженное налетевшим внезапно вихрем…

2.Представьте себе крошечную комнату. Ветхая лестница ведёт наверх, туда, где сквозь щели пробивается вечерний сиреневый свет. Там у полукруглого окна стоит маленькая печальная фигура. Это Золушка. Она так задумалась, что не замечает нас.

За окном в глубине сада виднеются берёзы. Стоит поразительная тишина. Сад словно ждёт чего-то. Лишь изредка с нежным звоном разбиваются о карниз редкие капли дождя. И опять ни звука. И вдруг…

3.Перед вами безмолвный таинственный лес…Вы осторожно отводите хрупкие замёрзшие веточки кустарника на опушке и, стараясь не потревожить ночную тишину, входите в лес. Перед вами расступаются заснеженные ели-стражи – и вы на поляне.

Где-то вдали, в глубине леса, сквозь сумрак пробиваются серебряные огоньки, мерцают, шевелятся, словно ёлочные гирлянды от лёгкого ветерка… На заснувших ветвях елей, на поляне – кругом лежит снег. Так и хочется потрогать снежок руками, рассмотреть удивительно строгую линию изящных кружев снежинок.

Запишите номер в столбик.

Самопроверка 2



3

1

Самооценка в листе самооценки во второй графе.

Кто сейчас может себя похвалить?

5. Самостоятельное приобретение новых знаний, формирование умений.

А теперь вы самостоятельно знакомитесь с приёмами изучающего чтения.

1). До чтения.

Прочитайте схему. (См. Приложение).

Какие вопросы появились?

Что непонятно?

Работа в паре.

По опорной схеме воспроизведите алгоритм знакомства с книгой до чтения. (См. Приложение). Вместо многоточия вставьте нужные предложения.Проверка.
Познакомьтесь с книгой по схеме, используя все приёмы. (См. Приложение).

Пусть книга пройдёт по кругу.

2). По ходу чтения.

Прочитайте схему. (См. Приложение).

Какие вопросы?

Что непонятно?

Работа в паре.

По опорной схеме воспроизведите алгоритм работы с текстом по ходу чтения.

(См. Приложение).

Проверка.

Чтение ученика.

Взаимооценка - поставьте соседу оценку в 4 графу.

6. Самостоятельная работа.

А теперь используем новые знания на практике.

Перед вами лежат ксерокопии – тексты №1 и №2

Задания выбирайте сами.

Оценка « 5» - из текста № 2 выписать самое существенное.

Оценка « 4» - записать вопросы к тексту № 2 .

Оценка « 3» - записать два вопроса, пропущенные в тексте № 1.

Текст №1

Распространение жизни в океане

В океане выделяют две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй – дно океана. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Свет – первое условие существования в воде зелёных водорослей, которыми питаются другие организмы.

В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещённость уменьшается.

-------------- -? Поэтому наиболее населена верхняя 50 – метровая толща воды.

----------------- ?

Кроме света, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы: солёность и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемешивание вод, а также Ñ