Файл: Как знакомиться с книгой до чтения Приемы ознакомительного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ может быть только один: с помощью языка жестов, пантомимы и мимики, который, как мы видим, может быть достаточно эффективным, если люди находятся в общей для них, понятной ситуации и когда им очень нужно понять друг друга.
И.Н.Горелов
А теперь работаем в тетради.
1. Кто автор текста? (Горелов)
2. Как называется текст? (« Язык, понятный всем»)
3. Каково название корвета? (« Витязь»)
4. Имя Миклухо-Маклая? (Николай Николаевич)
5. О каком языке идет речь? (язык жестов, мимики)
Проверка.
Поставьте плюс напротив верного ответа.
У кого 5 верных ответов? У кого – 4? У кого -3?
Как видите, нам необходимо продолжить работу с текстом, книгой.
-
Целеполагание.
У нас очередной урок из серии «Учимся читать и понимать текст».
Запись темы.
Задача урока: узнать приёмы изучающего чтения на этапе до чтения, по ходу чтения, учиться применять эти приёмы во время работы с текстом.
-
Актуализация изученных знаний, умений, навыков.
Что такое текст?
Каковы три этапа работы с книгой?
Всегда ли мы читаем одинаково?
Почему?
Назовите виды чтения?
Назовите отличительные признаки ознакомительного чтения?
Назовите признаки изучающего чтения?
В каких ситуациях мы используем ознакомительное чтение?
В каких ситуациях мы используем изучающее чтение?
3). Работа с текстом с пропущенными словами. (Ксерокопии).
Вставьте необходимые слова.
Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Чаще всего мы пользуемся двумя видами чтения.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует ---------
чтение. Другими словами, -- - - - - - чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе ----------- чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: -----------------------.
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному -------------- чтению. Цель -------------- чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью ------------- чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, т.е. определяет: с чего начинать чтение (знакомство с -----------); как читать ( ---------------или -------------); какой вид чтения ( ------------или --------------) использовать.
Для справок: ознакомительное чтение, название книги, заголовки, эпиграф, автор книги или текста, оглавление, аннотация, изучающее чтение, внешние данные книги, быстро, медленно.
Чтение и объяснение значений слов для справок.
А теперь те, кто уверен в своих силах, загните нижнюю часть; те, кто не уверен, можете пользоваться справочной частью.
Прочитайте текст про себя, вставляя нужные по смыслу слова.
Самопроверка.
Ученик читает текст.
Оцените себя на листе самооценки в первой графе.
4). Предугадывание содержания по ключевым словам.
А теперь мы проверим, как вы умеете предугадывать содержание текста по ключевым словам.
Что такое ключевое слово?
На доске написаны авторы и названия музыкальных пьес. Я читаю рассказ об этих музыкальных произведениях. Определите, о какой пьесе говорится в текстах.
1.Представьте, что вы стоите на террасе старого гулкого дома, она выходит в большой заросший сад. Вы с тревогой всматриваетесь в темнеющую даль, откуда уже идёт глухой шум и тянет свежей влагой… В одно мгновение воздух превратился в белую водяную пыль, и всё загудело, застонало, потревоженное налетевшим внезапно вихрем…
2.Представьте себе крошечную комнату. Ветхая лестница ведёт наверх, туда, где сквозь щели пробивается вечерний сиреневый свет. Там у полукруглого окна стоит маленькая печальная фигура. Это Золушка. Она так задумалась, что не замечает нас.
За окном в глубине сада виднеются берёзы. Стоит поразительная тишина. Сад словно ждёт чего-то. Лишь изредка с нежным звоном разбиваются о карниз редкие капли дождя. И опять ни звука. И вдруг…
3.Перед вами безмолвный таинственный лес…Вы осторожно отводите хрупкие замёрзшие веточки кустарника на опушке и, стараясь не потревожить ночную тишину, входите в лес. Перед вами расступаются заснеженные ели-стражи – и вы на поляне.
Где-то вдали, в глубине леса, сквозь сумрак пробиваются серебряные огоньки, мерцают, шевелятся, словно ёлочные гирлянды от лёгкого ветерка… На заснувших ветвях елей, на поляне – кругом лежит снег. Так и хочется потрогать снежок руками, рассмотреть удивительно строгую линию изящных кружев снежинок.
Запишите номер в столбик.
Самопроверка 2
3
1
Самооценка в листе самооценки во второй графе.
Кто сейчас может себя похвалить?
5. Самостоятельное приобретение новых знаний, формирование умений.
А теперь вы самостоятельно знакомитесь с приёмами изучающего чтения.
1). До чтения.
Прочитайте схему. (См. Приложение).
Какие вопросы появились?
Что непонятно?
Работа в паре.
По опорной схеме воспроизведите алгоритм знакомства с книгой до чтения. (См. Приложение). Вместо многоточия вставьте нужные предложения.Проверка.
Познакомьтесь с книгой по схеме, используя все приёмы. (См. Приложение).
Пусть книга пройдёт по кругу.
2). По ходу чтения.
Прочитайте схему. (См. Приложение).
Какие вопросы?
Что непонятно?
Работа в паре.
По опорной схеме воспроизведите алгоритм работы с текстом по ходу чтения.
(См. Приложение).
Проверка.
Чтение ученика.
Взаимооценка - поставьте соседу оценку в 4 графу.
6. Самостоятельная работа.
А теперь используем новые знания на практике.
Перед вами лежат ксерокопии – тексты №1 и №2
Задания выбирайте сами.
Оценка « 5» - из текста № 2 выписать самое существенное.
Оценка « 4» - записать вопросы к тексту № 2 .
Оценка « 3» - записать два вопроса, пропущенные в тексте № 1.
Текст №1
Распространение жизни в океане
В океане выделяют две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщу, ко второй – дно океана. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Свет – первое условие существования в воде зелёных водорослей, которыми питаются другие организмы.
В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещённость уменьшается.
-------------- -? Поэтому наиболее населена верхняя 50 – метровая толща воды.
----------------- ?
Кроме света, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы: солёность и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемешивание вод, а также Ñ