Файл: Как знакомиться с книгой до чтения Приемы ознакомительного чтения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разбалтывается металлический замок. Чтобы привести его в порядок, надо аккуратно сжать ограничительные бортики. Если же молния целиком металлическая, можно, кроме этого, простучать её, положив на плоскую наковаленку, молотком через металлическую линейку. Зубцы выровняются, чуть расплющатся и будут держать крепче.
Реставрация продлевает жизнь молнии циклов на пятьсот. Повторная операция даст ещё циклов триста. В третий раз починить молнию не удавалось никому. (С.Тимашев)
Закройте лист.
В тетради ответьте письменно на вопросы:
1. Кто автор текста? (С. Тимашев)
2. Как называется текст? (Первая помощь молниям)
3. Сколько частей в тексте (4)
4. Какова тема текста? (Как продлить жизнь молнии)
Самопроверка: ставим плюсы и минусы.
У кого 4 правильных ответа?
У кого 3 правильных ответа?
У кого 2 правильных ответа?
Почему было трудно ответить на некоторые вопросы?
Какова цель наших уроков?
Чему мы должны ещё учиться?
IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Запись в тетради. Тема. Учитель сообщает задачи урока (написаны на доске).
V. ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ.
1. Приобретение необходимых знаний (самостоятельное приобретение знаний).
Словарная работа.
.
- абзац
- глава
- параграф
- микротема
- шрифт
- курсив
- ключевые слова
2.Работа в парах с опорой «Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения.» См. Приложение
Вы самостоятельно выясняете, какие приёмы ознакомительного чтения по ходу чтения существуют. Вам помогают опорная схема и »Карточка- помощница».См. Приложение. В карточке вы вместо многоточия вставляете необходимые слова. Один в паре - учитель, другой- ученик.
Класс слушает ответ одного ученика. Запишите схему «Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения» в тетрадь.
3. Формирование умения на репродуктивном уровне.
А теперь мы используем эти приёмы в работе с текстом.
1). Какую роль в понимании текста играет деление его на абзацы?
Прочитаем текст о молнии.
Почему он делится на четыре абзаца?
Определим тему каждого абзаца.
2). Прочитайте на доске текст «Высшие и низшие растения».
Все растения, цветковые и нецветковые, имеющие корни и побеги, называются высшими растениями. Высшие растения обитают на суше, живут в водоёмах, например, элодея, рдест.
Есть растения, у которых нет не только цветков и плодов, но и корней и листьев.
Это низшие растения. Они живут в пресной и морской воде, и их называют водорослями.
Правильно ли этот текст разделён на абзацы? Почему?
(В тексте должно быть два абзаца: о высших растениях и о низших).
3) Какую роль играет первое предложение абзаца?
Какие ещё сильные позиции текста вы знаете?
Читатель может прогнозировать содержание абзаца по его первому предложению.
Прочитайте на доске первые предложения абзацев.
Определите, это начало или конец текста, разъяснение, привлечения внимания.
Как вы догадались?
1. Наконец, в- третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить чувства, эмоции. (конец).
2. А зачем нужен язык? Чем похожи эти строки? (привлечение внимания)
3. В Михайловском, подле дома-музея, среди зарослей акации, стоит маленький флигелек (начало).
4. Необычный порядок слов называется инверсией (разъяснение)
5. Спрашивайте в аптеках города эти лекарства. (конец)
4). Ещё один приём чтения - умение видеть ключевые слова, определять по набору ключевых слов тему и основную мысль текста.
Что такое ключевые слова?
А набор ключевых слов?
Прочитайте слова Блока о Н К С: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из- за них существует стихотворение».
Почему текст держится на таких словах?
Прочитаем текст «Человек и кошка» и найдём ключевые слова .
Человек и Кошка
Когда – то Человек решил выгнать Кошку из дома.
- Подожди немного, - попросила Кошка и пригласила в гости Льва как дальнего родственника.
Лев пришёл с большой неохотой и вдруг увидел Человека.
- Что он здесь делает?- испугался Лев.
- Это мой слуга, - сказала Кошка, - он ходит на задних лапах и добывает мне пищу.
«Ого, - подумал Лев, - какой у неё слуга!»
«Ого, - подумал Человек, - какой у неё родственник!»
«Вот вам и ого», - подумала Кошка и до сей поры живёт в доме Человека.
(Л.Гаврилов)
Какой смысл вкладывает в эти ключевые слова каждый персонаж?
Как ещё можно озаглавить этот текст?
5) А теперь по набору ключевых слов на доске определите тему текста.
Цветковые растения. Органы цветкового растения- корни, побеги (стебли и листья), цветки, плоды, семена. Высшие растения, низшие растения, водоросли.
6) А теперь по набору ключевых слов на схеме «Приёмы ознакомительного чтения. До чтения» расскажите, как мы прогнозируем содержание книги по внешним данным.
См. Приложение
Ученик получает книгу и анализирует её по схеме.
VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НА ТВОРЧЕСКОМ УРОВНЕ
Вам даны 4 испорченных текста. Сопоставьте их друг с другом, найдите ключевые слова. Восстановите первый исходный текст. Запишите этот текст на листе. Оцените работу каждого в листе учёта. Сравните с оригиналом.
1.Капитан – адъютанту:
2.Адъютант – дежурному сержанту:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдёт солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».
3.Дежурный сержант – капралу:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчёт этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
4.Дежурный капрал – солдатам:
«Завтра в 5 часов капитан произведёт солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».
5.Один солдат – другому:
«Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведёт затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Оригинал
1. Капитан - адъютанту:
« Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».
VII. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НА РЕПРОДУКТИВНОМ УРОВНЕ.
Какова роль шрифтовых выделений в тексте?
Обратимся к тексту о молнии. См. выше.
Какие есть выделения? (жирным шрифтом)
Почему выделены эти слова?
VIII. ОБОБЩЕНИЕ
А теперь в финале урока послушайте стихотворение и скажите, о каком виде чтения идёт речь. См. Приложение.
Ученик читает. (Изучающее чтение).
Почему? (Глубокое проникновение в содержание книги).
Урок о приёмах изучающего чтения у нас впереди. А мы подводим итоги.
Чему мы сегодня учились?
Какие приёмы узнали?
Зачем это необходимо знать и уметь?
IX. РЕФЛЕКСИЯ
В листе учёта поставьте итоговую оценку каждому ученику и оцените работу группы на уроке.
Приложение.
Карточка-помощница.
Знакомиться с содержанием книги по ходу чтения помогают такие приёмы:
Таким образом я знакомлюсь с содержанием.
Приёмы ознакомительного чтения.
Приёмы ознакомительного чтения
З аглавие Эпиграф Автор Выходные данные
Схемы
До чтения. Прогноз
Аннотация Содержание Рисунки Иллюстрации
(оглавление)
Р.Стивенсон
«Вычитанные страны»
Вкруг лампы за большим столом
Садятся наши вечерком,
Поют, читают, говорят,
Но не шумят и не шалят.
Тогда, сжимая карабин,
Лишь я во тьме крадусь один
Тропинкой тесной и глухой
Между диваном и стеной.
Меня никто не видит там.
Ложусь я в тихий мой вигвам.
Объятый тьмой и тишиной,
Я в мире книг, прочтённых мной.
Здесь есть леса и цепи гор,
Сиянье звёзд, пустынь простор –
И львы к ручью на водопой
Идут рычащею толпой.
Вкруг лампы люди – ну точь-в-точь –
Как лагерь, свет струящий в ночь,
А я – индейский следопыт, -
Крадусь неслышно, тьмой сокрыт.
Но няня уж идёт за мной.
Чрез океан плыву домой,
Печально глядя сквозь туман
На берег вычитанных стран.
Сильные позиции текста
1.Название.
2.Эпиграф.
3.Начало и конец текста (главы, параграфа, абзаца).
4.Первое и последнее предложения.
Виды и цели чтения
Признаки зрелого чтения
1.Высокая скорость чтения про себя.
2.Гибкость чтения в зависимости от
речевой ситуации.
3.Продуктивность чтения.
Тема: Приемы изучающего чтения.
До чтения. По ходу чтения.
Цель:-формирование коммуникативной компетенции.
- знать приёмы изучающего чтения (до чтения, после чтения);
- уметь использовать приёмы изучающего чтения.
- обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
- развитие умения мыслить (анализировать, выделять главное, доказывать, синтезировать).
Оборудование
Таблица « Виды чтения», « Приёмы изучающего чтения. До чтения», « Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения», « Текст», « Модель работы с текстом»,
« Ключевые слова», « НКС».
Схемы « Приёмы изучающего чтения. До чтения. По ходу чтения». Схемы
«Алгоритм- подсказка», листы самооценки.
Ксерокопии текстов для самостоятельной работы.
Ход урока:
Проведение эксперимента на понимание текста.
Я читаю один раз. А вы внимательно слушаете.
Чтение учителя.
Язык, понятный всем
Корвет «Витязь» высадил Н. Н. Миклуху-Маклая на берег незнакомой ему земли (Новой Гвинеи).Едва успев построить жильё с помощью матросов «Витязя», Николай Николаевич увидел, что папуас, назвавший себя Туем, хочет что-то сказать. Что именно? И как поймёт его Николай Николаевич?
Читаем в его дневнике:»Туй своей выразительной мимикой старался объяснить, что, когда корвет уйдёт (при этом он указал на корвет и дальний горизонт) и мы останемся втроём (он указал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и как бы называя деревни), разрушат хижину (тут он подошёл к сваям, делая вид, что рубит их), убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и закинул правую руку над головой, имея вид человека, бросающего копьё); затем подошёл ко мне, толкнул несколько раз в грудь пальцем, и , наконец, полузакрыв глаза, открыв несколько рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю; те же мимические движения он проделал, указывая поочерёдно на Ульсона и Боя…».
Как пишет сам Николай Николаевич, он «очень хорошо понял сообщение Туя». Но, спрашивается, как же Миклухо-Маклай и Туй поняли друг друга? С помощью какого языка?
Реставрация продлевает жизнь молнии циклов на пятьсот. Повторная операция даст ещё циклов триста. В третий раз починить молнию не удавалось никому. (С.Тимашев)
Закройте лист.
В тетради ответьте письменно на вопросы:
1. Кто автор текста? (С. Тимашев)
2. Как называется текст? (Первая помощь молниям)
3. Сколько частей в тексте (4)
4. Какова тема текста? (Как продлить жизнь молнии)
Самопроверка: ставим плюсы и минусы.
У кого 4 правильных ответа?
У кого 3 правильных ответа?
У кого 2 правильных ответа?
Почему было трудно ответить на некоторые вопросы?
Какова цель наших уроков?
Чему мы должны ещё учиться?
IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Запись в тетради. Тема. Учитель сообщает задачи урока (написаны на доске).
V. ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ.
1. Приобретение необходимых знаний (самостоятельное приобретение знаний).
Словарная работа.
.
- абзац
- глава
- параграф
- микротема
- шрифт
- курсив
- ключевые слова
2.Работа в парах с опорой «Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения.» См. Приложение
Вы самостоятельно выясняете, какие приёмы ознакомительного чтения по ходу чтения существуют. Вам помогают опорная схема и »Карточка- помощница».См. Приложение. В карточке вы вместо многоточия вставляете необходимые слова. Один в паре - учитель, другой- ученик.
Класс слушает ответ одного ученика. Запишите схему «Приёмы ознакомительного чтения. По ходу чтения» в тетрадь.
3. Формирование умения на репродуктивном уровне.
А теперь мы используем эти приёмы в работе с текстом.
1). Какую роль в понимании текста играет деление его на абзацы?
Прочитаем текст о молнии.
Почему он делится на четыре абзаца?
Определим тему каждого абзаца.
2). Прочитайте на доске текст «Высшие и низшие растения».
Все растения, цветковые и нецветковые, имеющие корни и побеги, называются высшими растениями. Высшие растения обитают на суше, живут в водоёмах, например, элодея, рдест.
Есть растения, у которых нет не только цветков и плодов, но и корней и листьев.
Это низшие растения. Они живут в пресной и морской воде, и их называют водорослями.
Правильно ли этот текст разделён на абзацы? Почему?
(В тексте должно быть два абзаца: о высших растениях и о низших).
3) Какую роль играет первое предложение абзаца?
Какие ещё сильные позиции текста вы знаете?
Читатель может прогнозировать содержание абзаца по его первому предложению.
Прочитайте на доске первые предложения абзацев.
Определите, это начало или конец текста, разъяснение, привлечения внимания.
Как вы догадались?
1. Наконец, в- третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить чувства, эмоции. (конец).
2. А зачем нужен язык? Чем похожи эти строки? (привлечение внимания)
3. В Михайловском, подле дома-музея, среди зарослей акации, стоит маленький флигелек (начало).
4. Необычный порядок слов называется инверсией (разъяснение)
5. Спрашивайте в аптеках города эти лекарства. (конец)
4). Ещё один приём чтения - умение видеть ключевые слова, определять по набору ключевых слов тему и основную мысль текста.
Что такое ключевые слова?
А набор ключевых слов?
Прочитайте слова Блока о Н К С: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из- за них существует стихотворение».
Почему текст держится на таких словах?
Прочитаем текст «Человек и кошка» и найдём ключевые слова .
Человек и Кошка
Когда – то Человек решил выгнать Кошку из дома.
- Подожди немного, - попросила Кошка и пригласила в гости Льва как дальнего родственника.
Лев пришёл с большой неохотой и вдруг увидел Человека.
- Что он здесь делает?- испугался Лев.
- Это мой слуга, - сказала Кошка, - он ходит на задних лапах и добывает мне пищу.
«Ого, - подумал Лев, - какой у неё слуга!»
«Ого, - подумал Человек, - какой у неё родственник!»
«Вот вам и ого», - подумала Кошка и до сей поры живёт в доме Человека.
(Л.Гаврилов)
Какой смысл вкладывает в эти ключевые слова каждый персонаж?
Как ещё можно озаглавить этот текст?
5) А теперь по набору ключевых слов на доске определите тему текста.
Цветковые растения. Органы цветкового растения- корни, побеги (стебли и листья), цветки, плоды, семена. Высшие растения, низшие растения, водоросли.
6) А теперь по набору ключевых слов на схеме «Приёмы ознакомительного чтения. До чтения» расскажите, как мы прогнозируем содержание книги по внешним данным.
См. Приложение
Ученик получает книгу и анализирует её по схеме.
VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НА ТВОРЧЕСКОМ УРОВНЕ
Вам даны 4 испорченных текста. Сопоставьте их друг с другом, найдите ключевые слова. Восстановите первый исходный текст. Запишите этот текст на листе. Оцените работу каждого в листе учёта. Сравните с оригиналом.
1.Капитан – адъютанту:
2.Адъютант – дежурному сержанту:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдёт солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».
3.Дежурный сержант – капралу:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчёт этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
4.Дежурный капрал – солдатам:
«Завтра в 5 часов капитан произведёт солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».
5.Один солдат – другому:
«Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведёт затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Оригинал
1. Капитан - адъютанту:
« Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».
VII. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НА РЕПРОДУКТИВНОМ УРОВНЕ.
Какова роль шрифтовых выделений в тексте?
Обратимся к тексту о молнии. См. выше.
Какие есть выделения? (жирным шрифтом)
Почему выделены эти слова?
VIII. ОБОБЩЕНИЕ
А теперь в финале урока послушайте стихотворение и скажите, о каком виде чтения идёт речь. См. Приложение.
Ученик читает. (Изучающее чтение).
Почему? (Глубокое проникновение в содержание книги).
Урок о приёмах изучающего чтения у нас впереди. А мы подводим итоги.
Чему мы сегодня учились?
Какие приёмы узнали?
Зачем это необходимо знать и уметь?
IX. РЕФЛЕКСИЯ
В листе учёта поставьте итоговую оценку каждому ученику и оцените работу группы на уроке.
Приложение.
Карточка-помощница.
Знакомиться с содержанием книги по ходу чтения помогают такие приёмы:
-
Думаю, почему текст разделён на… -
Обращаю внимание в каждом абзаце на… -
Обращаю внимание на… (жирный шрифт, курсив) -
Нахожу… которые несут существенную информацию.
Таким образом я знакомлюсь с содержанием.
Приёмы ознакомительного чтения.
Приёмы ознакомительного чтения
З аглавие Эпиграф Автор Выходные данные
Схемы
До чтения. Прогноз
Аннотация Содержание Рисунки Иллюстрации
(оглавление)
Р.Стивенсон
«Вычитанные страны»
Вкруг лампы за большим столом
Садятся наши вечерком,
Поют, читают, говорят,
Но не шумят и не шалят.
Тогда, сжимая карабин,
Лишь я во тьме крадусь один
Тропинкой тесной и глухой
Между диваном и стеной.
Меня никто не видит там.
Ложусь я в тихий мой вигвам.
Объятый тьмой и тишиной,
Я в мире книг, прочтённых мной.
Здесь есть леса и цепи гор,
Сиянье звёзд, пустынь простор –
И львы к ручью на водопой
Идут рычащею толпой.
Вкруг лампы люди – ну точь-в-точь –
Как лагерь, свет струящий в ночь,
А я – индейский следопыт, -
Крадусь неслышно, тьмой сокрыт.
Но няня уж идёт за мной.
Чрез океан плыву домой,
Печально глядя сквозь туман
На берег вычитанных стран.
Сильные позиции текста
1.Название.
2.Эпиграф.
3.Начало и конец текста (главы, параграфа, абзаца).
4.Первое и последнее предложения.
Виды и цели чтения
Виды чтения | Цель чтения | Характер чтения |
Ознакомительное чтение. | Читать или нет? Какая информация содержится? Для кого книга написана? | Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, фрагментов текста. |
Признаки зрелого чтения
1.Высокая скорость чтения про себя.
2.Гибкость чтения в зависимости от
речевой ситуации.
3.Продуктивность чтения.
Тема: Приемы изучающего чтения.
До чтения. По ходу чтения.
Цель:-формирование коммуникативной компетенции.
- знать приёмы изучающего чтения (до чтения, после чтения);
- уметь использовать приёмы изучающего чтения.
- обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
- развитие умения мыслить (анализировать, выделять главное, доказывать, синтезировать).
Оборудование
-
Наглядный материал
Таблица « Виды чтения», « Приёмы изучающего чтения. До чтения», « Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения», « Текст», « Модель работы с текстом»,
« Ключевые слова», « НКС».
-
Раздаточный материал
Схемы « Приёмы изучающего чтения. До чтения. По ходу чтения». Схемы
«Алгоритм- подсказка», листы самооценки.
-
Дидактический материал
Ксерокопии текстов для самостоятельной работы.
Ход урока:
-
Организационный момент. -
Мотивация познавательной деятельности.
Проведение эксперимента на понимание текста.
Я читаю один раз. А вы внимательно слушаете.
Чтение учителя.
Язык, понятный всем
Корвет «Витязь» высадил Н. Н. Миклуху-Маклая на берег незнакомой ему земли (Новой Гвинеи).Едва успев построить жильё с помощью матросов «Витязя», Николай Николаевич увидел, что папуас, назвавший себя Туем, хочет что-то сказать. Что именно? И как поймёт его Николай Николаевич?
Читаем в его дневнике:»Туй своей выразительной мимикой старался объяснить, что, когда корвет уйдёт (при этом он указал на корвет и дальний горизонт) и мы останемся втроём (он указал на меня, Ульсона и Боя и на землю), придут из соседних деревень туземцы (указывая на лес и как бы называя деревни), разрушат хижину (тут он подошёл к сваям, делая вид, что рубит их), убьют нас копьями (тут он выпрямился, отставил одну ногу назад и закинул правую руку над головой, имея вид человека, бросающего копьё); затем подошёл ко мне, толкнул несколько раз в грудь пальцем, и , наконец, полузакрыв глаза, открыв несколько рот и высунув кончик языка, принял положение человека, падающего на землю; те же мимические движения он проделал, указывая поочерёдно на Ульсона и Боя…».
Как пишет сам Николай Николаевич, он «очень хорошо понял сообщение Туя». Но, спрашивается, как же Миклухо-Маклай и Туй поняли друг друга? С помощью какого языка?