ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Актуальность темы. Одним из принципиально новых направлений развития теории права и публичных отраслей российского законодательства является изучение проблемы правовых рисков в публичном праве.
Масштабные и противоречивые социально-экономические процессы нередко порождают трудности в правовом регулировании. Отсюда неизбежны пробелы, ошибки, коллизии и т.п., которые снижают качество правового воздействия. Предвидение таких негативных явлений позволяет вести речь о риске в правовой сфере как вероятном неправомерном отклонении от правовых моделей, законов и иных правовых актов.
Существует несколько основных причин возникновения правовых рисков. Во-первых, уровень правосознания, компетентности и исполнительности людей; во-вторых, недостатки внутри правовой системы и механизма публичной власти; в-третьих, негативное влияние внешней социальной среды (включая сферу международных отношений); в-четвертых, объективные и природные, техногенные и иные явления и процессы.
Правовые риски могут иметь общесистемный характер для всей правовой системы, либо возникать преимущественно в публично-правовой сфере и частноправовой сфере. Проведенный анализ свидетельствует о возможных рисках в отдельных отраслях законодательства и их связях и взаимных «переходах».
Цель работы – изучить теорию рисков в гражданском праве РФ.
Задачи:
- изучить понятие теории рисков в гражданском праве РФ;
- проанализировать классификацию рисков в гражданском праве РФ;
- рассмотреть актуальные вопросы теории рисков;
- проанализировать проблемы и управление рисками в гражданском праве.
Объект исследования – нормативное регулирование общественных отношений, связанных с теорией рисков в гражданском праве.
Предмет исследования – теория рисков в гражданском праве.
Методы исследования: сравнительно-правовой метод, метод анализа, метод классификации и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и виды теории рисков в гражданском праве РФ
1.1 Понятие теории рисков
Меру отражения в праве различных явлений и процессов определить очень сложно. Поэтому путь изучения риска оказался длинным. Долгие годы данная тема была достоянием специалистов в области гражданского права.
Теория государства и теория права, отраслевые юридические науки не уделяли внимания исследованию данного явления, что и приводило к упрощенным представлениям о «линейном» развитии права как «текстового» права. Но объем и характер правового регулирования в условиях масштабных экономических, социальных, политических, экологических и технико-технологических процессов усилили факторы, ведущие к отклонениям в правовой сфере. Горькие потери заставляют глубоко изучать природу и динамику рисков.
Правовое регулирование призвано стабилизировать общество.
В реальной жизни, однако, возникает немало явлений, влияющих на стратегии и программы, на реальный ход развития экономики и социальной сферы. Их надо предвидеть, анализировать и учитывать.
Это - выявившиеся или очевидные угрозы, устойчивость и государственных институтов, и экономических устоев общества, это - опасности, которые могут привести к кризисам и ущербу. Это - риски как вероятное неправовое отклонение от намеченной правовой модели (концепции) и действующих законов. Нетрудно заметить соприкасающиеся грани этих явлений и их связи. Причем мера явного и неочевидного весьма подвижна и служит своего рода сигналом для решений и действий1.
Истоки риска заложены в природе и устройстве общества, анализ которого приводит немецкого ученого Готтхарда Бехманна к выводу о риске как ключевой категории современной теории общества и социальной теории, как новой области исследования2. Не только техногенные и природные катастрофы и потребности в безопасности побуждают искать спасительных решений. Общество, по его мнению, является обществом опасностей и катастроф и по своим внутренним причинам. И риск выступает как соотношение рисков и потерь по отношению к определенному решению, с помощью которого неизвестное будущее хотят сделать вычислимым.
Вполне оправданы поэтому новые системные подходы к анализу и оценке многообразия явлений, факторов и процессов и их сложных связей между собой. Использование синергетического метода позволяет преодолевать одномерный взгляд на право и однолинейность его развития. Порядок и беспорядок, устойчивость и хаос периодически сменяют друг друга и в правовой сфере. Мы усиливаем данный аспект анализа, вводя понятие «циклы правового развития». С ним связано понятие «неправовое отклонение», а также юридические коллизии и конфликты3.
Риски - сложное социальное явление, корни которого в природе общества, государства и человека. Поэтому можно выделить несколько основных причин рисков. Во-первых, социально-психологические причины, отражающие уровень сознания и деформацию поведения людей,
когда их действия подвержены разным мотивам, в т.ч. корыстным, низкой шкале ценностей, неорганизованности и некомпетентности. Во-вторых, юридические причины, когда низкое качество правового регулирования порождает коллизии и пробелы в системе правовых норм и актов, юридические ошибки в определении статусов юридических лиц и граждан.
Правовой нигилизм и отчуждение от права неизбежно ведут к рискам внутри правовой системы. В-третьих, риски внешней среды, включающие прежде всего угрозы и вызовы вследствие динамики и противоречий социально-экономических процессов4.
Примером служит постановление Правительства Российской Федерации «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года», в котором определены основные вызовы, влияющие на темпы и характер социально-экономического развития. К внешним вызовам предстоящего периода отнесены стратегическая нестабильность развития мировой экономики, новый этап технологического развития глобальной экономики, изменение мирового энергетического баланса. Внутренние вызовы включают замедление роста или стагнация экспорта энергоносителей, снижение численности населения трудоспособного возраста, замедление роста потребительского спроса населения, адаптация экономики к принятым условиям присоединения к ВТО, необходимость сокращения нефтегазового дефицита федерального бюджета.
В-четвертых, есть «поле рисков» и в международной среде, когда в отношениях государств могут возникать противоречия, грозящие для тех или иных стран потерями и ущербом. Такие риски, в свою очередь, могут иметь политический, экономический, социальный и экологический характер ввиду сложных международных и интеграционных отношений. Не случайно в постановлении Правительства РФ от 14 июля 2012 г. о государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы выделен «Анализ рисков и возможные негативные последствия для агропромышленного комплекса, связанные с членством России в ВТО, а также меры, направленные на поддержку российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях ВТО». Такой подход позволяет рассматривать риски в процессе их возникновения, проявления и развития, предвидеть факторы, которые усиливают или ослабляют проявления рисков или ведут к их предотвращению и исчезновению.
Что же представляют собой правовые риски? Они выражаются: а) в возможности прямого или косвенного нарушения правовых норм, б) в отчуждении граждан от законодательства ввиду низкой правовой культуры и юридической компетентности, в) в ошибках в определении статусов субъектов права, в выборе правовых методов регулирования, г) в угрозе увеличения объема юридических коллизий, д) в провоцировании конфликта интересов, е) в возникновении разрыва системно-правовых связей в правовой системе, ж) в нарушении корреляции между способом правового регулирования и мерой отражения экономических, социальных и политических процессов.
Итак, риск - вероятное неправомерное отклонение от правовых моделей и законов.
1.2 Виды теории рисков в гражданском праве РФ
В литературе предлагается множество различных классификаций правовых рисков. Именно большое многообразие рисков представляет собой проблему в их классификации. Под классификацией понимают систему соподчиненных понятий (классов объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них. Таким образом, под классификацией рисков понимается систематизация множества рисков, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам5.
Применительно к теме отметим следующее: риски в сфере публичного права отличаются большей степенью угрозы базовым устоям государства и общества и отчуждения от права и краха институтов и режима законности. Для рисков в сфере частного права характерны более конкретные угрозы в сфере локально-правового регулирования. Таковы возможные административные барьеры для бизнеса, нарушение договорных обязательств, рейдерство. Очевидны и взаимосвязи рисков, когда политические конфликты порождают разрыв экономических отношений и, напротив, недооценка человеческого фактора в сфере экономики и безработица грозят протестами и выступлениями против власти.
После этих пояснений дадим характеристики типичных рисков. Начнем с конституционного риска.
Наконец, отметим резкое нарушение и даже отказ от конституционных принципов в условиях острых конфликтов, как это наблюдается в Украине в конце 2013 - начале 2014 гг.
Как видно, конституционные риски представляют опасность для устойчивого развития страны и ее политического и экономического строя. Трудность их выявления заключается в своеобразной производное™ от изменений в разных сферах общественной и государственной жизни. Эти изменения кажутся локальными и ограниченными той или иной сферой, но их суммарное действие может приобрести для государства отрицательный эффект. И тогда его последствия могут быть очень тяжелыми. Можно считать предотвращение конституционных рисков на стадии подготовки конституционных решений задачей не только политических элит и разработчиков, но и социальных сил общества. Важен процесс реализации конституционных положений и всех государственных и общественных институтов.
Наиболее болезненные риски в государственном управлении связаны с существованием коррупциогенных факторов и возможных проявлений коррупции. Их условно можно разделить на две группы. Первая группа охватывает коррупциогенные факторы, обнаруживаемые при подготовке проектов нормативных правовых актов и в ходе реализации нормативных правовых актов. В научной и методической литературе дана подробная характеристика таких факторов. Другая группа коррупционных проявлений включает действия и бездействие, совершаемые фактически государственными служащими и их партнерами.
Административный риск сопутствует любому виду управленческой деятельности, поскольку она осуществляется в ситуациях разной степени неопределенности. Есть повторяющиеся ситуации, например, принятие решений в циклах сельскохозяйственных работ, в циклах подготовки городского хозяйства к зиме. Здесь «привычные» риски типа нарушения графиков мероприятий должны привести к устойчивым способам их предотвращения. В ситуациях новых и неожиданных приходится использовать компенсаторные средства, например, резервы и дополнительные ресурсы, быстрый маневр в действиях исполнительных органов и т.п. В кризисных ситуациях «цена» рисков намного большая, и предвидение таких ситуаций может ее уменьшить6.
Рассмотрим природу финансового риска. Его разновидностью является бюджетный риск. На его появление влияют нарушения финансовой дисциплины и законодательства. Очевиден и внешний фактор - колебания и кризисы, происходящие на мировых финансовых рынках.
Налоговые риски могут резко ослабить накопление бюджета.
Речь идет о риске достоверности планирования и обоснованности расчета показателей бюджета (это касается надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета); о риске сбалансированности бюджетов (данный риск связан с необходимостью обеспечения и поддержания в процессе исполнения бюджета соответствующего баланса между расходами бюджета и суммарным объемом доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита; он также затрагивает ситуации с осуществлением расходов, не предусмотренных бюджетом; таков риск исполнения бюджетов по доходам и расходам, поскольку дело касается полноты получения запланированных законом (решением) о бюджете доходов и осуществления всех запланированных расходов бюджета); о риске целевого использования бюджетных средств.