ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно сделать вывод, что риск в гражданско-правовых отношениях урегулирован с достаточной полнотой, хотя и остаются поводы для совершенствования правового регулирования. Важно освоить и правильно применять нормы и инструменты, противодействующие риску. Это будет способствовать устойчивости договорных отношений в экономической и социальной сферах.
Риски в сфере действия трудового права опасны, поскольку в трудовые отношения вступают миллионы людей, выполняющих в соответствии с законодательством многообразные функции. Нетрудно представить, сколь сложно организовать трудовой процесс как в отдельных организациях, так и в отраслях, регионах и масштабе всей страны. Тут приходится сочетать способы обеспечения стабильности трудовых отношений и одновременно их гибкого регулирования в меняющихся ситуациях. Риски и возникают на пересечении этих координат.
Если оценивать риски в государственном масштабе, то неизбежно придется анализировать действие норм Трудового кодекса РФ, Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федераций» и другие законы, регулирующие смежные процессы. Это и законодательство об образовании, и миграционное законодательство, и пенсионное законодательство. Анализ динамики трудовых отношений показывает, насколько опасны риски неполной или непрофессиональной занятости, разрыва между системой получения образования и системой трудоустройства. Рост безработицы в последние годы усугубляет это противоречие, и государственным органам приходится вводить специальный мониторинг, а бизнесу - гибко реагировать на динамику ситуаций на рынках труда. Пока не удается вовремя и с наибольшей точностью «уловить» динамику трудовых отношений, что порождает недовольство людей и массовые трудовые конфликты. В предкризисных и кризисных ситуациях опасность трудовых рисков возрастает и нужны перспективные меры по их предотвращению.
Другой аспект проблем в трудовом праве отражает социальные риски, имеющие не только частный, но и публичный характер. Возникают риски в разных сферах экономики и социальных отношений.
Специалисты выделяют работодательские риски. Чтобы быть работодателем - субъектом трудового права, необходимо отвечать следующим основным признакам: необходимость в привлечении рабочей силы для осуществления уставных и иных целей деятельности
; способность предоставить работникам работу и способность организовать труд работников; способность оплатить труд работников; способность нести ответственность по обязательствам, вытекающим из факта заключения трудового договора7.
Реализация каждого из названных признаков содержит в себе возможность возникновения социальных рисков.
Как сторона трудового правоотношения работник также несет определенные социальные риски: риск потери работы (безработицы), риск бедности, профессиональные риски (работа во вредных и тяжелых условиях). Работник в соответствии со ст. 239 Трудового кодекса РФ имеет право на нормальный производственно-хозяйственный риск, наличие которого исключает материальную ответственность работника перед работодателем.
Выделяются риски, вытекающие из права социального обеспечения. Это - риск повреждения здоровья (временная нетрудоспособность), риск утраты трудоспособности, риск причинения вреда здоровью, риск потери кормильца и пр.
Острота трудовых отношений в условиях кризиса потребовала изменений трудового законодательства. 2 ноября 2011 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров». Установлено, что требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.
Как видно, риски в трудовых отношениях порождаются как экономическими, так и социальными факторами, и их надо предотвращать.
Актуальны риски в сфере экологического права. Мы выделяем эту группу рисков ввиду их повышенной опасности для людей и общества в целом. Потери вследствие рисков нередко почти невосполнимы. И поэтому в законодательстве довольно тщательно урегулированы понятия риска, возмещения ущерба и вреда, обязанности государственных органов и хозяйствующих субъектов. Приведем подробно ряд положений законодательных актов, действующих в данной сфере.
В Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» установлено, что размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. В Земельном кодексе РФ закреплены основные принципы земельного законодательства.
Нормативно-правовые средства предупреждения и устранения экологических рисков разработаны достаточно полно. Однако правоприменение по-прежнему остается слабым местом правового регулирования, что выражается в плохом знании правовых норм, невыполнении госслужащими и работниками хозяйственных организаций своих обязанностей, неприменение мер ответственности к лицам, виновным в нанесении экологического ущерба. Вызывает огорчение слабый учет экологических рисков при принятии крупных промышленных, строительных и иных решений и неумение и нежелание разработчиков и лиц, принимающих решение, видеть здесь различные последствия. Эти проблемы нужно решать быстро и масштабно, иначе последствия рисков - климатические изменения, исчезновение лесов, загрязнение водоемов будут трагическими.
Расширение сфер международного сотрудничества и углубление интеграционных процессов предъявляют высокие требования к международным обязательствам государств. Основные документы международного права, в частности Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, Соглашение о зоне свободной торговли в СНГ, проект Договора о Евразийском экономическом союзе регулируют порядок рассмотрения разногласий и споров в ходе подготовки, подписания и выполнения международных договоров и соглашений. В этом отражается процесс нарастающего взаимодействия национального и международного права. И все же беспокоят многочисленные случаи нарушения международных обязательств.
Отметим главное - важность системного анализа правовых рисков в отраслях законодательства. Речь идет о комплексных рисках, отражающих угрозы для смежных отраслей и институтов, о «переходных рисках», через традиционные границы8.
По характеру и объему риски могут быть постепенно возникающими и временными, предвидимыми и ожидаемыми, повторяющимися и неожиданными, рисками по формуле форс-мажор. Еще одна классификация - риски в нормальном процессе социально-экономического развития и риски в кризисных и критических ситуациях, вероятность которых многократно увеличивается.
По сфере возникновения можно выделить внешние и внутренние риски.
Внешние риски не зависят от деятельности субъекта гражданских правоотношений и не находятся под его контролем. Они возникают в силу юридических фактов организационного, экономического и политического характера.
Например, в результате экономического кризиса в стране, инфляции, стихийных бедствий и т.п. Под внутренними рисками, понимаются риски, возникающие при заключении рисковых договоров и совершении иных действий, с которыми законодательство связывает определенный риск в будущем, либо данный риск возложен на него законом. Например, поручитель несет риск уплаты процентов, возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником (ст. 363 ГК РФ). К риску вытекающему из рисковых договоров относится добровольное принятие игроком риска в виде возможных материальных убытков. В силу того, что риск в игре и пари не имеет существенного общественного обоснования, требования, вытекающие из этих договоров, не подлежат судебной защите (ст. 1062 ГК РФ).
Таким образом, под классификацией рисков понимается систематизация множества рисков, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Глава 2. Актуальные вопросы и проблемы теории рисков в гражданском праве РФ
2.1 Актуальные вопросы теории рисков
Одним из принципиально новых направлений развития теории права и публичных отраслей российского законодательства является изучение проблемы правовых рисков в публичном праве.
Масштабные и противоречивые социально-экономические процессы нередко порождают трудности в правовом регулировании. Отсюда неизбежны пробелы, ошибки, коллизии и т.п., которые снижают качество правового воздействия. Предвидение таких негативных явлений позволяет вести речь о риске в правовой сфере как вероятном неправомерном отклонении от правовых моделей, законов и иных правовых актов.
Существует несколько основных причин возникновения правовых рисков. Во-первых, уровень правосознания, компетентности и исполнительности людей; во-вторых, недостатки внутри правовой системы и механизма публичной власти; в-третьих, негативное влияние внешней социальной среды (включая сферу международных отношений); в-четвертых, объективные и природные, техногенные и иные явления и процессы9.
Правовые риски могут иметь общесистемный характер для всей правовой системы, либо возникать преимущественно в публично-правовой сфере и частноправовой сфере. Проведенный анализ свидетельствует о возможных рисках в отдельных отраслях законодательства и их связях и взаимных «переходах».
Актуальное значение имеет создание системного механизма диагностики и предупреждения рисков в правовой сфере. Имеются в виду: а) определение типологии ситуаций, предопределяющих возникновение рисков, и регламентов действий; б) разработка методологии анализа, выявления и устранения рисков и на этой основе подготовка отраслевых методик; в) четкая регламентация всех этапов подготовки и принятия решений, проведение экспертизы и правовых экспериментов; г) создание компенсаторных механизмов для возмещения ущерба (вреда) вследствие рисков; д) придание «антирисковым» действиям характера постоянного элемента всех видов деятельности.
В механизме выявления рисков следует эффективно использовать специальные юридико-структурные институты. Речь идет, во-первых, о «рисковой ориентации» института правового мониторинга в части использования оперативной и аналитической информации о процессах в правовой и иных сферах; во-вторых, о функционировании контрольно-надзорных органов и процедур.
Следует продолжить исследование механизмов корреляции между правовыми рисками и рисками в экономических, технологических, техногенных, природных процессах, когда они могут выступать то в виде причины, то в виде следствия различных явлений.
В некоторых ситуациях такая зависимость может быть не выявлена.
Необходимо практически вводить в действие «анти-рисковые» методики и приемы:
а) в процессе прогнозирования и подготовки стратегий правового развития и концепций законодательства,
б) в процессе подготовки и реализации планов (программ) законопроектной деятельности,
в) в механизмах государственного и муниципального управления (на разных уровнях),
г) в отраслях, подотраслях экономики и социальной сферы, в сфере экологии,
д) на пересечении взаимодействия норм национального и международного права.
Актуальное значение приобретает повышение квалификации кадров в «антирисковой» сфере. Имеется в виду подготовка и введение спецкурсов либо специальных разделов в рамках учебных программ вузов, в программах повышения квалификации институтов и курсов для работников бизнес-структур, государственных и муниципальных служащих.
2.2 Проблемы и управление рисками в гражданском праве
Риски как теневое явление будущего возникают вопреки желанию субъектов правового регулирования и столь неожиданно, что кажутся своего рода «демоническим явлением». Не без этих системных представлений отношение к превентивной «анти-рисковой» деятельности пока не сформировалась. По-прежнему мешают поспешные правотворческие действия и слабость прогнозно-аналитической деятельности. И риски не отступают10.
Между тем нужно решительно сформировать такой механизм.
В нем можно выделить ряд стадий и элементов:
а) формирование высокого уровня правосознания и правовой компетентности участников правотворчества;
б) обеспечение системной и эффективной правовой регуляции статусов и этапов правотворчества;
в) постоянное накопление и использование статистической, аналитической, прогнозной и контрольной информации, включая институт правового мониторинга;