Файл: Рассмотреть актуальные вопросы теории рисков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г) формирование и использование системного методического и организационного инструментария, позволяющего «измерять» и устранять риски;

д) придание «анти-рисковым» действиям характер постоянного элемента правотворческой и правоприменительной деятельности;

е) правовое, в т.ч. законодательное, закрепление нормативных характеристик рисков и действий по их анализу, оценки, минимизации и устранению в общих и отраслевых законах, постановлениях, положениях и т.п.

Поясним последние два элемента и особенно научно-методические средства анализа и динамики рисков. Как показывает изучение практики деятельности органов исполнительной власти, госкорпораций и бизнес-структур, чаще всего создаются рекомендации и методики трех видов. Во-первых, отраслевые нормативно-методические документы. Таковы, например, «Предложения по минимизации системных рисков финансово-кредитной сферы», подготовленное в 2008 г. Институтом системного анализа Счетной палаты РФ (методология и индикаторы Макроэкономического мониторинга, системных рисков, прогноз динамики рисков, использование международного опыта).

Во-вторых, включение способов предотвращения рисков в рамки отраслевых и комплексных стратегий и программ развития. Так, в приказе Министерства промышленностии торговли РФ от 22 декабря 2011 г. «Об утверждении стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года» есть пункт 10 «Риски реализации Стратегии» (риски глобальные, макроэкономические, законодательные, техногенные, экологические, социальные).

В-третьих, следует выделить большой массив рекомендаций министерств и ведомств по предотвращению и устранению коррупционных рисков.

Вообще тенденция создания методологии и разных методик управления рисками весьма оправдана, хотя в них не хватает единой теоретико-методической основы анализа и оценки собственно правовых рисков как проявлений отклонения от правовых моделей и актов.

В законопроектной деятельности получает распространение метод рисково-ориентированных оценок. Так, при обсуждении 13 мая 2013 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения «Концепции проекта федерального Закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) Российской Федерации», подготовленной Министерством экономического развития РФ, автор обратил внимание на следующие положения. В них отмечено, что внедрение системы управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) означает управление рисками ее осуществления. Новый подход к организации контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации будет способствовать сокращению избыточной нагрузки на бизнес, перераспределению ограниченных временных, материальных и кадровых ресурсов на объекты повышенной опасности, переориентации контрольно-надзорной деятельности на превентивные меры и общественно полезные результаты проверок
11. Общая схема организации системы управления рисками, предусматриваемая законопроектом, предусматривает нормативное закрепление в качестве главного основания для проведения плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий наличие высокого уровня риска наступления потенциальной угрозы; уход от верхнего ограничения количества плановых проверок и применение различных режимов регулирования в зависимости от класса опасности того или иного объектов надзора (дифференцированная периодичность проведения плановых проверок, отсутствие проведения плановых проверок в отношении наименее опасных объектов надзора и т.д.); утверждение нового порядка определения объектов, направлений и интенсивности контрольно-надзорных мероприятий на основе анализа профиля объекта надзора, учета статистики выявленных ранее нарушений, учета статистики жалоб населения, отраслевых особенностей и т.д.; определение уровня приоритетности проверок исходя из степени вероятности появления риска.

Система управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) предполагает законодательное развитие таких направлений правового регулирования, как: ориентация на общественно значимый результат при определении целей проведения контрольно-надзорных мероприятий; оценка обоснованности присвоения категорий рисков, а также иных ключевых параметров реализации рискового подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора); формирование контрольно-надзорными органами планов проверок; информационное обеспечение системы управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора).

Предлагается для указанных целей необходимо обеспечить создание и функционирование Единой системы учета случаев причинения вреда предпринимательской и профессиональной деятельности (учет случаев причинения вреда). Такая система позволит эффективно управлять ситуацией, усиливая контроль (установление новых обязательных требований, санкций за их неисполнение, увеличение штата органа государственного контроля (надзора) там, где число случаев значительно.

Особо выделим Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Там есть статья 2. Опасные производственные объекты. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 226-ФЗ, от 04.03.2013 № 22-ФЗ).



Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности (п. 3 введен Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ).

Отметим еще раз необходимость учета познавательных аспектов риска в условиях неопределенности, с одной стороны, и целесообразность использования конкретных юридических средств их уменьшения и недопущения. Речь идет, во-первых, о нормативных дефинициях риска в той или иной отрасли, сфере правового регулирования. Таково определение природы риска в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Во-вторых, определение риска в конкретных статьях закона (например, Гражданского кодекса) как ориентации субъектов права для их предотвращения. В-третьих, об установлении рисков в договорах сторон как в их обязательствах по недопущению риска и возмещению ущерба (вреда) в случае, если допускаемое событие станет реальным. Кроме того, возникает вопрос о позитивной ответственности сторон правоотношения, если ими не приняты соответствующие предупредительные меры12. Может ли непредотвращение риска служить основанием для ответственности тех, кто должен был реагировать на «сигнальные» ситуации? Думается, виновность будет очевидной в силу служебных обращений лиц.

Особо выделим способы страхования. Ввиду очевидной повторяемости определенной категории рисков используются специальные гарантийные средства против их неблагоприятных последствий. Видное место среди них занимает страхование как институт права, получивший наиболее широкое распространение в гражданско-правовых отношениях. Речь идет об установлении гарантий возмещения вреда (ущерба) в обстоятельствах, которые предположительно можно предвидеть и предусмотреть. Примерная оценка риска позволяет определять сумму страховых компенсаций при наступлении страхового случая.

Данный институт основательно разработан в юридической науке и регламентирован в законодательстве. В этой связи уместно кратко напомнить о законодательных актах в этой сфере, например, о Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».


От института страхования, формируемого на договорной основе, отличается режим так называемых резервных фондов - финансовых, материальных, продовольственных и иных. Такие фонды создаются с целью покрытия возможного ущерба для страны, ее экономики и безопасности. Решение о создании таких фондов и порядке их использования принадлежит верхним уровням исполнительной власти, которые и определяют соответствующие обстоятельства.

Тут возможны два варианта - использование фондов постепенно или одноместно в случаях чрезвычайных ситуаций (природные катастрофы, эпидемии).

Назовем, к примеру, Резервный фонд, который представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового транспорта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Есть и Фонд национального благосостояния. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния - Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Есть и другие резервные фонды.

Но риск слишком сложное и загадочное явление, чтобы можно было его легко обнаружить. К тому же еще не сложилась эффективная система их выявления, оценки и предотвращения. Проявление риска в виде ущерба и вреда, реальной опасности, ослабления публичных институтов и правопорядка пока довольно часты. Порождаются и конфликтные ситуации, когда столкновение интересов приводит к противоборству решений, действия и норм. Однако конфликтология, а также универсальный механизм коллизионного права еще не сложились в полной мере13.

Более оптимистичен второй путь развития рисков, когда либо исчезают и изменяются условия их возникновения либо удается с помощью вышеназванного механизма минимизировать риски и даже устранить их. К этому, и надо стремиться и в теории и в практической деятельности.


Есть еще один важный вывод - уроки рисков. Отсутствие расчетов, предвидение и желание анализировать плюсы и минусы предшествующего опыта - своего и чужого - приводят к неудаче. Показателен в этом в плане урок компании 1812 г., о которых писал в конце жизни Наполеон. Среди 15 уроков и военно-тактические, и поведение союзников, и упорство русских, и неумение использовать благоприятный случай (ситуацию). Есть жесткие уроки войны 1914-1918, Отечественной войны 1941-1945, провалов ряда экономических проектов.

Поэтому риск в любом деле - и малом и большом - должен рассматриваться как серьезный противник, к победе над которым надо готовиться заранее и тщательно. В научном плане нужен отличный аналитико-методический инструментарий, в практическом плане -систематическая «анти-рисковая» деятельность.


Заключение



Итак, тенденция создания методологии и разных методик управления рисками весьма оправдана, хотя в них не хватает единой теоретико-методической основы анализа и оценки собственно правовых рисков как проявлений отклонения от правовых моделей и актов.

В законопроектной деятельности получает распространение метод рисково-ориентированных оценок. Новый подход к организации контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации будет способствовать сокращению избыточной нагрузки на бизнес, перераспределению ограниченных временных, материальных и кадровых ресурсов на объекты повышенной опасности, переориентации контрольно-надзорной деятельности на превентивные меры и общественно полезные результаты проверок.

Система управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) предполагает законодательное развитие таких направлений правового регулирования, как:

- ориентация на общественно значимый результат при определении целей проведения контрольно-надзорных мероприятий;

- оценка обоснованности присвоения категорий рисков, а также иных ключевых параметров реализации рискового подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);

- формирование контрольно-надзорными органами планов проверок;

- информационное обеспечение системы управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора).


Список литературы


  1. Акопян О.А. Правовые решения в экономической сфере // Журнал российского права. 2014. N 1.

  2. Арямов А.А. Общая теория риска: юридический, экономический и психологический анализ: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010.

  3. Бехманн Готтхард. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний. 2-е изд. M.: Логос, 2012. С. 73-98.

  4. Вячеславов Ф.А. Распределение рисков в договорных обязательствах: Дис. ... к.ю.н. М., 2008.

  5. Гончаров Д.С. Комплексный подход к управлению рисками для российских компаний. М.: Вершина, 2008.

  6. Горячкина Д.А. Страховое правоотношение в аспекте управления рисками // Налоги (газета). 2012. N 45.

  7. Ковалевский М.А. Правовое значение экономических рисков и их связь с имуществом // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сб. науч. ст. СПб. гос. ун-т, юрид. фак. / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло и О.Ю. Скворцова. М.: Волтерс Клувер, 2005. Вып. 5.

  8. Мартиросян А.Г. О методологии исследования категории риска в гражданском праве Российской Федерации // Современное право. 2010. N 8.

  9. Риск в сфере публичного и частного права: Коллективная монография. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации / Под науч. ред. Ю.А. Тихомирова, М.А. Ланиной. М.: ОТ и ДО, 2014.

  10. Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Право и риск. М.: ИЭД-ВО Московского университета; Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2011. № 3; Правовые риски в системе публичного управления. М., 2014.

  11. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право и отклонения в правовой сфере // Право и политика. 2013. № 3.

  12. Шахбазян А.А. Понятие и значение правовых рисков в гражданском праве и способы их минимизации // Российский юридический журнал. 2011. N 5.