Файл: Эффективность управления бюджетами, подходы и показатели ее оценки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время, как уже было сказано выше, бюджетирование в первую очередь основано на здравом смысле. Любая компания может столкнуться с форс-мажорными обстоятельствами, поэтому в регламенте должна быть предусмотрена процедура как плановой, так и экстренной корректировки бюджета. В идеале в бюджет должна быть заложена вероятность наступления любых событий. Для этого можно использовать, например, гибкий бюджет.
Гибкий бюджет составляется по принципу «если – то»: гибкий бюджет представляет собой ряд «жестких» бюджетов, основанных на различных прогнозах. В дальнейшем, какие бы события ни произошли (военные конфликты, мировой экономический кризис, новые решения ОПЕК), пересматривать и корректировать бюджет не придется. Нужно будет строго исполнять тот бюджет, который базируется на сбывшемся прогнозе.
От индикативного планирования к директивному
Как часто надо пересматривать бюджет? Ответ на этот вопрос должен содержаться в регламенте. Пересмотр бюджета – такая же регламентируемая процедура, как составление или исполнение бюджета. Для этого все планы должны быть разделены на две категории: предварительные(индикативные)и обязательные (директивные).
Процесс перехода плана из категории «предварительно» в категорию «обязательно» должен включать определенные стадии: корректировку, согласование и утверждение. Длительность всех стадий расписывается в регламенте по бюджетированию. Все это нужно для того, чтобы бюджет был не просто планом, а планом, реальным для исполнения. Добиться от менеджеров выполнения нереального бюджета можно только единожды, если же требовать этого постоянно, менеджер просто уйдет из компании.
Оптимальным директивным периодом является квартал. Тогда в качестве индикативного периода рассматриваются три квартала, следующие за текущим.
К единым стандартам
Все бюджетные формы (таблицы) должны быть одинаковыми для всех центров ответственности. Особенно это актуально для холдингов. Если каждая дочерняя организация будет использовать свои собственные формы, то у финансовой службы управляющей компании основная доля времени будет уходить на консолидацию данных, а не на планирование и анализ результатов.
Такой же стандартной и основанной на единой методике должна быть процедура заполнения бюджетов во всех дочерних организациях холдинга, а также на уровнях центров финансовой ответственности в рамках организаций. Соответственно, едиными должны быть и сроки представления бюджетов подразделениями холдинга в управляющую компанию.
Принцип детализации расходов
С целью экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы должны детализироваться. Анализ реализованных консалтинговых проектов позволит предпринимателю рекомендовать детализацию всех расходов, доля которых превышает 1% в общей доле расходов, хотя нужно принимать во внимание и размер компании. Смысл детализации в том, чтобы не позволить менеджерам затратных подразделений наживаться за счет компании.
Директивная часть бюджета должна быть более подробной, чем индикативная, и иметь максимально возможный уровень детализации. Детализации может подвергаться и учетный период. Например, бюджет доходов и расходов можно детализировать по месяцам, а бюджет движения денежных средств – по неделям или даже банковским дням, так как контроль за финансовыми потоками требует большей тщательности и оперативности.
Принцип «финансовой структуры»
Прежде чем внедрять бюджетирование, компании необходимо создать финансовую структуру, которая может быть построена по иным принципам, нежели организационная структура. Некоторые подразделения могут быть объединены в единый финансовый центр ответственности. И наоборот, в рамках одного подразделения можно выделить разные центры ответственности (например, по видам продукции или направлениям деятельности).
В зависимости от категории центра ответственности (будь это центр получения прибыли или источник возникновения затрат) должны быть разработаны различные системы критериев, по которым оценивается эффективность деятельности этих подразделений.
Разработав финансовую структуру, компания выявит количество уровней сбора бюджетной информации и в зависимости от этого сможет сформировать график составления бюджетов для каждого центра учета.
«Прозрачность» информации
Чтобы исключить возможность искажения информации и усилить контроль за исполнением бюджета, специалисту, анализирующему данные итоговых бюджетных форм, необходим доступ к бюджетам каждого центра учета, а также к операционным бюджетам в рамках самих центров учета, вплоть до самого нижнего уровня. Кроме того, он должен располагать информацией о том, в какой стадии находится формирование бюджетов на всех нижестоящих уровнях. И если какое-то подразделение представило бюджет позже, чем нужно, то финансист, ответственный за бюджетирование, должен своевременно получить информацию о причинах, по которым это произошло. Поэтому необходим постоянный мониторинг процесса бюджетирования по всем уровням. В автоматизированных программах бюджетирования такой мониторинг осуществлять легко, гораздо сложнее это сделать, если бюджеты формируются в обычных электронных таблицах.
Все процедуры и принципы, описанные выше, должны найти свое отражение в едином для всей компании «Регламенте бюджетирования». В этом документе определяются порядок согласования бюджетов и их консолидации, формы документов, схемы документооборота, а также сроки рассмотрения и принятия решений по всем уровням сбора бюджетной информации.
1.3. Показатели эффективности управления бюджетами бюджетной системы РФ
Бюджетный кодекс РФ трактует эффективность использования бюджетных средств, как принцип, предполагающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения за- данных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) . Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Трактовки отечественных ученых-экономистов не противоречат определению принципа эффективности использования бюджетных средств, предложенному в Бюджетном кодексе РФ. Большинство из них определяют эффективность бюджетных расходов как принцип предоставления бюджетных средств только при условии, что эффект от их использования будет максимальный.
Подход зарубежных экономистов к понятию эффективности использования бюджетных средств имеет ряд существенных отличий от отечественного. Эффективность бюджетного финансирования рассматривается как триединство расходов, отдачи в виде доходных потоков и отдачи в виде качественного совершенствования объекта финансирования.
Таким образом, возможный экономический эффект от бюджетного финансирования в РФ законодательно не оговаривается и выражается скорее в возможном количестве сэкономленных ресурсов. Эффект может проявляться в увеличении налоговых доходов от объекта финансирования, усиления социальной значимости и т. д., однако в Бюджетном кодексе данный эффект не закреплен.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов Правительство Российской Федерации приняло Программу повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года . Программа нацелена на всестороннее повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, является системным документом, охватывающим различные направления обеспечения эффективности бюджетных расходов. Ключевыми инструментами обеспечения контроля реализации мероприятий в программе предстают методы финансового контроля, которые призваны обеспечить высокое качество финансового менеджмента, эффективное планирование в рамках программного финансирования.
Необходимо заметить, что понятие эффективности государственных рас- ходов является достаточно новым для отечественной экономики. Вместе с тем к получателям бюджетных средств предъявляются жесткие требования, подразумевающие необходимость экономического обоснования направлений использования данных ресурсов в рамках финансового контроля и мониторинга со стороны государства.
Сущность эффективного использования бюджетных ресурсов подразумевает использование как фундаментальных, так и специфических принципов. Общие принципы предполагают реализацию принципа эффективности использования бюджетных средств в рамках любой концепции, в то время как специфические имеют место в концепции бюджетирования, ориентированного на результат. Принципы темпоральности, ингибитивности и индикативности составляют отдельную группу, поскольку свойственны аналитической части оценки эффективности:
1) принцип темпоральности утверждает, что оценить эффективность бюджетного финансирования в рамках трехлетнего бюджетного планирования можно только в условиях анализа динамики результативности бюджетных рас- ходов;
2) принцип индикативности гласит, что объем и динамика бюджетных расходов, прежде всего, характеризуют уровень удовлетворенности общества и его потребностей, а также отражают качество реализуемой социально- экономической политики государства;
3) принцип ингибитивности подразумевает, что бюджетные расходы и их структура должны быть направлены, прежде всего, на максимальное снижение
Или замедление процессов роста социальной и экономической напряженности в регионах, отраслях, группах населения.
Триединство финансирования, экономической и качественной отдачи достигается только при реализации общих и специфических принципов.
Глава 2. Анализ эффективности управления
2.1. Методические особенности оценки состояния региональных бюджетов
Повышение бюджетного потенциала является важным фактором социально-экономического развития региона. Уровень бюджетного потенциала региона оказывает влияние на возможности предоставления бюджетных услуг населению, что определяет актуальность выбранной тематики исследования. Объектом исследования выступает методика оценки состояния региональных бюджетов. Целью исследования является разработка методики оценки состояния региональных бюджетов. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие по поводу использования бюджетного потенциала региона. Гипотеза исследования заключается в том, что состояние регионального бюджета отражает использование бюджетного потенциала территории в сложившихся на данный момент условиях. В статье рассмотрены различные определения категории «бюджетный потенциал». Предложена авторская трактовка бюджетного потенциала — как совокупности финансовых ресурсов территории, которые, при оптимальных условиях, могут быть использованы для реализации бюджетных функций, направленных на достижение стратегических и тактических целей развития региона. Авторами разработана методика, позволяющая оценить состояние регионального бюджета на основе индикативного анализа с последующим определением уровня использования бюджетного потенциала территории. Была произведена выборка показателей с дальнейшим их разбиением на пять групп, оценивающих определенную область, влияющую на состояние регионального бюджета. Для каждого показателя учтены пороговые границы исходя из нормативных или среднероссийских значений. Произведены расчеты по каждой группе показателей с определением состояния бюджета региона. На основании полученных групповых оценок предложено классифицировать территории по уровням использования бюджетного потенциала. С использованием данной методики проведен анализ состояния бюджетов Чувашской республики(Уральского региона). На основе полученных интегральных оценок всем территориям присвоены ранги и определен уровень использования бюджетного потенциала. Сделан вывод о том, что на территории Челябинской и Свердловской области наиболее благоприятное состояние бюджета и, как следствие, высокий уровень использования бюджетного потенциала. Полученные результаты могут быть применены в деятельности органов власти при разработке и реализации программ социально-экономического развития субъектов РФ, а также мероприятий, направленных на определение состояния бюджета и диагностику качества управления региональными финансами.