Файл: Эффективность управления бюджетами, подходы и показатели ее оценки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблема использования бюджетного потенциала региона актуализируется в связи с ухудшением экономической ситуации в стране, возрастанием рисков нестабильного социально-экономического развития и, как следствие, усилением негативных последствий для региональных бюджетов. Экономическое и финансовое положение некоторых регионов России находится на низком уровне, не позволяющем органам власти реализовывать возложенные на них полномочия и обеспечивать нормальный уровень жизни населения. Способность региона самостоятельно финансировать свои расходные обязательства в значительной степени влияет на уровень экономического развитие субъекта. Бюджетная система региона — важный элемент финансовой системы, характеризующийся определенным набором параметров, которые имеют различные источники формирования и направления расходования. От бюджетных возможностей субъекта РФ зависит уровень предоставления бюджетных услуг населению, качество выполнения региональных социально-экономических программ, общее благосостояние населения территории. Разработка и эффективность реализации программ социально-экономического развития региона напрямую зависят от состояния бюджета, поскольку с помощью финансовых ресурсов, основные характерные черты которых — объем и долгосрочность, органы власти создают и поддерживают финансовую базу для таких важных направлений, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения. Оценка состояния бюджета за различные периоды позволит своевременно получить информацию и разработать меры по повышению уровня бюджетного потенциала региона. Исходя из полученных результатов можно определить резервы привлечения средств в бюджет. Теория В зависимости от рассматриваемой сферы жизнедеятельности можно выделить различные виды потенциалов: экономический, производственный, инновационный, финансовый, природно-ресурсный, социально-демографический, инвестиционный, трудовой, научный, инфраструктурный и т. д. В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «потенциал» определено как «совокупность каких-либо средств, возможностей». Наиболее обширной сферой жизнедеятельности является экономика, понятие «экономический потенциал региона» В. В. Мищенко рассматривает как совокупность четырех составляющих: природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы, производственный потенциал. Е. Н. Захарова и Е. П. Авраменко определяют региональный экономический потенциал через достигнутый уровень регионального развития и возможности для его дальнейшего роста. Поскольку любой экономический рост возможен только при наличии необходимых финансовых ресурсов, С. П. Сазонов, Ю. В. Гапоненко и К. Д. Вайсбейн утверждают, что финансовый потенциал региона является эффективной составляющей экономического потенциала, который авторы понимают как объединение финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения воспроизводства и качества жизни в регионе. Ж. Г. Голодова рассматривает финансовый потенциал региона как «способность финансовой системы региона обеспечить рост и развитие в долгосрочной перспективе за счет совокупности доступных ресурсов, а также условия, создаваемые государством (речь прежде всего идет о механизме регулирования финансово-банковской системы), предприятиями и организациями, населением региона для формирования, распределения и перераспределения этих ресурсов с целью достижения определенных финансовых результатов, обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития». Составной частью финансового потенциала территории выступает бюджетный потенциал. В экономической литературе существует большое количество различных трактовок понятия «бюджетный потенциал». Так, по мнению Т. Н. Зубковой, бюджетный потенциал — «объективная экономически обоснованная возможность аккумулирования денежных средств в централизованном фонде финансовых ресурсов (государственном бюджете) на соответствующий финансовый год». Б. К. Злобин и Е. О. Белоус определяют бюджетный потенциал как возможность оценить приток средств в централизованный денежный фонд определенного уровня. Также под бюджетным потенциалом ученые понимают имеющиеся или привлекаемые для достижения поставленных бюджетных целей ресурсы, запасы и источники бюджетной деятельности. В работе О. С. Кирилловой бюджетный потенциал рассмотрен не только как совокупность финансовых ресурсов, сосредоточенных в бюджете, но и как способность региональной экономики формировать доходные поступления входе осуществления бюджетных функций. Также бюджетный потенциал трактуется как допустимый объем расходных обязательств, зависящий от доходных поступлений. В иностранной литературе понятие «бюджетный потенциал» встречается достаточно редко, в основном все исследования касаются финансового или налогового потенциала территории. Вопросы финансово-бюджетного потенциала отражены в работах иностранных ученых: Р. Л. Жебчука, Г. Решина, А. Воциша, М.-О. Пинтеа, С. А. Акима, В. Лакэтуша, И. Бостана, Л. Чурлэу, П. Хальмаи, В. Вашари . Бюджетный потенциал представляет собой совокупность финансовых ресурсов территории, которые, при оптимальных условиях, могут быть использованы для реализации бюджетных функций, направленных на достижение стратегических и тактических целей развития региона. На уровень бюджетного потенциала региона может оказывать влияние большое количество факторов, которые могут быть сгруппированы по различным классификационным признакам: объективные и субъективные, внешние и внутренние, количественные и качественные и т. д. Основными факторами, на наш взгляд, являются качество бюджетной политики, проводимой региональными властями, уровень инвестиционной и деловой активности в регионе, отраслевая направленность региона, реализация межбюджетных отношений, действующая нормативно-правовая база. Категория «бюджетный потенциал» может быть так же раскрыта через некоторые функции бюджета (табл. 1). Проанализировав состояние бюджета, можно выявить факторы,
негативно влияющие на бюджетную сферу, а также определить возможности для дальнейшего социально-экономического развития региона. В рамках данного исследования состояние регионального бюджета рассматривается как возможность использования бюджетного потенциала территории при существующих на данный момент условиях.
Функции бюджетного потенциала и их проявления

Функции бюджетного потенциала и их проявления можно увидеть в таблице 1.

Методы

Анализ бюджетных составляющих может быть проведен различными методами, самыми распространенными из которых являются коэффициентный, индикативный, трендовый и т. д.

Авторами предложена методика, которая позволяет оценить состояние региональных бюджетов на основе индикативного анализа. Система оценочных показателей, используемых в данной методике, включает следующие их группы:

1) оценивающие сбалансированность, устойчивость, финансовую независимость регионального бюджета;

2) оценивающие качество планирования и исполнения регионального бюджета; 3) оценивающие состояние долговых обязательств регионального бюджета;

4) оценивающие направленность регионального бюджета;

5) оценивающие влияние бюджетных показателей на основные экономические показатели.

В группу 1 были отобраны сбалансированность регионального бюджета, доля бюджетного дефицита в доходах региона, коэффициент финансовой независимости. Полученная оценка показывает, способен ли регион самостоятельно справиться с финансовыми проблемами. Наличие дефицита бюджета свидетельствует о его несбалансированности и, как следствие, неустойчивости. Угроза несбалансированности бюджета может привести к задержке финансирования. Во вторую группу включены коэффициент исполнения регионального бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений к плановому уровню и доля расходов бюджета, исполняемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов регионального бюджета. Неточно составленный прогноз бюджетных доходов и плохо спланированные программным методом расходы сильно отразятся на состоянии регионального бюджета. Большой разброс фактических данных от плановых не позволит в полной мере использовать бюджетный потенциал региона. Группа 3 оценивается через коэффициент отношения государственного долга субъекта
РФ к общему объему доходов и уровень долговой нагрузки на региональный бюджет. Из-за большого количества дефицитных регионов возникает необходимость прибегать к заимствованиям, которые ведут к образованию государственного долга. Поэтому мониторинг и управление государственным долгом субъекта являются актуальной проблемой для многих регионов. Региональная долговая политика играет важную роль в обеспечении социально-экономического развития, поскольку позволяет быстро разрешить проблемы с погашением и реструктуризацией долга. Эффективное управление задолженностью должно строиться на разумной оценке и учете собственных обязательств. Социальная ориентация региональных бюджетов подтверждается структурой и динамикой расходных обязательств. Приоритетом социальной политики является поддержка наименее защищенных слоев населения. Положительные тенденции социально-экономических показателей региона связаны с эффективным использованием средств, потраченных на социальную сферу. Поэтому для оценки состояния группы 4 использован показатель «доля социальных статей в расходах регионального бюджета». Для оценки группы 5 выбраны показатели «доля основных налогов в ВРП» и «коэффициент обеспеченности населения бюджетными средствами». Социально-экономическое развитие региона может оцениваться через различные макроэкономические параметры. По мнению многих ученых, основным обобщающим параметром, характеризующим региональное развитие, является валовый региональный продукт, который представляет собой результаты производственной деятельности региона. ВРП отражает уровень развития и результаты деятельности всех субъектов хозяйствования на территории, а также отражает экономический потенциал региона. Уровень бюджетных ассигнований, приходящихся на одного жителя территории, показывает возможность выполнения обязательств перед населением. С помощью метода экспертных оценок были отобраны оценочные показатели с последующим разбиением на группы, оценивающие определенную область, влияющую на состояние регионального бюджета. Для всех показателей, используемых при оценке, определены пороговые границы исходя из нормативных или среднероссийских значений. Поскольку все показатели имеют



разные единицы измерения, следующим шагом стало приведение их к сопоставимому виду, то есть нормализация. В зависимости от соотношения нормализованной оценки и пороговых границ выбранного показателя определяется одно из состояний регионального бюджета: нормальное, благоприятное, стабильное, удовлетворительное, неудовлетворительное, кризисное, депрессивное. На следующем этапе оценивается состояние по каждой группе показателей, с помощью метода средневзвешенной нормализованной оценки, где для каждого состояния бюджета устанавливаться бальная оценка. Полученная данным методом количественная оценка, в отличие от качественной, поможет более точно определить состояние регионального бюджета. На завершающем этапе каждому региону присваивается ранг от 1 до 6, в зависимости от полученных значений по каждой индикативной группе, и строится рейтинг по уровню использования бюджетного потенциала территории. Среднее значение рангов, полученное исходя из оценки состояния региональных бюджетов, позволяет классифицировать уровень использования бюджетного потенциала территории следующим образом:

  • высокий (если среднее значение ранга по всем группам от 1 до 3,2);

  • средний (если среднее значение ранга по всем группам от 3,3 до 5,5);

  • низкий (если среднее значение ранга по всем группам от 5,6 до 6).

В качестве источников статистической информации для проведения исследования были использованы отчеты об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, данные Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, ежегодные статистические сборники «Регионы России. Социально-экономические показатели». Полученные результаты Анализ и расчеты по предложенной методике были проведены на примере регионов УрФО. Стабильность бюджета зависит, в первую очередь, от его сбалансированности. Бюджетная политика, проводимая региональными властями, в числе основных факторов учитывает именно принцип сбалансированности бюджета, поскольку это основа нормального функционирования территории

2.2. Результаты мониторинга оценки качества управления регионального бюджета ЧР

Глава 3. Совершенствование качества управления бюджетами бюджетной системы РФ
Обеспечение стабильности бюджетов бюджет- ной системы Российской Федерации предполагает повышение эффективности управления их дохода- ми за счет мобилизации внутренних финансовых резервов и поиска дополнительных источников до- ходов. На современном этапе важная роль в укреп- лении доходной базы бюджетов отводится отказу от нерезультативных налоговых преференций, упо- рядочению механизма взимания отдельных видов платежей, улучшению качества государственного администрирования бюджетных доходов.


Неэффективность ряда льгот по налогам и сбо- рам признана проблемой современной налоговой системы. Вызывают озабоченность: множествен-
Приложение

Рисунок 1



Рисунок 2



Рисунок 3



Рисунок 4



Таблица 1

Функции

Проявления

Распределительная и перераспределительная

Проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВРП

Регулирующая и стимулирующая

Доходы бюджета — инструмент регулирования и стимулирования экономики

Контрольная

Контроль отклонений движения финансовых ресурсов

Социальная

Проявляется в поддержке наименее защищенных слоев населения

Удовлетворения потребностей общества

Возможность финансирования общественных товаров и услуг