Файл: Конспект Шоробуры С. Н., Уги124706.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большая часть двигателей внутреннего сгорания являются серийными изделиями [6] и выпускаются в больших объемах. Глобальные игроки здесь занимают обширные рыночные сегменты. Только очень крупные дизельные двигатели, которые устанавливаются на суда или используются для выработки электроэнергии, производятся (как и турбины) в единственном экземпляре или небольшими сериями.

В отличие от ряда других секторов машиностроения, производство турбин и двигателей сосредоточено в немногочисленных крупных компаниях. Преимущество в издержках достигается за счет масштабного серийного производства. Что касается выпуска единичных экземпляров или малых партий, размер таких изделий также предполагает крупные предприятия. Это, как правило, проектный бизнес, требующий особых передовых технологий и значительных финансовых ресурсов. Данный сектор получает импульс для инноваций от стремления потребителей к энергоэффективности и минимизации воздействия на окружающую среду.

Наиболее технологически важная продуктовая группа этого сектора – большие газовые турбины для выработки электроэнергии. Лишь ограниченное число производителей в Западной Европе и США обладает необходимыми знаниями в производстве таких турбин. Для товарной группы паровых турбин ситуация несколько иная, хотя и здесь необходимы соответствующие ноу-хау и финансовые возможности. В этой рыночной нише успешно осваиваются компании Китая и Бразилии. Хотя их продукция пока уступает продукции известных мировых поставщиков из развитых стран в энергоэффективности, для многих рынков такое отставание не является критическим.

Процесс слияний и поглощений наиболее заметен в производстве двигателей. Так, американская «Caterpillar» купила германскую компанию MWM, производящую автомобильные двигатели для ряда известных международных корпораций, таких как «Volkswagen», «Chevrolet», «Nissan» и «Ford», а также американскую компанию EMD, специализирующуюся на производстве двигателей для локомотивов. Германская «Daimler AG» и британская «RollsRoyce» совместно приобрели германский концерн «Tognum», производящий дизельные двигатели для судов, промышленности и энергетики. Итальянская «Lombardini», один из крупнейших производителей серийных дизельных двигателей мощностью от 10 до 100 кВт для аграрного сектора, была куплена американской «Kohler Group» – промышленной корпорацией, специализирующейся на производстве двигателей.


Компоненты для производства двигателей и турбин поставляются специализированными компаниями металлообработки. Среди наиболее важных – головки блока цилиндров, поршни, кованые шатуны и др. Некоторые производители двигателей предпочитают изготавливать эти детали сами.

Долгосрочные перспективы для производителей турбин выглядят достаточно позитивно. Глобальный спрос на энергию стабильно растет, при этом еще быстрее растет спрос на расширение мощностей по выработке электроэнергии. Большая часть инвестиций будет направляться в традиционные виды выработки энергии, а также в производство возобновляемой энергии.

Рынок тяжелых машин и переносного оборудования зависит от экономического развития различных секторов экономики, таких как добывающая промышленность, лесное хозяйство, агробизнес, строительство и т. п. Перспективы роста этих секторов имеют региональный характер и наиболее благоприятны в развивающихся странах.

На рынке инфраструктурных проектов (таких как строительство трубопроводов) находят широкое применение компрессорные станции, работающие с использованием турбин малой мощности или двигателей внутреннего сгорания. В больших объемах выходит на глобальный уровень производство двигателей малой мощности. Такие компании, как германская «Stihl», японская «Yanmar» и шведская «Husqvarna», продают свое оборудование по всему миру.

Станкостроение


Станкостроение играет стратегическую роль в повышении конкурентоспособности всей экономики. Продукция этой подотрасли представляет собой инвестиционные товары, предназначенные для отраслей, также производящих инвестиционные товары. Важнейшими потребителями продукции станкостроения являются:

  • производители машин и оборудования; электротехническая промышленность;

  • производители транспортного оборудования, автомобилей, судов, локомотивов и самолетов;

  • производители оборудования для выработки и передачи электроэнергии, обычные и атомные электростанции, а также станции по выработке ветровой, солнечной, гидро- и геотермальной энергии;

  • производители инструмента, медицинской техники, бытовых приборов, оптики, ювелирных изделий и часов, оборонная промышленность и др.

Особенно большое значение имеет автомобильная промышленность, которая на протяжении двух десятков лет росла высокими темпами, обеспечивая стабильный спрос на продукцию станкостроения. Дополнительный спрос возник в связи с развитием электромобилей. Важным генератором инноваций выступает авиационная промышленность. Продукция станкостроения широко используется в цветной и черной металлургии и металлообработке.

На долю станкостроения приходится примерно 5% всей продукции машиностроения. Последние 10–15 лет подотрасль росла темпами, существенно превышающими средние по отрасли. Здесь интенсивно развивались процессы аутсорсинга и специализации, в результате чего производительность труда увеличивалась быстрее, чем в других сегментах машиностроения.

Исторически станкостроением занимаются предприятия средних размеров, часто семейные компании, специализирующиеся в определенных сегментах рынка. В Испании весьма развиты станкостроительные кооперативы. К ним относятся, в частности, такие крупные фирмы, как «Donobat» и «Mondragon».

В 1990-х годах начался процесс интенсивной консолидации и международных слияний и поглощений, который изменил структуру отрасли. Поглощенные компании стали поставщиками определенных технологий и комплексных обрабатывающих систем, как, например, германские «MAG Powertrain» и «Schleifring Group». Итальянская транснациональная группа «Comau», производящая оборудование для автоматизации производства и робототехнику, скупила ряд предприятий в Германии, Франции, Испании, Румынии и Швеции. В настоящее время у нее 15 станкостроительных заводов в 13 странах мира и 3 исследовательских центра. Продукцией этой группы пользуются почти все крупнейшие
автомобильные компании в странах Европы, Америки и Азии.

В результате слияния компаний «Georg Fischer» и «AGIEGCharmilles» была образована французско-шведская группа, специализирующаяся на производстве высокоточного инструмента и специального обрабатывающего оборудования. Германская «StarragHeckert AG» сформировалась как крупный холдинг, поглотивший ряд станкостроительных компаний в разных странах Европейского союза.

В последние годы все более активными поставщиками компонентов для станкостроения выступают азиатские страны, которые теснят конкурентов из развитых стран, предлагая более низкие цены на свою продукцию.

В сфере контрольно-измерительного и высокотехнологичного оборудования важными глобальными игроками являются германская «Siemens» и японская «Fanuc» (один из крупнейших в мире производителей промышленных роботов). Тайвань и Южная Корея специализируются на производстве электроники, сенсорных устройств и механических частей.

Долговременный спрос на продукцию станкостроения обеспечивается высокими темпами развития основных потребляющих отраслей. Кроме того, движение обрабатывающих систем в сторону более высокого уровня точности (мезо-микро и нанообработки) для обслуживания потребностей электроники, компьютерной и биотехнологической отраслей открывает перед станкостроением новые рынки и возможности, также как и сдвиг в сторону использования возобновляемых источников энергии (ветра, солнца, геотермальной и т. п.).

Другой технологией, способной оказать влияние на развитие станкостроения, являются углепластики – полимерные композитные материалы, армированные углеродным волокном, которые находят широкое применение в самолетостроении (а в ближайшем будущем станут использоваться и в автомобильной промышленности).

В 2000 г. на Западную Европу приходилось от 40 до 50% мирового спроса на продукцию станкостроения, на страны Азии – около 25%. С тех пор это соотношение коренным образом изменилось. К 2012 г. доля Европы упала до 25%, в то время как на страны Азии пришлось две трети мирового спроса. Эксперты предсказывают углубление этого тренда. Высокими темпами будет расти спрос в России, Индии, а также Бразилии и других латиноамериканских странах. Перспективными регионами являются Турция и Северная Африка. Развитые же страны, в том
числе США и Япония, продолжат терять свои позиции.

Выделяется по размерам станкостроение Китая. Однако здесь упор пока делается на производстве оборудования среднего уровня качества и точности. Оно поставляется предприятиям, находящимся на нижних уровнях цепочек добавленной стоимости. Китайское правительство прилагает активные усилия для совершенствования своего станкостроения, постоянно увеличивая затраты на НИОКР. Импорт станков в страну ограничивается только теми видами, которые не могут быть произведены на территории Китая. Для китайских компаний, стремящихся инвестировать в комплексные системы оборудования, поставляемые из-за рубежа, существенно ограничивается доступ к финансовым источникам. Иностранные экспортеры отмечают заметное ухудшение условий ведения бизнеса по сравнению с предыдущими годами, когда импорт современного оборудования поощрялся китайскими властями в целях повышения технического уровня отраслей обрабатывающей промышленности. Аналогичные тенденции наблюдаются в Бразилии и Аргентине.