ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подъемно-транспортное оборудование
Можно выделить четыре рыночных сегмента для продукции этой подотрасли машиностроения. Первый включает в себя оборудование для подъема и транспортировки материалов в добывающей промышленности – например, большие ленточные транспортеры для перемещения угля и других минералов. Второй – лифты, подъемники и пассажирские транспортеры, например, для аэропортов. Третий сегмент – складское и транспортное оборудование для обрабатывающих предприятий. Четвертый – подъемно-транспортное оборудование для сферы услуг и складского хозяйства.
Компаниями этой подотрасли осуществляется также контроль над материальными потоками и запасами, что образует современную «интралогистическую» систему, под которой понимается интеграция различных типов погрузочно-разгрузочного оборудования в единую систему управления потоками материалов на предприятии.
Важным потребителем подъемно-транспортного оборудования является сфера услуг, прежде всего торговля. Сюда поставляется складское оборудование, электрокары, погрузчики и погрузо-разгрузочные платформы. Кроме проектирования складов и поставок оборудования, эта подотрасль машиностроения предлагает специальное программное обеспечение для таких работ.
На подъемно-транспортное оборудование приходится около 9% продукции всего машиностроения (в 1995 г. было 7%, что означает ускоренное развитие этого сегмента отрасли).
Для таких отраслей, как добывающая промышленность или портовое хозяйство, производится тяжелое оборудование. Глобальным лидером на этом рынке является финская компания «Kone», успешно работающая в 100 странах мира; она специализируется на производстве лифтов, кранов, эскалаторов, предназначенных для жилых зданий, офисов и внутризаводского транспорта. В своей области «Kone» конкурирует с «Otis» (дочерняя компания американской UTC) и германской «Thyssen-Krupp».
В последнее десятилетие в подотрасли происходил заметный процесс консолидации. В эпицентре этого процесса находилась германская компания «Linde». В 2006 г. произошло слияние брендов «Linde», «Still» и OM и образована холдинговая компания KION, специализирующаяся на производстве гидравлического погрузо-разгрузочного оборудования.
Компании, производящие подъемно-транспортное оборудование для горной промышленности и портового хозяйства, нуждаются в поставках крупногабаритных частей и комплектующих. Традиционно эти элементы производились на основных предприятиях. Однако в последние десятилетия здесь произошли заметные сдвиги, связанные прежде всего с поставками из стран Азии. В 1990-х годах изготовление многих компонентов было перенесено в Венгрию, Польшу, Чехию и Словакию. Когда издержки в этих странах выросли, производство стало перемещаться в Румынию и Болгарию, а в последние годы – в Белоруссию и Украину. Впрочем, производство наукоемких компонентов продолжает оставаться внутризаводским.
Для компаний, которые стали производителями компонентов, существенную роль играет программное обеспечение, позволяющее принимать правильные логистические решения. Большая часть такого программного обеспечения производится материнскими компаниями, но разработка некоторых модулей отдается на аутсорсинг из Западной Европы в страны Балтии и Болгарию. В качестве субподрядчиков выступают и индийские компании.
Основными рынками сбыта для подъемно-транспортного машиностроения являются страны Азии: на них приходится до 40% мировых продаж, в то время как доля Западной Европы составила лишь 28% (табл. 4).
Таблица 4. Региональная структура продаж подъемно-транспортного оборудования в 2012 г., %
Регион | Доля в глобальных продажах |
Западная Европа | 28 |
Восточная Европа | 5 |
Северная Америка | 15 |
Центральная Америка и страны Карибского бассейна | 1 |
Южная Америка | 4 |
Средний Восток | 3 |
Азия | 40 |
Африка | 2 |
Океания | 2 |
Перспективы роста спроса в Азии значительно более благоприятны, чем в Европе, поскольку многие страны
, такие как Индия, следуют в русле китайской индустриализации и становятся все более важными рынками для подъемно-транспортного оборудования. Быстрыми темпами растет потребление такого оборудования в странах Южной Америки, особенно в Бразилии: доля этого региона за 2000–2012 гг. выросла в три раза. Еще быстрее растут продажи в Турции, которая стала вторым после России восточно-европейским рынком сбыта.
Оборудование для охлаждения и кондиционирования воздуха
Большая часть продукции этой подотрасли машиностроения потребляется в жилищном и офисном строительстве, а также в производственных помещениях. Специализированные субподрядчики поставляют системы кондиционирования воздуха для автомобильной промышленности и транспортного машиностроения. Еще одна сфера применения связана с оборудованием для очистки помещений на предприятиях по производству интегральных схем и чипов, где требуется высокая чистота воздуха.
В последнее десятилетие этот сегмент машиностроения развивался быстрыми темпами, а его доля в общих объемах машиностроительной продукции возросла с 5 до 8%. Долгосрочным фактором выступала растущая потребность в улучшении условий работы в офисных помещениях и на промышленных предприятиях. Еще один фактор – потребности в более высоких стандартах комфорта в жилых помещениях.
Подотрасль нуждается в широком наборе промежуточных компонентов, таких как вентиляторы, фильтры, трубы, краны, манометры, контрольная аппаратура и т. п. Большая часть такой продукции поставляется европейскими компаниями. Электронные компоненты и сенсорные устройства производятся в странах Азии. Американские компании имеют прочные позиции в производстве систем контроля. Так, «Honeywell» и «Johnson Controls» заняли крупные сегменты рынка в странах Западной Европы, открыв там свои производственные и исследовательские центры. Многие компоненты, такие как трубопроводы, производятся на месте.
Перспективы развития машиностроения
В среднесрочной перспективе, согласно прогнозам экспертов, в мировом машиностроении будет происходить усиление позиций развивающихся стран, особенно Китая (табл. 5). Общий объем произведенной машиностроительной продукции возрастет с $530 млрд в 2010 г. до $930 млрд к 2025 г., что соответствует ежегодному приросту в 3,8%.
Таблица 5. Прогноз выпуска условно-чистой продукции машиностроения, $млрд
| 2000 г. | 2005 г. | 2012 г. | 2015 г. | 2020 г. | 2025 г. |
Бразилия | 11,0 | 13,2 | 14,2 | 18,8 | 22.6 | 27,2 |
Китай | 28,2 | 58,4 | 161,4 | 248,0 | 329,4 | 410,1 |
Индия | 6,3 | 8,4 | 12,8 | 19,3 | 26,0 | 34,4 |
Япония | 89,7 | 96,2 | 66.2 | 75.4 | 81.0 | 86,3 |
Россия | 9,8 | 10,8 | 12,1 | 14,9 | 17,6 | 20,8 |
США | 123,7 | 124,5 | 103,0 | 115,5 | 129,7 | 144,9 |
ЕС | 158,0 | 160,8 | 157,5 | 178,3 | 193,2 | 204,7 |
Обращает на себя внимание, что Россия будет продолжать отставать по общим объемам выпуска машиностроительной продукции от всех ведущих стран мира, а от стран БРИКС – и по темпам прироста (табл. 6).
Таблица 6. Среднегодовые темпы прироста продукции машиностроения, %
| 2000–2005гг. | 2005–2012гг. | 2012–2015гг. | 2015–2020гг. | 2020–2025гг. |
Бразилия | 3,8 | 1,4 | 5,8 | 3,8 | 3,7 |
Китай | 15,7 | 22,5 | 9,0 | 5,8 | 4,5 |
Индия | 6,0 | 8,7 | 8,7 | 6,1 | 5,7 |
Япония | 1,4 | -7,2 | 2,6 | 1,4 | 1,3 |
Россия | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 3,4 | 3,4 |
США | 0,1 | -3,7 | 2,3 | 2,4 | 2,2 |
ЕС | 0,7 | -0,4 | 2,5 | 1.6 | 1,2 |
Таким образом, Китай фактически превратится в неоспоримого единоличного лидера глобального рынка.