ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глобализация в мировом машиностроении
(конспект Шоробуры С. Н., УГИ-124706)
(по материалам статьи д. экон. н., профессора, руководителя Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН СГСЭУ В. Б. Кондратьева «Глобальный рынок машиностроения»)
Машиностроение лидирует среди других отраслей промышленности в использовании высоких технологий. Обычно его считают менее наукоемким сектором по сравнению с такими инновационными отраслями, как ИКТ или фармацевтика. Однако именно машиностроению принадлежит ключевая роль в распространении передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики. Большая часть био- и нанотехнологий, производства современных материалов, микро- и фотоэлектроники в значительной степени зависит от инноваций в машиностроении.
Отрасли машиностроения и их развитие
Примерно с 1970-х гг. машиностроение стало лидировать среди других отраслей промышленности в развитии и использовании высоких технологий. Благодаря производству машин, оборудования и комплектующих для них эта отрасль еще имеет тесные связи со сферой услуг (особенно с монтажом обрабатывающих систем, ремонтом и техническим обслуживанием и финансовыми операциями). Все это вносит вклад как в повышение производительности, так и в сокращение издержек производства.
Примерно 1/3 продукции машиностроения в качестве промежуточных товаров поставляется в другие сегменты отрасли: электронное машиностроение, автомобилестроение, производство медицинского оборудования, производство инструмента и т. п. Например, есть целая группа производств, которые специализируются на автомобильной промышленности и выпускают компоненты, необходимые для функционирования транспортного оборудования.
Большая часть продукции машиностроения относится к инвестиционным товарам, необходимым для осуществления капитальных вложений в широком спектре отраслей экономики. Отдельные подотрасли машиностроения обеспечивают инвестиционными товарами текстильную, целлюлозно-бумажную, добывающую промышленность, а также строительство и сельское хозяйство. Некоторые из этих отраслей (текстильная, целлюлозно-бумажная и др.) подвержены достаточно глубоким инвестиционным циклам, что создает значительные проблемы для развития машиностроения. Часть поставщиков инвестиционных товаров обеспечивают сразу несколько отраслей экономики, что
снижает угрозу сокращения производства; к таким относятся, например, предприятия, выпускающие подъемно-транспортное оборудование – краны и конвейеры.
Машиностроение подвержено колебаниям экономической конъюнктуры в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики. Оно сильно зависит от инвестиционной активности компаний, покупающих машины и оборудование. Такая односторонняя зависимость постоянно подвергает машиностроение циклическим изменениям спроса машиностроение оказывается в центре процесса чередования кризисов и экономических подъемов.
Представление об общей структуре этой диверсифицированной отрасли промышленности с многочисленными субсекторами и о ее изменениях дают рис. 1 и 2.
Рисунок 1. Отраслевая структура машиностроения в 1995–2000 гг., %
Рисунок 2. Отраслевая структура машиностроения в 2008–2012 гг., %
По данным обеих диаграмм, крупнейшими сегментами машиностроительной отрасли на момент начала исследования (рис. 1) являются:
-
производство турбин и моторов (10%); -
производство подъемно-транспортного оборудования (7%); -
подшипниковая промышленность (6%);
При этом в период с 1995 по 2012 гг. выросло (рис. 2) значение оборудования для вентиляции и кондиционирования (с 5 до 8%), подъемно-транспортного оборудования (с 7 до 9%), насосов и компрессоров (с 4 до 6%) производства турбин и моторов (с 10 до 11%), однако снизилась доля машиностроения для текстильной и легкой промышленности (с 3 до 2%).
Обычно машиностроение понимают как отрасль со средневысоким уровнем наукоемкости, основываясь на том, что доля затрат на НИОКР составляет около 2% стоимости продукции и остается на этом уровне уже более десяти лет. По сравнению с другими инновационными отраслями, такими как ИКТ или фармацевтика, этот показатель выглядит сравнительно низким. Более того, технологии, используемые в машиностроении, часто оцениваются как «зрелые».
Такая точка зрения не учитывает «обеспечивающий» характер машиностроения. Отрасль является ключевой для распространения передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики. Большая часть био- и нанотехнологий, производства современных материалов, микро- и фотоэлектроники – всего того, что
обеспечивает конкурентоспособность, – в значительной степени зависит от инноваций в машиностроении.
Тут необходимо принимать во внимание следующее. Инновационные продукты выпускаются с использованием машин и оборудования, поставляемого машиностроением, для чего необходимо тесное взаимодействие между производителями машин и потребляющими отраслями. Новые производственные технологии разрабатываются компаниями на основе ключевых «обеспечивающих» технологий совместно с производителями оборудования и поставщиками необходимых материалов. Занимая в данном случае верхние сегменты цепочек добавленной стоимости, машиностроение обеспечивает производственными ноу-хау заказчиков, находящихся на нижних этажах таких цепочек. При этом широкое использование в экономике этих ноу-хау требует машиностроительных предприятий, которые разрабатывают специфические решения для определенных отраслей или даже конкретных компаний.
Машиностроение в СМРТ
Крупнейшими мировыми центрами машиностроения в настоящее время являются Европейский союз, Китай, США и Япония (табл. 1).
Таблица 1. Мировые центры машиностроения, 2012 г.
Показатели | ЕС | Китай | США | Япония |
Валовой объем выпуска, млрд $ | 502,1 | 480,6 | 221.6 | 151,9 |
Условно-чистая продукция, млрд $ | 157,5 | 161,4 | 103,0 | 66,2 |
Число занятых, тыс. чел. | 2900 | 6113 | 1130 | 685 |
Уровень производительности (УЧП/занятые, долл.) | 54290 | 26399 | 91125 | 96700 |
Удельные трудовые издержки (УЧП на $1 трудовых издержек, $/долл.) | 0,61 | 0,14 | 0,44 | 0,34 |
Европейский союз остается пока крупнейшим мировым центром машиностроения по общему валовому выпуску продукции. Однако ему на пятки наступает Китай, который за последние 10 лет вырвался в число лидеров, а по произведенной условно-чистой продукции даже занял первое место в мире. В этот же период среднегодовые темпы прироста выпуска машиностроительной продукции в ЕС составили лишь 1,1%, а в США и Японии даже наблюдалось падение (на 1,1 и 3,1% соответственно). Если занятость в отрасли в 2000–2012 гг. в развитых странах сокращалась (в США – на 2,6% в год, в Японии – на 3,3%, в ЕС – на 1,5% в год), то в Китае она росла ежегодно на 5,8%, достигнув 6 млн чел. и тем самым в два раза превысив показатель занятости в странах Евросоюза. Это отражало общий процесс переноса машиностроительных мощностей с Запада на Восток. Причина в том, что удельные трудовые издержки в Китае в два раза ниже, чем в Японии, в три раза ниже, чем в США, и почти в пять раз ниже, чем в Европейском союзе.
Конкурентные позиции европейских стран в области машиностроения ослаблены еще и сравнительно более низким показателем производительности труда, который составляет $54 тыс. (в США – $91 тыс., в Японии – $97 тыс.). Это можно объяснить разнородным характером экономик стран, входящих в ЕС. Однако даже в ведущей стране Западной Европы – Германии производительность труда в машиностроении составляет только $70 тыс.
Хотя Китай пока продолжает отставать от других мировых центров машиностроения по производительности труда (50% от уровня ЕС), ежегодные темпы прироста этого показателя в 2000–2012 гг. составили более 10%, в то время как в ЕС – 1,5%, США – 0,8%, а в Японии наблюдалось падение. По нынешнему уровню производительности труда в машиностроении Китай сравним с такими странами, как Польша, Чехия и Словакия, где трудовые издержки существенно выше китайских. Кроме того, названные страны больше внимания уделяют абсолютным объемам выпуска, чем инвестициям в НИОКР, проектированию и маркетингу. Эти обстоятельства дают Китаю существенные конкурентные преимущества.
Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всего за 12 лет вырос с 3% в 2000 г. до 13% в 2012 г. Доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17%, а Японии – с 21 до 16%. И лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х гг. приходилось 37% глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 г.