Файл: Конспект Шоробуры С. Н., Уги124706.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 3. Важнейшие проекты с участием прямых китайских инвестиций в наукоемких отраслях экономики

Покупаемая компания или СП

Продукция

Вид сделки

Год

Китайская компания-покупатель

«Mitsubishi» (Япония)

«Wartsila» (Финляндия)

Судовые дизельные двигатели

СП

2006

«China Shipbuilding Industry Corporation»

KSB (Германия)

Насосы, трубопроводная арматура

СП

2009

SEC

«Duerkopp-Adler» (Германия)

Оборудование для легкой промышленности

поглощение

2005

«ShangGong Group»

«Topcut-bullmer» (Германия)

Оборудование для легкой промышленности

поглощение

2006

«New jack Sewing Machine»

FACC AG (Австрия)

Углепластики

поглощение

2009

«Xi’an Aircraft Industry»

ELKEM (Норвегия)

Композитные материалы

поглощение

2011

«Bluestar Group»

Китайские инвестиции в производство оборудования для легкой промышленности являются естественным продолжением процесса консолидации отрасли, которая происходит уже более двадцати лет. Движущим мотивом покупок зарубежных компаний в этой сфере является стремление приобрести новейшие технологии и известные бренды.

Покупка компаний FACC и ELKEM представляет собой попытку китайских компаний войти в верхние сегменты цепочек добавленной стоимости. Австрийская FACC AG имеет сильные международные позиции в производстве композитных углепластиков, применяемых в авиакосмической промышленности. Норвежская ELKEM – известный производитель субстанций на основе силикона и углеродных сплавов, используемых в электронной промышленности и металлургии (для производства материалов с заранее заданными свойствами).

За последнее десятилетие машиностроение Китая развивалось исключительно высокими темпами. В 2012 г. общий объем производства составил $480 млрд, а по объемам условно-чистой продукции страна стала мировым лидером. В постоянных ценах среднегодовые темпы прироста составили 20%. Темпы прироста рабочей силы в отрасли составили за тот же период 6%/год, а численность занятых более чем удвоилась, достигнув 6 млн человек. Эта тенденция резко контрастирует с ситуацией в США, Японии и ЕС, где происходило сокращение рабочих мест. Глобальный финансовый кризис практически не затронул китайское машиностроение.


Хотя производительность труда в машиностроительной отрасли Китая еще существенно ниже, чем в развитых странах (около 50% от уровня ЕС), темпы ее роста составляли в 2000–2012 гг. более 12%/год, а абсолютный показатель вырос с $8 тыс. до $26 тыс.

В настоящее время китайское машиностроение ориентировано в основном на потребности внутреннего рынка, куда направляется 85% валовой продукции отрасли. Доля импорта во внутреннем потреблении составляет только 15%. Этот показатель намного ниже, чем в Японии, ЕС и США, где доля импортных машин и оборудования достигает 38%. Причем значение импорта все время снижается: в 2000 г. его удельный вес составлял 36%. В период с 2000 по 2012 г. экспорт машин и оборудования в Китае рос гораздо более высокими темпами, чем импорт, что снизило дефицит в торговле продукцией машиностроения с $70 млрд до $5 млрд.

Технологическая и профессиональная квалификация китайских машиностроительных компаний все время повышается. В некоторых областях они уже находятся на уровне японских и европейских компаний. Китайские фирмы не только научились копировать существующие продукты, но и разрабатывают свои собственные машины и оборудование. Они становятся все более амбициозными, все чаще выходят на глобальный рынок. В 2006 г. китайские компании приобрели 20 компаний из развитых стран, в 2007 г. – уже 33, в 2008 г. – 38, в 2010 г. – 50 компаний.

Приход иностранных инвесторов в Китай все еще приветствуется, однако ограничения на возможность покупки ими контрольного пакета акций китайских компаний становятся жестче. Китайское правительство делает акцент на передаче технологий, а не на импорте машин и капитала. Тем не менее в ближайшие годы страна все еще будет зависеть от компонентов, станков и оборудования специального назначения, производимых за ее пределами. В этой связи в 2010 г. были аннулированы импортные пошлины на некоторые виды машин и оборудования, такие как турбины, компрессоры, оборудование для металлообработки, строительное оборудование и сельскохозяйственные машины.

В марте 2011 г. в Китае был принят 12-й пятилетний план (на 2011‒2015 гг.), основной целью которого объявлялось создание новой экономической модели развития страны. Суть этой модели – в переходе от инвестиций в капитальные активы к технологическому совершенствованию

, инновациям и потреблению в качестве основных факторов роста. Кроме того, устойчивому росту должны поспособствовать энергосбережение и использование экологически эффективных технологий.

Для машиностроения особое значение имеют следующие установленные в пятилетнем плане цели: снижение энергоемкости ВНП на 16%; снижение выбросов углекислого газа на 17%; увеличение доли альтернативных видов топлива с 8,3 до 11,4%; сокращение потребления водных ресурсов в производственных процессах на 30%.

Кроме того, Китай наметил семь стратегических нарождающихся отраслей в качестве объектов для промышленной политики и капиталовложений:

  • биотехнологии;

  • новые источники энергии;

  • производство оборудования высокого технического уровня;

  • энергосбережение и защита окружающей среды;

  • экологически чистые транспортные средства;

  • новые материалы;

  • следующее поколение информационных технологий.

На эти отрасли к 2015 г. должно приходиться до 8% ВНП страны.

Такая концепция развития позволит китайским предприятиям конкурировать на глобальном рынке в высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью. Конечная цель заключается в формировании полных производственных цепочек, от базовых разработок до коммерческого использования продукции.

Развитие семи стратегических отраслей тесным образом связано с инновациями. Основой исследований и разработок китайских национальных компаний должны стать внутренние инновации. Национальные расходы на НИОКР, по плану, достигнут к 2015 г. 2,2% ВНП (в 2007 г. они составляли 1,7%), а число патентов – 3,3 на 10 тыс. населения. Задачей китайской промышленной политики становится сдвиг от «сделано в Китае» к «разработано в Китае», что означает движение вверх по цепочкам добавленной стоимости. К специфическим промышленным целям такой стратегии, затрагивающей и машиностроение, относятся:

  • выведение из производства избыточных мощностей, устаревших технологически или загрязняющих окружающую среду;

  • оптимизация промышленной структуры с целью достижения максимальной эффективности вдоль всей цепочки добавленной стоимости;

  • стимулирование промышленной консолидации, слияний и поглощений (в таких отраслях, как автомобильная промышленность, фармацевтика и др.) для формирования национальных чемпионов;

  • совершенствование трудоемких отраслей и стимулирование экспорта машин и оборудования, а также высокотехнологичных продуктов.


Китайские НИОКР жестко привязаны к национальной промышленной политике, которая направлена не только на догоняющее развитие и достижение уровня развитых стран в области технологий и передовых продуктов.

Россия


На глобальном рынке Россия выступает в качестве чистого импортера машиностроительной продукции. Объем отраслевого импорта составляет $15 млрд, экспорта – всего 2 млрд долл. В 2000–2008 гг. (до кризиса) темпы прироста импорта достигали 25% в год. Основным торговым партнером России выступают страны Европейского союза, на которые приходится до 90% машиностроительного импорта.

В особенно тяжелом положении находится российское станкостроение. Уровень производства станков упал в России с 70 тыс. штук в 1991 г. до 3 тыс. в 2012 г., то есть более чем в 20 раз. Физическая и моральная изношенность основных фондов, в первую очередь металлообрабатывающего оборудования, достигает 70%. А ведь советское станкостроение в свое время находилось на мировом уровне: с 1984 по 1990 г. только в ФРГ было экспортировано 45 тыс. единиц станков и кузнечно-прессового оборудования.

Если вплоть до начала 1990-х годов лидерами станкостроения были США, СССР, ФРГ и Япония, то к 2012 г. безусловным лидером в производстве станков стал Китай, а за ним (с большим отрывом) следуют Япония, Германия, Италия, Южная Корея и Тайвань. Правда, Япония, Германия и Италия первенствуют в производстве наиболее сложных и точных машин. США спустились на 7-е место в мире, а Россия – на 21-е. (Китай стал лидером и в импорте станков: по их потреблению он превосходит все остальные страны.)

Машиностроение в СМРТ по отраслям

Производство двигателей и турбин


В этом секторе производятся машины и оборудование, генерирующие и использующие механическую энергию. Наиболее важными товарами являются двигатели внутреннего сгорания (ICE), выпускаемые для автомобильной промышленности, судов, локомотивов и мобильных строительных машин. Водяные, паровые и газовые двигательные установки и турбины используются для выработки электричества. Применение ветровой энергии стало особо важным сегментом для данного сектора машиностроения в последнее десятилетие.

Большая часть продукции этой подотрасли машиностроения поставляется другим производителям инвестиционных товаров, которые используют ее в строительстве, сельском хозяйстве и судостроении. Существуют крупные производители ICE, такие как германская «Deutz» и американская «Cummins», продающие свои двигатели другим машиностроительным компаниям.