ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 11648
Скачиваний: 22
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
В Иордании насчитывается более 7 тыс. женщин из республик
бывшего СССР и России. Объединяющей их структурой является Женский
клуб друзей русской культуры в Иордании «Надежда». Его инициативная
группа ведет преподавание русского языка детям из смешанных семей.
16 декабря 2009 г. в Аммане был открыт Российский центр науки и
культуры (РЦНК) в рамках представительства Россотрудничества в ИХК.
Он развернул широкую культурно-просветительскую деятельность по
ознакомлению иорданской общественности с историей и культурой народов
России, ее внутренней и внешней политикой, научным и экономическим
потенциалом. РЦНК активно содействует укреплению и развитию связей
соотечественников с Россией, установлению и развитию контактов между
их объединениями в Иордании и российскими структурами.
В королевстве традиционно сохраняется устойчивый интерес к
русскому языку, литературе, культуре, экономической, политической и
общественной жизни России. По различным оценкам, число иорданцев,
владеющих русским языком, достигает 25 тыс. чел., что по местным
масштабам составляет довольно внушительную цифру.
Основную
часть
русскоязычных
составляют
подданные
ИХК,
обучавшиеся в советских и российских вузах, дети от смешанных браков,
представители
северокавказских
общин.
Немало
иорданцев
овладели
основами языка в пользовавшемся большой популярностью Советском
культурном центре, который из-за отсутствия финансирования был закрыт
в середине 1992 г.
Практически во всех семьях, где знают русский язык, смотрят
спутниковые телеканалы из России. Большой популярностью пользуются
российские журналы, многие из которых свободно продаются в крупных
супермаркетах. Поэтому русский язык без преувеличения можно назвать
одним из наиболее распространенных иностранных языков в Иордании.
На протяжении последних 10 лет он преподается в трех государственных
университетах - Иорданском, Аль-Ярмук и Аль аль-Бейт.
46
ЧЕРКЕССКАЯ ОБЩИНА В
ИОРДАНИИ
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
АЛ. В
авилов
ЧЕРКЕСЫ ИОРДАНИИ
Черкесская
община
Иордании
формировалась
на
протяжении
нескольких
столетий.
Оторванные
от
своей
исторической
родины,
черкесы достойно и упорно преодолевали многие трудности и испытания:
переселение на новые, зачастую слабо пригодные для проживания земли,
поиск своего места в чужой стране, выстраивание взаимоотношений с
местным населением, на первых порах далеко не всегда мирных. Во все
времена опорой и самой мощной поддержкой черкесской общины оставалась
верность своим обычаям, традициям, родному языку. Это не только
способствовало сохранению этнодуховной культуры и национального
самосознания черкесов, но и дало мощный толчок их современному
развитию.
Начало массового переселения черкесов на территорию современной
Иордании относится к середине XIX в. Это стало прямым результатом
Кавказской войны 1817-1864 гг. Бежав с Кавказа после его завоевания
Россией, черкесы первоначально оказались в Турции. Позже по повелению
османского султана Абдель Гамида II они были направлены в подвластные
Османской империи арабские страны: Сирию, Палестину и Трансиорданию.
Обустройство переселенцев должно было проходить под наблюдением
правительственной
комиссии.
Однако
черкесы
практически
сразу
столкнулись с тем, что выделяемые им земли были либо безлюдными,
либо традиционно находящимися под контролем местных кочевых племен.
Часто на этих территориях не было достаточного количества необходимых
для жизни источников воды. На новом месте у черкесов с кочевниками
из-за пастбищ нередко начинались распри, которые часто перерастали в
ожесточенные схватки.
В 1878 году около 700 черкесов-шапсугов поселились в Трансиордании
на месте развалин древнеримского города Аммон (совр. Амман). Не успев
освоиться на новом месте, они подверглись нападениям бедуинов. Многие
48
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
переселенцы погибли, большая же их часть покинула Амман. Лоренс
Олифант, посетивший Амман в 1880 г., застал там всего 150 черкесов.
Через два года, в 1880 году, 25 черкесских семей (среди них - шапсуги
и бжедуги) были поселены неподалеку от Аммана в районе Вади Сир
поселили около 25 семей черкесских семей (шапсуги и бжедуги).
Очередную группу иммигрантов из 350 семей, в основном состоящую
из кабардинцев, определили в 1885 году в г. Джераш, где они поселились
среди древнеримских развалин. Это место османские власти выбрали
специально, чтобы создать форпост для противостояния племени бани-
хасан, часто совершавшим нападения на населенные пункты. Группу
черкесов, прибывших из Мерсина в 1892 г., поселили в Аммане.
Не имея на первых порах самых необходимых средств к существованию,
черкесские переселенцы испытывали огромные трудности и лишения.
В конце 90-х годов османские власти направляли выходцев с Северного
Кавказа преимущественно в Амманский округ с тем, чтобы использовать
их на строительстве Хиджазской железной дороги, которая должна
была пересечь Трансиорданию. Эту дорога должна была использоваться
для перевозки паломников в священные города Мекку и Медину. Ранее
традиционный маршрут хаджа приносил немалый доход бедуинским
племенам при прохождении через их земли караванов с паломниками.
Соответственно, среди местного населения резко усилились антитурецкие
настроения.
Для перевозки переселенцев из Сирии в Трансиорданию в Хауране
были мобилизованы все верблюды, мулы, ослы и все повозки. 24-25 декабря
1901 г. в Дамаск прибыли 823 кабардинца. Местные власти планировали
поселить их также в окрестностях иорданской Зарки, куда ранее были
направлены на жительство чеченцы.
Из
переселенцев
был
сформирован
черкесский
кавалерийский
эскадрон (300 человек), который возглавил известный своей отвагой
Мирза Паша Васфи. Эскадрон взял на себя охрану Хиджазской железной
дороги. Однако этим не исчерпывались задачи, которые ставили перед
ним османские власти. Так, во время восстания 1910 года в округе Карак,
49
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
вызванного
недовольством
местного
населения, призванного на обязательную
службу в османскую армию, власти
бросили эскадрон на его подавление.
В апреле 1907 г. в Салтском
округе Трансиордании вновь произошло
вооруженное
столкновение
между
бедуинами
и
черкесами.
Кочевники,
требовавшие
от
чужаков
покинуть
земли, заселенные ими в 1906 г., загнали
свои стада на «черкесские поля»; в ответ
на это конные отряды переселенцев
атаковали бедуинов. Поселенцы
Мирза Паша Васфи
применили традиционную тактику борьбы с кочевниками имитацию
бегства. Преследуя «отступающего» противника, бедуины ворвались в
деревню, где оказались в засаде и были разбиты, потеряв 27 человек.
Кровопролитное столкновение между черкесами и племенем балкавия
произошло осенью 1910 г. Поводом послужило избиение бедуинами одного
черкеса. При схватке он пытался отнять ружье у бедуина, но был ранен.
После этого бедуины напали на работавших в поле черкесов и захватили
двоих детей. Узнав об этом, все мужское население Аммана выступило и
окружило стоянку кочевников. В перестрелке погибло несколько человек
с обеих сторон. При посредничестве шейха племени бани-сахр, ранее
заключившего договор с черкесами о взаимопомощи, бедуины согласились
вернуть детей. Вскоре между старшинами Аммана и шейхами племени
балкавия было заключено мирное соглашение. Это столкновение черкесы
назвали «Балкави зава» («Балкавская война»).
Не только кочевники-бедуины встречали черкесов с оружием в
руках, но и местные феллахи.
Не только кочевники-бедуины, но и феллахи встречали черкесов с
оружием в руках. В 1882 г. произошло столкновение между черкесами
Джераша и феллахами из близлежащего селения Суф, которые считали
50