Файл: Русские соотечественники в Иордании.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 11653

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

требующих социальной и правовой защиты.

При 

Хасэ 

были 

организованы 

курсы 

родного  языка,  черкес­

ского  народного  танца 

для  взрослых  и  детей. 

В  1958  году  при  клубе 

был  создан  профессио­

нальный  черкесский  ан­

самбль  танцев.  Вскоре 

после  успешных  высту- 

Молодежный клуб. 

плений этого ансамбля

первый  канал  государственного  телевидения  Иордании  снял  видеоролик, 

который  и  сегодня  служит  заставкой  на  телевидении  как  символ  общеиор­

данской культуры.

Черкесское 

благотворительное 

общество 

не 

снижает 

своей 

активности  и  в  настоящие  время,  объединяет  в  своих  рядах  более  3000 

членов и имеет филиалы в районах, где проживают черкесы.

Иордания, пожалуй, единственная страна в мире, где на протяжении

XX  столетия  черкесы  играли  и  продолжают  играть  одну  из  центральных 

ролей в государственном управлении.

В  40  70-х  гг.  наиболее  важные  позиции  в  государственной  власти 

занимали  черкесы:  премьер-министр  и  спикер  Парламента  Саид  Муфти 

Хавжоко; 

начальник 

военных 

операций 

Иорданской 

армии 

Хашим 

Али  Канук;  главнокомандующий  всей  армией,  шеф  Государственной 

безопасности  страны  и  Главный  судья  Военного  трибунала  генерал  Иззат 

Хасан  Кандур;  депутат  Сената,  затем  и  мэр  Вади  Сира  Хусейн  Хауаджа; 

министр  внутренних  дел,  а  затем  и  член  Сената  Аббас  Мирза;  министр 

финансов  Абдул  Кадир  Таш;  министр  иностранных  дел,  а  затем  и  посол 

Иордании  в  Турции  Зухейр  аль-Муфти  Хавжоко;  шеф  королевского 

протокола  Янал  Омар  Хикмат;  главнокомандующий  военной  воздушной 

обороной Ихсан Шурдум и др.

56


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Показательно,  что  немало  черкесов  занимали  пост  мэра  в  крупных 

городах  Иордании,  были  губернаторами.  Среди  послов  Иордании  в 

различных  странах  (черкесов  по  происхождению),  были,  например,  Фауаз 

Махер  (в  Турции),  Джамаль  Хуатт  (в  Судане),  Уалид  Таш  (в  Канаде)  и  позже 

в  ООН  (Вашингтон),  Талал  Хикмат  (в  Бразилии)  и  т.д.  Первой  женщиной, 

ставшей депутатом Парламента, тоже стала черкешенка, Тожан Фейсаль.

Можно  привести  и  современные  примеры.  Скажем,  Алиа  Боран 

в  настоящее  время  посол  в  Англии.  Кстати,  она  одна  из  многих 

представительниц  адыгейской  диаспоры  на  Ближнем  Востоке,  которые 

получили высшее образование в России.

Личная  охрана  нынешнего  короля  Иордании  Абдаллы  II,  как  и  прежде, 

состоит  из  черкесской  гвардии,  одетой  в  традиционные  национальные 

черкесские костюмы.

Черкесская гвардия.

«Черкес  в  Иордании  является  оплотом  надежности,  стабильности, 

гарантом  государственной  безопасности»,  -  утверждает  абхазский  историк 

Д.К.Чачхалиа

1

.

Кроме  того,  черкесы  дали  Иордании  известных  литераторов,  поэтов, 

прозаиков, выдающихся деятелей театра и кино.

1

 ЧачхалиаДК. Хроника Абхазских царей. Статьи. Заметки. - М., 1999. - С.106.

57


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

JI.X. Б

алагова

андур

ПОРТРЕТЫ

(

отрывки

 

из

 

авторского

 

цикла

 «Л

ъапсэ

 

черкесов

 

диаспоры

»)

ВВЕДЕНИЕ

Портрет  в  эссеистике  одно  из  самостоятельных  и  существенных 

средств  художественной  характеристики  изображаемого  героя.  Рамки 

исторического  эссе  определяются  не  только  конкретными  фактами,  но 

и  индивидуальной  позицией  автора.  Однако,  когда  речь  идет  о  портретах 

представителей  черкесской  диаспоры,  необходимо,  хотя  бы  в  общих  чертах, 

прояснить,  что  такое  «черкесская  диаспора».  А  для  этого  потребуется 

уточнение  некоторой  терминологии,  в  том  числе  и  той,  которая  касается 

названия народа.

Адыгэ 

самоназвание 

кабардинцев, 

адыгейцев, 

черкесов, 

проживающих 

преимущественно 

в 

трех 

республиках 

Российской 

Федерации: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее.

Черкесы  -  исторический  эндоэтноним  адыгов.  В  мировую  историю 

и  литературу  современные  черкесы,  кабардинцы  и  адыгейцы  вошли  под 

общим  названием  черкесы  или  адыги.  Во  Франции,  Британии  существует 

понятие 

Circassian. 

В  других  западноевропейских  странах,  когда  речь  идет 

о  кабардинцах,  адыгейцах  и  черкесах,  употребляют  термин 

cherKess. 

Эта 

традиция  в  зарубежном  кавказоведении  не  прерывается,  она  поддерживается 

и поныне.

В  «Новом  иллюстрированном  Оксфордском  словаре»  мы  находим 

следующее  определение  диаспоры:  «Диаспора  -  рассеяние  евреев  после 

изгнания  среди  не  евреев;  евреи  так  рассеялись»

1

.  Но  следуя  логике  Дж.З. 

Смита,  можно  констатировать,  что  «понятие  “изгнание”  применимо  не

1

 

Text  ed.  by  J.  Coulson,  C.T.  Carr,  Lusy  Hutchinson  and  Dorothy  Eagle.  Second  ed. 

revised  by  Dorothy  Eagle  with  the  assistance  of  Joyce  Hawkins.  -  Oxford  Clarendon  Press, 

1975.-P. 461.

58


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

только  для  одних  лишь  евреев»

1

.  В  самом  деле,  в  настоящее  время  термин 

диаспора  широко  используется  по  отношению  ко  всем  без  исключения 

народам,  которых  в  большей  или  меньшей  степени  коснулось  «рассеяние». 

Тем  более,  что  современный  Израиль,  к  примеру,  приютил  многие  народы, 

в том числе и черкесов.

Адыги  как  раз  относятся  к  категории  вынужденно  переселившихся, 

а  затем  и  рассеявшихся.  «Переселенческое  движение,  -  пишет  Г.А. 

Дзидзария,  -  в  частности  на  Кавказе,  получившее  необычайно  широкий 

размах  в  XIX  веке,  особенно  на  определенных  его  отрезках,  имело  свою 

глубокую  специфику.  Речь  идет  о  переселении,  в  основном  насильственном 

и  вынужденном,  коренных  жителей  Кавказа  в  пределы  Османской  империи, 

известном  в  истории  под  названием  “махаджирства  /  мухаджирства” 

и 

являвшемся 

той 

страшной 

трагедией, 

которая 

поставила 

целые 

древние  народы  края  на  грань  их  полного  исчезновения.  Это  относится, 

прежде  всего,  к  адыгейцам  /  черкесам,  убыхам  и  абхазам,  к  этим  “трем 

самостоятельным  величинам”,  которые  оказались  после  выселения  или 

совсем  не  представленными  в  числе  народов  Кавказа  или  же  сохранили 

немногие обломки некогда многочисленных и богатых поселений»

2

.

Это  был  вынужденный  массовый  исход  населения  в  Османскую 

империю  из  своих  коренных  земель  в  результате  длительной  Кавказской 

войны.  Историки,  в  том  числе  и  диаспорные,  утверждают,  что  самый 

массовый  исход  горцев  приходился  на  1864,  1867,  1877-1878  гг.  По 

многочисленным 

фактическим 

подтверждениям, 

наиболее 

пострадали 

при  этом  адыги;  в  прошлом  один  из  самых  многочисленных  народов 

на  Северном  Кавказе,  в  настоящее  время  на  родине  он  не  насчитывает  и 

одного миллиона.

До  Кавказской  войны  адыги  занимали  большую  часть  Черноморского 

побережья  и  пространство  от  реки  Лабы  и  Кубани.  Например,  шапсуги  -

1

 The New Oxford Illustrated Dictionary. P. 461

2

 Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. - 

Сухуми: Алашара, 1982. - Сс. 3-4.

59


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

самый  крупный  до  войны  адыгский  субэтнос,  насчитывавший  более  500 

тысяч  человек,  ныне  не  составляет  даже  15  тысяч.  А  убыхи,  служившие 

языковым  мостом  между  адыгами  и  абхазами,  численность  которых  «к  30-м 

годам  равнялась  около  40  тыс.  человек»,  до  недавнего  времени  официально 

считались исчезнувшим субэтносом

1

.

Сегодняшняя  картина 

выглядит 

примерно  так:  большая 

часть 

адыгского  населения,  вынужденно  оказавшаяся  в  Османской  империи,  в 

основном  там  же  (в  Турции)  сейчас  и  сосредоточена.  К  сожалению,  трудно 

определить  точно,  сколько  адыгов  в  какой  стране  ныне  находится.  Можно 

привести  приближенные  к  истине  цифры,  но  и  на  Западе,  и  в  России  идет 

постоянный  поиск  точных  сведений.  Так,  ученик  известного  европейского 

кавказоведа  А.Х.  Койперса,  профессор  Лейденского  университета,  эксперт 

по  адыгской  диаспоре  Рикс  Смите,  утверждает,  что  «количество  черкесов  в 

Турции  сегодня  невозможно  точно  установить.  (Он  перечисляет  территории 

проживания  диаспоры  адыгов  по  убывающей.  -  J1.  Б.-К.).  В  Турции  - 

большинство;  меньше  -  в  Сирии  и  Иордании,  и  очень  мало  в  Израиле  и 

бывшей  Югославии.  Есть  улицы  эмигрантов  из  Кавказа  в  Патерсоне,  Нью 

Джерси.  Большое  количество  эмигрантов  из  Турции  можно  найти  во 

многих странах Западной Европы»

2

.

Другие исследователи предлагают конкретные цифры. Так,

B.А.  Бигуаа  пишет:  «...Адыгов  (черкесов)  не  менее  2-х  миллионов  человек 

в  Турции...  Они  живут  также  в  Сирии,  Иордании,  Германии,  США, 

Голландии,  Израиле  и  других  странах»

3

.  Х.Х.  Сукунов  отмечает,  что  «в 

настоящее  время  черкесы  проживают  в  51  государстве  и  насчитывают 

более 3-х миллионов человек»

4

.

1

 Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. -

C.  87.

2

  SmeetsR. Circassians // Щ1эплъып1э Horizon. [Литературный альманах].-Нальчик: 

Эльбрус, 2001. - Р. 342.

3

  Бигуаа В. Абхазская литература в историко-культурном контексте. Исследования 

и размышления. - М.: Интеллект, 1999. С. 80.

4

  Сукунов  Х.Х.,  Сукунова  И.Х.  Образ  черкешенки  в  литературе  как  этнолингво-

60