ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 11653
Скачиваний: 22
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
требующих социальной и правовой защиты.
При
Хасэ
были
организованы
курсы
родного языка, черкес
ского народного танца
для взрослых и детей.
В 1958 году при клубе
был создан профессио
нальный черкесский ан
самбль танцев. Вскоре
после успешных высту-
Молодежный клуб.
плений этого ансамбля
первый канал государственного телевидения Иордании снял видеоролик,
который и сегодня служит заставкой на телевидении как символ общеиор
данской культуры.
Черкесское
благотворительное
общество
не
снижает
своей
активности и в настоящие время, объединяет в своих рядах более 3000
членов и имеет филиалы в районах, где проживают черкесы.
Иордания, пожалуй, единственная страна в мире, где на протяжении
XX столетия черкесы играли и продолжают играть одну из центральных
ролей в государственном управлении.
В 40 70-х гг. наиболее важные позиции в государственной власти
занимали черкесы: премьер-министр и спикер Парламента Саид Муфти
Хавжоко;
начальник
военных
операций
Иорданской
армии
Хашим
Али Канук; главнокомандующий всей армией, шеф Государственной
безопасности страны и Главный судья Военного трибунала генерал Иззат
Хасан Кандур; депутат Сената, затем и мэр Вади Сира Хусейн Хауаджа;
министр внутренних дел, а затем и член Сената Аббас Мирза; министр
финансов Абдул Кадир Таш; министр иностранных дел, а затем и посол
Иордании в Турции Зухейр аль-Муфти Хавжоко; шеф королевского
протокола Янал Омар Хикмат; главнокомандующий военной воздушной
обороной Ихсан Шурдум и др.
56
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
Показательно, что немало черкесов занимали пост мэра в крупных
городах Иордании, были губернаторами. Среди послов Иордании в
различных странах (черкесов по происхождению), были, например, Фауаз
Махер (в Турции), Джамаль Хуатт (в Судане), Уалид Таш (в Канаде) и позже
в ООН (Вашингтон), Талал Хикмат (в Бразилии) и т.д. Первой женщиной,
ставшей депутатом Парламента, тоже стала черкешенка, Тожан Фейсаль.
Можно привести и современные примеры. Скажем, Алиа Боран
в настоящее время посол в Англии. Кстати, она одна из многих
представительниц адыгейской диаспоры на Ближнем Востоке, которые
получили высшее образование в России.
Личная охрана нынешнего короля Иордании Абдаллы II, как и прежде,
состоит из черкесской гвардии, одетой в традиционные национальные
черкесские костюмы.
Черкесская гвардия.
«Черкес в Иордании является оплотом надежности, стабильности,
гарантом государственной безопасности», - утверждает абхазский историк
Д.К.Чачхалиа
1
.
Кроме того, черкесы дали Иордании известных литераторов, поэтов,
прозаиков, выдающихся деятелей театра и кино.
1
ЧачхалиаДК. Хроника Абхазских царей. Статьи. Заметки. - М., 1999. - С.106.
57
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
JI.X. Б
алагова
-К
андур
ПОРТРЕТЫ
(
отрывки
из
авторского
цикла
«Л
ъапсэ
черкесов
диаспоры
»)
ВВЕДЕНИЕ
Портрет в эссеистике одно из самостоятельных и существенных
средств художественной характеристики изображаемого героя. Рамки
исторического эссе определяются не только конкретными фактами, но
и индивидуальной позицией автора. Однако, когда речь идет о портретах
представителей черкесской диаспоры, необходимо, хотя бы в общих чертах,
прояснить, что такое «черкесская диаспора». А для этого потребуется
уточнение некоторой терминологии, в том числе и той, которая касается
названия народа.
Адыгэ
-
самоназвание
кабардинцев,
адыгейцев,
черкесов,
проживающих
преимущественно
в
трех
республиках
Российской
Федерации: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее.
Черкесы - исторический эндоэтноним адыгов. В мировую историю
и литературу современные черкесы, кабардинцы и адыгейцы вошли под
общим названием черкесы или адыги. Во Франции, Британии существует
понятие
Circassian.
В других западноевропейских странах, когда речь идет
о кабардинцах, адыгейцах и черкесах, употребляют термин
cherKess.
Эта
традиция в зарубежном кавказоведении не прерывается, она поддерживается
и поныне.
В «Новом иллюстрированном Оксфордском словаре» мы находим
следующее определение диаспоры: «Диаспора - рассеяние евреев после
изгнания среди не евреев; евреи так рассеялись»
1
. Но следуя логике Дж.З.
Смита, можно констатировать, что «понятие “изгнание” применимо не
1
Text ed. by J. Coulson, C.T. Carr, Lusy Hutchinson and Dorothy Eagle. Second ed.
revised by Dorothy Eagle with the assistance of Joyce Hawkins. - Oxford Clarendon Press,
1975.-P. 461.
58
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
только для одних лишь евреев»
1
. В самом деле, в настоящее время термин
диаспора широко используется по отношению ко всем без исключения
народам, которых в большей или меньшей степени коснулось «рассеяние».
Тем более, что современный Израиль, к примеру, приютил многие народы,
в том числе и черкесов.
Адыги как раз относятся к категории вынужденно переселившихся,
а затем и рассеявшихся. «Переселенческое движение, - пишет Г.А.
Дзидзария, - в частности на Кавказе, получившее необычайно широкий
размах в XIX веке, особенно на определенных его отрезках, имело свою
глубокую специфику. Речь идет о переселении, в основном насильственном
и вынужденном, коренных жителей Кавказа в пределы Османской империи,
известном в истории под названием “махаджирства / мухаджирства”
и
являвшемся
той
страшной
трагедией,
которая
поставила
целые
древние народы края на грань их полного исчезновения. Это относится,
прежде всего, к адыгейцам / черкесам, убыхам и абхазам, к этим “трем
самостоятельным величинам”, которые оказались после выселения или
совсем не представленными в числе народов Кавказа или же сохранили
немногие обломки некогда многочисленных и богатых поселений»
2
.
Это был вынужденный массовый исход населения в Османскую
империю из своих коренных земель в результате длительной Кавказской
войны. Историки, в том числе и диаспорные, утверждают, что самый
массовый исход горцев приходился на 1864, 1867, 1877-1878 гг. По
многочисленным
фактическим
подтверждениям,
наиболее
пострадали
при этом адыги; в прошлом один из самых многочисленных народов
на Северном Кавказе, в настоящее время на родине он не насчитывает и
одного миллиона.
До Кавказской войны адыги занимали большую часть Черноморского
побережья и пространство от реки Лабы и Кубани. Например, шапсуги -
1
The New Oxford Illustrated Dictionary. P. 461
2
Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. -
Сухуми: Алашара, 1982. - Сс. 3-4.
59
Российские соотечественники в Иордании: история и современность
самый крупный до войны адыгский субэтнос, насчитывавший более 500
тысяч человек, ныне не составляет даже 15 тысяч. А убыхи, служившие
языковым мостом между адыгами и абхазами, численность которых «к 30-м
годам равнялась около 40 тыс. человек», до недавнего времени официально
считались исчезнувшим субэтносом
1
.
Сегодняшняя картина
выглядит
примерно так: большая
часть
адыгского населения, вынужденно оказавшаяся в Османской империи, в
основном там же (в Турции) сейчас и сосредоточена. К сожалению, трудно
определить точно, сколько адыгов в какой стране ныне находится. Можно
привести приближенные к истине цифры, но и на Западе, и в России идет
постоянный поиск точных сведений. Так, ученик известного европейского
кавказоведа А.Х. Койперса, профессор Лейденского университета, эксперт
по адыгской диаспоре Рикс Смите, утверждает, что «количество черкесов в
Турции сегодня невозможно точно установить. (Он перечисляет территории
проживания диаспоры адыгов по убывающей. - J1. Б.-К.). В Турции -
большинство; меньше - в Сирии и Иордании, и очень мало в Израиле и
бывшей Югославии. Есть улицы эмигрантов из Кавказа в Патерсоне, Нью
Джерси. Большое количество эмигрантов из Турции можно найти во
многих странах Западной Европы»
2
.
Другие исследователи предлагают конкретные цифры. Так,
B.А. Бигуаа пишет: «...Адыгов (черкесов) не менее 2-х миллионов человек
в Турции... Они живут также в Сирии, Иордании, Германии, США,
Голландии, Израиле и других странах»
3
. Х.Х. Сукунов отмечает, что «в
настоящее время черкесы проживают в 51 государстве и насчитывают
более 3-х миллионов человек»
4
.
1
Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. -
C. 87.
2
SmeetsR. Circassians // Щ1эплъып1э Horizon. [Литературный альманах].-Нальчик:
Эльбрус, 2001. - Р. 342.
3
Бигуаа В. Абхазская литература в историко-культурном контексте. Исследования
и размышления. - М.: Интеллект, 1999. С. 80.
4
Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Образ черкешенки в литературе как этнолингво-
60