Файл: Русские соотечественники в Иордании.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 11651

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

своими  земли,  отданные  иммигрантам  администрацией.  Сначала  феллахи 

пытались  возвратить  свои  участки,  подав  жалобу  дамасскому  вали,  однако 

получили  отказ.  Тогда  они  решили  вернуть  земли  силой  оружия.  Бои  между 

феллахами  и  переселенцами  шли  в  течение  трех  месяцев  и  завершились 

поражением феллахов.

Черкесские  переселенцы  немало  сил  прикладывали  к  тому,  чтобы 

развивать  свое  хозяйство,  применяли  свои  традиционные  орудия  труда  для 

обработки  земли,  развития  ремесел.  Они  сеяли  пшеницу,  ячмень,  кукурузу, 

бахчевые, горох, чечевицу и другие культуры.

Многие  черкесы  на  родине  занимались  разведением  племенных  пород 

лошадей  и  на  новой  земле  не  утратили  интереса  к  этому  традиционного 

занятию.  Они  ездили  в  Турцию  за  лошадьми,  коровами  и  буйволами, 

использовали  их  в  сельском  хозяйстве,  развивали  скотоводство.  Черкесы 

занимались  производством  молока,  а  также  сыра  и  масла,  исполовали 

маслобойки.

Почти  каждое  хозяйство  держало  ульи  (пчеловодство  ранее  было 

незнакомо местным жителям).

Благодаря  черкесам  получили  жизнь  и  начали  динамично  развиваться 

многие иорданские города, в том числе столица современного государства.

Амман  и  Джераш  стали  наиболее  крупными  поселениями  черкесов 

в  Трансиордании.  Они  развивались  как  административные  и  торгово- 

промышленные  центры,которые  со  временем  превратились  в  города.  Амман 

и  поныне  остается  центром  черкесов  в  современной  Иордании.  Русский 

путешественник  и  археолог  Н.Конданов,  побывавший  в  Трансиордании  в 

1891-1892  гг.,  так  охарактеризовал  Амман:  «...Большой  кабардинский  аул, 

поражающий  своим  хозяйственным  видом  и  достатком  после  туземских 

бедуинских  кочевников».  В  80-х  годах  XIX  в.  в  Аммане  разместилась 

окружная  администрация  во  главе  с  каймакамом  (начальником  округа), 

там  же  дислоцировался  и  черкесский  полицейский  эскадрон.  Глава  города 

назначался  из  числа  черкесской  элиты.  В  XX  в.  Амман  стал  интенсивно 

развиваться, в 1912 г. его население составляло 1500 человек.

Черкесы принимали активное участие в защите Трансиордании.

51


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Во  время  первой  мировой  войны  они  сражались  в  составе  турецких 

вооруженных  сил  против  наступавшей  от  Суэца  британской  армии.  Многие 

из  них  погибли  в  сражениях  с  английскими  войсками  под  командованием 

генерала  Алленби,  захватившими  Салт,  Тур,  а  затем  и  Амман.  В  результате 

сражения  с  англичанами  в  районе  Вади  Сир  было  много  погибших  с  обеих 

сторон.

После  ухода  османской  армии  из  Иордании  был  расформирован 

и  черкесский  эскадрон.  Его  командир  Мирза  Паша  прибыл  в  Стамбул  с 

отступившей османской армией.

С  установлением  английского  мандатного  правления  в  Трансиордании 

в  Аммане  обосновалось  много  арабов  из  других  городов  Сирии  и 

Палестины.  Однако  черкесы  продолжали  вести  обособленный  от  местного 

населения  образ  жизни.  У  них  всегда  присутствовал  дух  взаимовыручки 

и  сплоченности.  «Они  помогали  друг  другу,  пишет  иорданский  историк, 

кавказец  по  происхождению,  М.  Хагандока,  в  строительстве  жилых 

помещений, в обработке полей, в боях с соседними народами».

В  ноябре  1920  г.  эмир  Абдалла  (потомок  известной  хашимитской 

династии)  с  армией  в  1500  человек  прибыл  в  Иорданию.  Черкесы,  среди 

которых  были  Мирза  Паша,  Саид  Муфти  (Хавжоко),  Мухаммед  Джанбек, 

Мухаммед  Шерафиддин,  Абдул  Карим  Хату  к  и  другие,  вступили  в  армию 

эмира  Абдаллы.  В  дальнейшем  они  заняли  высокие  посты  в  местной 

администрации и правительстве.

Вскоре  после  прихода  к  власти  эмира  Абдаллы  ибн  Хусейна  и 

обоснованием  его  в  местности  Эль-Макарр  вспыхнуло  восстание  под 

руководством  одного  из  вождей  кочевых  племен  Султан-паши  аль-Удвана. 

Обстановка  потребовала  вновь  сформировать  черкесский  эскадрон  под 

предводительством  самого  Мирза  Паши,  который  вернулся  для  этого  из 

Стамбула. Черкесы взяли на себя защиту и охрану эмира Абдаллы.

Кроме  того,  перед  эмиром  встала  задача  ликвидации  мелких  ханств 

на  севере  страны.  И  в  этих  планах  «черкесскому  эскадрону»  была 

отведена  важная  роль.  Это  имело  большое  значение  для  дальнейшей  жизни 

черкесской общины в Иордании.

52


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

В 

Иордании 

к 

черкесам 

установилось 

и 

поддерживается 

такое 

отношение, 

которое 

позволяет 

им 

оставаться 

самими 

собой.  В  немалой  степени  этому 

способствовали 

исторические 

и 

политические  условия  формирования 

самой  Иордании,  та  роль,  которую 

черкесы 

сыграли 

в 

становлении 

государственности страны.

Обосновавшиеся  в  Иордании 

выходцы  с  Северного  Кавказа,  как 

и  в  других  странах,  стремились 

сохранить  любовь  к  исторической  Эмир  Абдалла  с  группой  военных 

Родине, 

свои 

национальные 

11

 

государственных 

деятелей. 

особенности, обычаи, языки, танцы, костюмы.

В  этом  им  большую  помощь  оказывает  Адыгэ 

Хасэ, 

Черкесское 

благотворительное 

общество 

(ЧБО). Оно было создано 25 октября 1932 г.

Учредительное  собрание  проводилось  в  доме 

уважаемого черкеса Хаджи Исхака Ламбза.

Присутствовало 

24 

человека, 

из 

которых 

были 

избраны 

в 

исполнительный 

комитет, 

председателем  ЧБО  стал  Закария  Бакир  Хорма, 

его  заместителями  Мухудин  Асаад  Хайл  Хамдух  и 

хозяин дома Хаджи Исхак Ламбз.

Председатель  Черкесского  благотворитель­

ного общества Закария Бакир Хорма родился в

г.  Аммане  в  1896  г.  До  1908  г.  он  учился  в  осман-

Эмир Абдалла ибн

скои школе, затем поступил в знаменитый ислам- 

\

Хусейн в черкеске.

ский университет Аль-Азхар в Каире (Египет). В

1918 г. Закария Бакир Хорма окончил университет и с 1920 г. был на-

53


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

значен  советником  Шариатской  консультации  в  правительстве  восточной 

Иордании. Затем он занимал различные посты в высшем комитете вакфов.

На  первом  учредительном  собрании  были  сформированы  следующие 

цели и задачи Черкесского благотворительного общества:

1. Проводить благотворительные акции.

2.  Проводить различные мероприятия, вечера дружбы для сплочения 

черкесов.

3.  Заботиться о моральном и физическом воспитании молодежи.

4.  Крепить дружбу и взаимопомощь между всеми членами 

Благотворительного общества в Иордании.

Исполнительный  комитет  собирался  два  раза  в  неделю.  На  заседании, 

проведенном  28  октября  1932  г.,  было  принято  решение  активнее  вовлекать 

новых  членов  в  ряды  общества.  Для  этого  был  составлен  текст  обращения 

к черкесам следующего содержания:

«...Дорогой 

друг! 

В 

городе 

Аммане 

образовалось 

Черкесское 

благотворительное 

общество, 

преследующее 

благотворительные, 

социальные,  культурные  и  спортивные  цели.  Мы  считаем  долгом  каждого 

кавказца  принимать  активное  участие  в  делах  общества,  помогать  ему  в 

исполнении  указанных  гуманитарных  задач  .Мы  призываем  Вас  стать  членом 

нашего  общества,  чтобы  быть  ближе  к  своем  землякам,  крепить  дружбу 

и  взаимопомощь  между  нами.  Для  того,  чтобы  всем  дать  возможность 

стать  членами  нашего  общества,  мы  решили  установить  минимальный 

ежемесячный  денежный  взнос.  При  желании  взносы  принимаются  за  год  и 

больше вперед».

22  ноября  1935  г.  председателем  Черкесского  благотворительного 

общества  был  избран  историк  д-р  Шавкат  аль-Муфти  Хабажока,  который 

занимал  этот  пост  до  12  ноября  1943  г.  и  затем  с  29  октября  1953  г.  по 

31 мая 1956 г.

Шавкат  Хабажока  родился  в  1905  г.  в  Аммане,  здесь  же  получил 

начальное  образование,  затем  продолжил  обучение  в  Дамаске  в  школе 

Аль-Султания.  В  1922  г.  он  уехал  в  Европу,  где  поступил  в  медицинский 

институт в Берлине (Германия). В 1932 г. Шавкат Хабажока вернулся в

54


background image

Российские соотечественники в Иордании: история и современность

Иорданию и был назначен заместителем министра здравоохранения

1

.

В  1936  г.  Черкесское  благотворительное  общество  стало  арендовать 

помещение,  а  уже  в  марте  1937  г.  большинством  членов  Общества  было 

принято  решение  о  строительстве  собственного  здания.  Земля  для  этой 

цели  была  выделена  безвозмездно  жителями  района  «Мухаджирин». 

Строительство  доверили  Ахмеду  Лулу  Аш-Шами,  который  в  апреле 

1937 г. выиграл аукцион на подряд, предложив 190 палестинских фунтов.

С  1937  года  ЧБО  было  освобождено  от  уплаты  аренды  здания,  так  как 

его  помещение  было  отдано  в  вакф  (имущественный  дар  на  религиозные 

и  благотворительные  цели)  от  Махмуда  Хажалока,  одинокого  черкеса, 

потерявшего  своих  близких  во  время  переселения  и  обосновавшегося  в  г. 

Аммане на ул. Аль-Битра.

В 

августе 

1940 

г. 

строительство 

помещения 

Черкесского 

благотворительного 

общества 

завершилось. 

26 

сентября 

1940 

г. 

в 

присутствии  эмира  Иордании  Абдуллы  ибн  Хусейна  и  ряда  видных 

государственных деятелей состоялось торжественное открытие здания.

Говоря 

об 

истории 

Черкесского 

благотворительного 

общества, 

нельзя  не  отметить,  что  оно  очень  быстро  развивалось,  во  многом  благодаря 

открытому  участию  всех  выходцев  с  Северного  Кавказа,  независимо  от  их 

социальной  или  национальной  принадлежности.  На  первом  учредительном 

собрании  присутствовали  25  человек,  через  год  число  членов  возросло  до 

164.

Первоначально  членами  Общества  стали  все  выходцы  из  Северного 

Кавказа,  однако  из-за  некоторых  разногласий  произошел  раздел.  Чеченцы 

Иордании  создали  свое  благотворительное  общество,  цели  и  задачи 

которого, впрочем, в целом созвучны ЧБО.

Адыгэ  Хасэ  стало  головной  культурно-социальной  организацией 

черкесов,  от  которой  позже  отделилось  множество  ветвей.  Молодежный 

клуб  («Ныбжьыщ1э  Клуб»,  1949  г)  целеустремленно  проводит  работу 

по  сохранению  родного  языка,  а  Женская  хасэ  занимается  устройством 

адыгских  женщин  на  работу,  организацией  помощи  в  различных  ситуациях,

1

 В 1963 г. он стал послом Иордании в Турции.

55