Файл: Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2 Принципы построения рыночной экономики

Рыночная экономика строится на основе принципов. Основными из них являются:

- свобода выбора видов и форм дельности (экономическая свобода);

- всеобщность рынка;

- равноправие рыночных субъектов разных форм собственности;

- саморегулирование деятельности;

- принцип договорных отношений;

- свобода ценообразования;

- самофинансирование;

- децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность;

- полная экономическая ответственность;

- свободная конкуренция и действие механизмов социальной защиты;

-государственное регулирование через систему законов, налогов,

мер стимулирования производства товаров в приоритетных отраслях.

1)Экономическая свобода. Она, как и политическая, социальная, духовная свобода имеет свои пределы, установленные обществом. Полная свобода - это беспредел. Полная свобода одного объекта - средство насилия над другими субъектами. Должны быть определённые рамки, вопрос в том, какими должны быть ограничения, чем они обусловлены, как защищены права. Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля.

2)Всеобщность рынка - следствие действия первого принципа. Он характеризует неизбежность проникновения рынка во все среды. Рыночные отношения (товарно-денежные, товарно-обменные) проникают, прежде всего:

- в рынок товаров народного потребления;

- в бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры;

- в жильё;

- в средства производства (земля, производственные здания, оборудование, транспорт);

- в сферу рыночного капитала;

- в рынок труда.

3)Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности означает, что это равноправие не буквальное. Разные формы собственности существуют, например, в разных отраслях, но мы знаем, что есть приоритетные отрасли, есть производства, которые имеют льготы. Здесь, скорее всего, имеется в виду общее право на существование.

4)Экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности.

5)Экономическая конкуренция и действие механизмов социальной защиты. Конкуренция- это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Стремление «обойти « конкурента толкает к действиям (внедрение передовых технологий, новой техники, повышение качества продукции). Способы и средства социальной защиты существуют самые разнообразные. С одной стороны, это постоянно действующие ограничители (уменьшение зарплаты - ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты. Налоги - сверху - максимально допустимой ставкой налогообложения). С другой стороны, предоставление льгот, субсидий, рассрочек, предоставление бесплатных товаров и услуг или по сниженным ценам.


6)Свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями.

7)Саморегулирование деятельности. Начало данного принципа - это самосознание и самосознание дела, увеличение размеров собственности (цели определяют заранее).

8)Принцип договорных отношений. Рыночная экономика - система развитых товарно-денежных отношений, а отношения, как известно, строятся на основе договоров (контрактов). Целью этого служит стремление добиться добросовестности в партнерстве. Для Украины и СНГ, при всей видимости простоты данного принципа, вопрос этот крайне сложный.

9)Самофинансирование. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, независимость, должна самостоятельно расплачиваться за все действия (бездействия). Такое положение (самофинансирование) приучит предпринимателей жить за собственные средства.

10)Децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность являются одними из главных в системе управления. Централизованная экономика не может быть рыночной. Производство всех товаров и их распределение по плану - это фикция. Рыночные отношения (повсеместное действие экономических законов спроса и предложения) возможны только в условиях широких прав и действий каждого юридического и физического лица.

11)Открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу.

12)Государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует внедрению все более новых, эффективных технологий производства. ''Невидимая рука'', таким образом, управляет личной выгодой. Она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства). Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения. Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер. В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.



Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика - это, прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса. Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков:

1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.

3.Антициклическая политика.

Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

4.Политика роста -создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.

5.Структурная политика - целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.

6.Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.

7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

1.3 Достоинства и недостатки рыночной экономики

У рыночного механизма есть как достоинства
, так и недостатки.

К его достоинствам относят:

1. экономическую демократию - свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

2. эффективное распределение ресурсов;

3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка?

1.Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рынка возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

2. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен. 3.Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

4.Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

5.Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто шить в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.


6.Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность. В современном мире огромные различия в жизненном уровне людей не только сохраняются, но и усиливаются. По данным ООН, разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 г. составлял 30:1, а в 2000 г. - уже 74:1, в 2010- 83:1. Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в России (коэффициент фондов) в первом полугодии 2009 года составило 15,8 - точно таким же оно было по итогам аналогичного периода годом ранее. Для сравнения, в первые полгода 2005 года коэффициент составлял 14,5, через год - 14,9, а в 2007-м - 15,4. За 1998 г. 20% наиболее обеспеченных людей на Земле потребили 86% мировой продукции и услуг, а 20% наиболее бедных - всего 1,3%.К началу 2008 г. доходы 10% самых богатых слоев населения превышали доходы 10% самых бедных слоев не менее чем в 17 раз. В индустриально развитых странах этот коэффициент вдвое и более ниже.Еще одна проблема рыночной экономики заключается в возможности нетрудовых доходов населения. Наша только формирующаяся рыночная экономика уже дает немало достаточно очевидных примеров нетрудовых доходов. Некоторые из так называемых «новых русских» всего за одно десятилетие сумели нажить миллиардные состояния. По оценкам журнала «Forbes», к середине 2010 г. у Владимира Лисина (НЛМК) - 15,8 млрд.долл.., Михаила Прохорова (Онэксим) - 13,4 млрд.долл., банкира Михаила Фридмана (Альфа-Групп) - 12,7 млрд.долл., многопрофильного олигарха Романа Абрамовича (Евраз Груп) - 11,2 млрд.долл. Этот перечень можно было бы продолжить и дальше. О чрезмерной концентрации доходов в РФ свидетельствуют такие данные, что капитал 36 сверхбогатых людей России (110 млрд. долл.) составлял в 2009 г. 24% ВВП РФ. Притом эти капиталы и доходы с них растут быстрее, чем ВВП.

7.Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 г. безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12%. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.