Файл: Практикум по методике обучения биологии в школе ( Инновационная методика подготовки учителя биологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра ботаники, зоологии и экологии
(наименование кафедры)
Цикало Е.С.
Практикум по методике обучения биологии в школе
( Инновационная методика подготовки учителя биологии)
Часть I
Владимир, 2013

УДК
ББК
Цикало Е.С. Практикум по методике обучения биологии
(инновационные методика подготовки учителя биологии). Учебное пособие.
– Владимир: ВлГУ, 2013.– с.:
В книге отражена авторская система заданий, построенных на методико- психологическом подходе, выполнение которых позволит студентам (будущему учителю биологии) не только изучить теорию и методику обучения биологии, но и подготовиться к профессиональной деятельности учителя. Это связано с тем, что готовность к профессиональной деятельности в области биологического образования, организации работы в учреждениях образования и культуры строится путем становления методической культуры учителя и профессиональной компетентности. Данная методика лабораторных, практических и семинарских занятий построена на индивидуально-творческом подходе к обучению, воспитанию и развитию опыта творческой деятельности студента-учителя биологии.
Для преподавателей и студентов педагогических университетов, колледжей и педучилищ. Рекомендуется учителям биологии школ, лицеев, гимназий и слушателям системы повышения квалификации.
Рецензенты: Татьяна Владимировна Иванова – доктор педагогических наук, профессор ГНУ ИСМО РАО.
Печатается по решению редакционно - издательского совета ВГПУ
ISBN
© Е.С. Цикало, 2012
© Владимирский государственный университет, 2013

Оглавление
Предисловие………………..............………………….................................3
Раздел 1. Общая методика обучения биологии
Занятие 1. Учебный предмет «Биология». Методический анализ документов, регламентирующих деятельность учителя биологии
Занятие 2. Школьный учебник биологии. Анализ и методика работы с учебником
Занятие 3. Цели школьного биологического образования. Дидактическое и организация ученического целеполагания
Занятие 4. Семинар. Проблема целей ШБО. Дидактическое и ученическое целеполагание
Раздел II. Методика обучения в разделе «Растения»
Занятие 5. Методический анализ раздела о растениях (целей, содержания и структуры).
Планирование учебного процесса
………………………………..
Занятие 6. Методика формирования и развития биологических понятий………………………..
Занятия 7. Семинар. Методика формирования биологических понятий, их развитие……………………………………………………….
Занятие 8. Методы обучения биологии, их виды и классификация. Выбор методов обучения биологии………………………………………………
Занятие 9. Формы обучения биологии. Разработка методики урок как целостной системы процесса обучения
Занятие 10. Семинар. Защита исследовательских проектов
«Нетрадиционный
урок
биологии»
………………………………………………………
Занятие 11- 12. Семинар. Формы обучения биологии. Проектирование и защита развивающих форм обучения биологии ……………………….
Раздел III. Методика обучения в разделе «Животные»
Занятие 13. Методический анализ раздела о животных (целей, содержания и структуры). Планирование учебного процесса………………………………
Занятие
14.
Формы обучения биологии.
Разработка методики нетрадиционного типа урок по биологии животных
………………………………………………………


Приложение 1. Стандарт среднего (полного) образования по биологии.
Базисный учебный план образовательных учреждений………
Приложение 2. Учебно-методический комплекс для учителя по курсу биологии растений и животных.
Приложение 3. Контрольные задания для текущего контроля студентов по методике обучения биологии растений…………………………………….
Приложение 4. Вопросы и задания к зачету…………………………..
Предисловие

То, что слышу, я забуду.
То, что вижу, буду помнить.
То, что делаю, буду знать
японская пословица
Эпиграфом к лабораторному практикуму по методике обучения биологии взята японская пословица. Если следовать пословице каждый студент может достичь творческого уровня в учительской работе, потому что дети могут учиться «работая и с умом»! Поэтому она как флаг вооружает молодого учителя методикой деятельностного обучения и развития учеников средствами школьной биологии.
Целями освоения студентами дисциплины «Теория и методика обучения биологии в школе» являются:
- освоить современные методические теории, законы и закономерности по проектированию, разработке и реализации целей, содержания, форм, методов, средств, продуктивных результатов школьного биологического образования, новые проблемы и способы их решения;
- формировать профессиональную педагогическую компетентность
(личности и деятельности) учителя биологии в области обучения, воспитании и развитии обучающихся разного возраста средствами школьной биологии, культурно-просветительской деятельности и их реализация на педагогической практике, в будущей профессиональной деятельности.
Подготовка по методике обучения биологии решает следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
*в области педагогической деятельности
o изучение возможностей потребностей и достижений обучающихся, в области биологического образования и проектирование на основе полученных результатовобразовательных программ по биологии, индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития; o организация обучения, воспитания и развития в сфере биологического образования с использованием информационных технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предмета биологии; o организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, и родителями для решения задач профессиональной деятельности учителя биологии; o использование возможностей образовательной среды для обеспечения качественного биологического образования с использованием информационных технологий;

o осуществление профессионального самообразования учащихся в областях, связанных с биологией, их личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры каждого школьника; o освоение молодым учителем форм и методов индивидуального самообразования и групповой методической деятельности на лабораторных, практических и семинарских занятиях в режиме методической деятельности и инновационных образовательных практик, целенаправленно формировать свою профессиональную компетентность.
*в области культурно-просветительской деятельности:
o изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности по экологическим, природоохранным и здоровьесберегающим проблемам, организация образовательного пространства;
области научно-исследовательской деятельности
 сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам методики обучения биологии, воспитания и развития личности;
 разработка современных педтехнологий, инновационных методик с учетом особенностей биологического образовательного процесса, закономерностей воспитания и развития личности;
 проведение экспериментов по всей системе проблем методики обучения биологии: целям, содержанию, по использованию новых форм и методов учебной и воспитательной деятельности учителя, анализ результатов и корректировка процесса обучения воспитания и развития;
Поэтому руководящей основой практикума является методическая деятельность студентов (личностно-деятельностный подход), позволяющая освоить практические профессиональные уменияучителя. Поэтому назначение практикума через многообразные задания, задачи, упражнения организовать методическую деятельность, а их выполнение подготовит молодого учителя биологии к работе в любом образовательном учреждении
– в средней и профильной школе, гимназии, лицее и т.п. Много заданий творческого уровня, выполнение которых вызывает желание воскликнуть:
«Хочу быстрее в школу попробовать свои силы в обучении детей Жизни, любви к Живой природе и Здоровью!!!».

Цель практикума - обучение студентов проектированию, разработке, осмыслению, применению современных методик и технологий в школе и как результат - формирование методической компетентности учителя биологии. Она представляет собой
самостоятельную деятельность по
проектированию, конструированию и применению всей методической
системы обучения школьной биологии, формирующая у студентов
готовность к профессиональной деятельности
.
Но это и комплекс сформированных личностных качеств молодого учителя биологии: методических и психолого- педагогических знаний; профессиональных
умений и компетентностей, а также опыт творческой деятельности на которых строится готовность к предметной профессиональной
деятельности в современной школе. Поэтому развитие методической деятельности студентов дополняется компетентностным и индивидуально-
творческим
подходами, совершенствуя опыт творческой деятельности.
Их интеграция создает условия для саморазвития личности, так как происходит с опорой на базовые механизмы, такие как познавательная активность и творческая самореализация (Дж. Роджерс). Представляя собой природно- социальные, природные свойства личности и высшие мотивы, они являются движущими силами в развитии компетентностного роста студента - учителя биологии как при подготовке к педагогической практике, так и в будущей профессиональной работе.
Инструментальная по содержанию методическая деятельность студентов организуется через самостоятельное выполнение заданий на лабораторных, практических, семинарских занятиях и при самостоятельном освоении во внеаудиторной работе. Таким образом, решая методические проблемы, выполняя упражнения и разрабатывая уроки - проекты студенты моделируют свою профессиональную деятельность обучения школьников биологии в условиях близких к реальным.
Структура и содержание практикума. Настоящий лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии дополняет курс лекций

включает систему как аудиторных занятий по профессиональной подготовке, так и организует самоподготовку учителя биологии. Его особенностью является структура, которая состоит из двух взаимосвязанных частей - общей и методики обучения биологии растений, биологии животных (часть
I), а также методики обучения человека и его здоровья, «Общей биологии»
(часть II). Содержание и структура практикума соответствует стандарту высшего образования, учебному плану и позволяет качественно подготовить студентов к профессиональной деятельности.
Освоение методической деятельности происходит при постепенном изучении целей, содержания, особенностей методов, форм и средств обучения при изучении разделов школьного курса биологии. Методический аппарат пособия нацелен на подготовку к процессу обучения - управления учебной предметной деятельностью школьников на уроках биологии и включает рубрики: «Теоретический блок», «Самостоятельная работа в аудитории», «Из опыта работы учителя биологии», «Творческие задания»,
«Готовимся к уроку», «Рефлексия».
На практических занятиях при подготовке учителей биологии формируются организационные умения, так как деятельность студентов происходит в следующих формах обучения:
индивидуальная самостоятельная работа в аудитории, библиотеке, дома;
парная работа по взаимообучению и взаимопроверке выполненных заданий;
групповая работа во время лабораторного практикума по разработке методической продукции;
коллективные формы обсуждений, дискуссий, моделирования уроков и их фрагментов, защита группой и индивидуально проектов уроков и другой методической продукции.
Семинарские
занятия студентов нацелены на усиление самостоятельной подготовки организуются с помощью системы заданий по работе с дополнительной литературой (список литературы по темам прилагается). Формы семинаров самые роазнообразные.

Индивидуальная самостоятельная работа. Освоение материала по теории и методике обучения биологии осуществляется преобладающе во внеаудиторной самостоятельной работе по заданиям, вопросам и упражнениям отраженным после каждой темы в данном пособии в рубрике « Индивидуальная самостоятельная работа вне аудитории». Не отрицая традиционную методику как необходимую для молодого учителя биологии, практикум нацелен на формирование творческого стиля
деятельности, когда студентам предлагается выполнить реальные методические проекты, которые нацелены на развитие личностных и творческих способностей школьников. Содержание практикума включает организацию следующих видов заданий:
разработка собственных проектов-уроков (фрагментов уроков, образовательных ситуаций, способов решения ключевых методических проблем) и их защита;
разработка заданий, вопросов, учебных задач для учащихся, организующих их проектную, исследовательскую, конструкторскую, здоровьесберегающую, экологическую деятельностьна уроках и во внеклассной работе учителя;
защита в студенческой аудитории методического проекта –
процесса обучения биологии (урока, экскурсии и других форм обучения).
Планируемые результаты.
Подготовка бакалавров по направлению 050100 к профессиональной образовательной деятельности в области методики обучения школьной биологии строится на компетентностной модели выпускника. В результате освоения методики обучения биологии в школе студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:

теорию и методику обучения биологии в школе для обеспечения качественного биологического образования и социализации школьников
России и Владимирской области, в т.ч. с применением ИКТ (ОК -1; ОПК-
2, 4; ПК-1,2,4);

фундаментальные законы, теории, идеи и проблемы биологических наук и закономерности построения на них содержания школьного курса

биологии (для формирования естественно научной картины мира) (ОК-
1,2, 4; ОПК-2, 4;);

ценностные основы профессиональной деятельности в сфере школьного биологического образования (ОПК-1,4;);

правовые нормы реализации педагогической деятельности в школьном биологическом образовании (Закон об образовании, нормативные документы, регламентирующие работу учителя биологии и права ребенка и др.) и способен нести ответственность за ее результаты ( ОПК-4; ПК-7; ПК-11);

сущность и структуру образовательных процессов по биологии, деятельности учителя при организации учебной познавательной деятельности учащихся по биологии, для решения социальных и профессиональных задач (ОК-1,2;ОПК -4; ПК-1,2);

тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности постиндустриального этапа развития общества и образования в России и мире (ПК-10; ОПК-5);

методологию и способы педагогических и психологических исследований проблем биологического образования и личности в нем
(обучения биологии, воспитания и развития личности средствами школьной биологии) (ОК-4; ПК -3,4).

теории и технологии обучения биологии, воспитания ребенка и его развития, сопровождения субъектов педагогического процесса ( ОПК-2;
ПК-1,2,3,4);

закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды жизни школьника ( ОК-1,2; ОПК – 2,4; ПК-2, 4);

способы взаимодействия педагогов с различными субъектами педагогического процесса (ОК-7; ПК-5,6);

способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и руководствоваться при этом современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества, дискуссии и полемики (ОК-3, 16; ПК- 3,6);

особенности социального партнерства в системе образования (ОК-
7, 16; ПК- 7, 11);

способы профессионального самообразования и саморазвития (ОК-
1,14; ОПК-1)
уметь:
 системно анализировать и выбирать педагогические и психологические, методические образовательные концепции ( ОК-1; ОК-
4; ПК-2)

 использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения социальных профессиональных задач (ОК -4;
ПК-3;);
 учитывать культурные, социальные и национальные контексты процесса обучения, воспитания и развития, социализации личности, средствами школьной биологии (ОК-14; ПК-11);
 учитывать в педагогическом взаимодействии и сотрудничестве различные , в т.ч индивидуальные особенности учащихся ( ОК-7,15; ПК-
4, 6,)
 проектировать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, соответствующих психолого- педагогическим и методическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности (ОК-3, 8; ПК-2, 4,6, 5);
 осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений ( ОПК-2,3,6;
ПК- 4,5,6,10);
 создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду (ОПК-1,2,4 ; ПК-3,7,11);
 использовать отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности и профессионально взаимодействовать с ее участниками (ПК-9);
 выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
владеть:
o способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и др.) (ПК-2;
ПК-1); o индивидуальной коммуникативной культурой: профессиональной речи, ведения полемики и дискуссии; готовить и редактировать текст профессионального и социально значимого содержания; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; создавать и использовать возможности информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны, для биологического обучения, воспитания и развития личности (ОК-9; ОПК-3; ОК-10; ОПК-6) ; o способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения школьников в биологическом образовании (ОК-1,4, 7,8;
ОПК-2, 4; ПК-2 ,4, 6,); o способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений школьников при обучении биологии (ОПК-4; ПК-4,5,6); o способами организации проектной и инновационной деятельности школьников в биологическом образовании ( ОК-1; ОПК – 2,3,4;ПК- 5,6); o способами установки контактов и поддержки взаимодействия с субъектами при обучении биологии в условиях поликультурной