Файл: Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 270205, 190702.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определяют по отношению к вершине вертикальной кривой. Схема № 2 удобна при проектировании в обе стороны от контрольных фиксированных точек, например от мостов, путепроводов и прочее.
методом Н.М. Антонова
1. На продольный профиль земли прикладывают прозрачные шаблоны вертикальных кривых, выбирая радиусы, при которых очертание проектной линии будет наилучшее (с учетом рекомендуемой высоты насыпи и контрольных точек, см. п.4.2). Вписывают проектную линию.
При этом надо помнить, что значение уклонов на сопрягающихся точках с последующей вертикальной кривой или с прямолинейным участком проектной линии должно иметь одно и то же значение уклона и тот же его знак.
2. Определяют уклоны начала и конца вертикальной кривой по оцифровке на шаблоне.
3. По алгебраической разности уклонов и величине радиуса определяют длину кривой по прил. 5 или [12], либо по формуле
К = R(i1 – i2) . (4.17)
4. Определяют начальную отметку вертикальной кривой НК: если эта точка находится в начале продольного профиля – то по вертикальному масштабу, и подписывают ее в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
5. Определяют положение точки нуля "0" (это наивысшая точка на выпуклой кривой или низшая точка на вогнутой кривой) по формуле
l0 = R · i1. (4.18)
гдеl0 – расстояние от начала кривой с уклоном i1доточки нуля.
6. Для принятого радиуса определяют превышение между связующими точками: точкой начала кривой НК и точкой нуля "0" (по строке с уклономi1 (прил. 5 или [12]).
7. Полученное значение превышения прибавляют к отметке начальной точки (для выпуклой кривой) или вычитают (для вогнутой кривой) и подписывают под точкой нуля в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
8. Аналогично определяют превышение между связующими точками нуля "0" и концом кривой КК (по строке с уклономi2(прил. 5 или [12]).
9. Полученное значение превышения вычитают из отметки точки нуля (для выпуклой кривой) и прибавляют к отметке точки нуля (для вогнутой кривой) и подписывают под точкой конца вертикальной кривой КК в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
10. В пределах вертикальной кривой определяют превышения на пикетах и плюсовых точках (прил. 5 или [12]). Для этого по величине принятого радиуса поочередно находят превышения между точкой нуля и определяемой точкой в зависимости от расстояния между ними.
11. Каждое полученное превышение последовательно вычитают от отметки точки нуля (на выпуклой кривой) или прибавляют к отметке точки нуля (на вогнутой кривой) и соответственно подписывают в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
4.4. Последовательность проектирования продольного профиля
Образец продольного профиля представлен в прил. 9.
1. Заполняют строку «Расстояние, м», в которой отмечают положение пикетов и плюсовых точек.
2. В строках «Пикеты», « Элементы плана », «Километры» производят обозначение пикетов, километровых столбов. В соответствии с ведомостью углов поворота вычерчивают трассу в виде прямых и кривых по оси дороги. Производят привязку начала и конца кривой до ближайшего пикета (с одной стороны). Подписывают числовые значения радиусов и переходных кривых, длины прямых вставок, а также наносят ситуационный план трассы (по 50 м вправо и влево от оси).
3. В строке «Отметки земли, м» подписывают отметки на пикетах и плюсовых точках, снятых с карты или из журнала нивелирования по оси трассы.
4. Вычерчивают продольный профиль земли.
5. Строят проектную линию в соответствии с п. 4.3.1 или 4.3.3.
6. Заполняют строку «Уклон, ‰, вертикальная кривая, м» – элементы проектной линии: вертикальные кривые, прямые, привязки к пикетам в местах переломов проектной линии (с одной стороны) и нулевых точек вертикальных кривых (с двух сторон), числовые значения радиусов и уклонов, касательных в точках сопряжения элементов проектной линии, длину прямых и кривых.
7. Определяют проектные отметки в соответствии с п. 4.5.4 и заполняют строку «Отметки оси дороги, м».
8. Определяют рабочие отметки на пикетах, плюсовых точках, в местах переломов проектной линии и нулевых точках вертикальных кривых и подписывают их на расстоянии 5 мм над проектной линией.
9. В строке «Тип местности по увлажнению» проставляют номер типа местности по признакам увлажнения верхнего слоя земли.
10. В строке «Тип поперечного профиля» – номер типа поперечного профиля конструкции земляного полотна.
11. На насыпях высотой до 1,5 м, а также в выемках проектируют кюветы и заполняют строки «Уклон, ‰, длина, м» и «Укрепление» кюветов.
12. Назначается положение шурфов, скважин, строится грунтовый профиль.
13. Определяют положение точек нулевых объемов земляных работ по формуле (4.10). Выше проектной линии показываются:
– реперы;
– наземные и подземные коммуникации;
– наименование проектируемых искусственных сооружений;
– переезды через железнодорожные пути;
– нагорные и водоотводные канавы, сбросы воды.
При вычерчивании продольного профиля применяют условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог [3].
4.5. Оформление продольного профиля
Продольный профиль вычерчивают на миллиметровой бумаге в масштабах: горизонтальный 1:5000, т.е. в 1 см – 50 м; вертикальный 1:500, т. е. в 1 см – 5 м; грунтовый разрез 1:100, т. е. в 1 см – 1,0 м. В зависимости от степени пересеченности местности продольный профиль можно составлять и в других масштабах. Так, горизонтальный масштаб для профиля в горной местности принимают 1:2000, вертикальный 1:200. Во всех случаях отношение масштабов горизонтального к вертикальному принимают 1:10 [3].
Продольный профиль автомобильной дороги выполняют с учетом данных таблицы, помещаемой под продольным профилем по форме 1, рис.4.12.
При вычерчивании продольного профиля применяют условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог согласно [2].
Продольный профиль должен быть вычерчен на миллиметровой бумаге в два цвета (черный и красный). Красным цветом оформляют все проектные решения: рабочие отметки, проектную линию, вертикальные кривые и их элементы, проектируемые искусственные сооружения, развернутый план трассы, проектные уклоны, проектные отметки, длины прямых и кривых, километровые знаки, обозначения НК и КК, тип поперечных профилей земляного полотна. Все остальные данные: линию сетки, линию поверхности земли, отметку земли, грунтовый разрез наносят черным цветом.
Рабочие отметки надписываются с точностью до 1 см в 0,5 см от проектной линии. На продольном профиле подсчитываются нулевые точки – точки перехода насыпей в выемки, они определяются расчетом по формуле (4.1).
Ниже поверхности земли (так называемой черной линии) на 2 см и параллельно ей наносят грунтовый профиль по данным геолого-почвенных обследований. Грунтово-геологический разрез характеризуется шурфами, шурфо-скважинами и скважинами, закладываемыми при технических изысканиях в характерных местах.
Рис. 4.12. Таблица продольного профиля (форма 1)
Шурфы устраивают глубиной 1,0 - 2,0 м, закладывая на всех характерных элементах рельефа (верхняя, средняя и нижняя части склонов, плато, понижения), а также в местах смены растительного покрова. Обычно шурфы закладывают через 500 - 700 м. Скважины закладывают: в местах проектирования искусственных сооружений – до материковых пород; под высокими насыпями; в выемках – на 2 м ниже предполагаемого дна выемки. При небольшой глубине разработки грунтового разреза до 3 - 4 м предпочтительно закладывать шурфо-скважины.
Шурфы на профиле показывают колонкой шириной 4 мм со штриховкой каждой геологической разности грунтов условными обозначениями
( рис. 4.13).
Рис. 4.13. Условные обозначения грунтов и горных пород на геологических разрезах, продольных и поперечных профилях автомобильных дорог: 1– супесь; 2– супесь мелкая; 3– суглинок; 4– суглинок тяжелый; 5– суглинок пылеватый; 6– грунт пылеватый; 7– глина; 8– песок среднезернистый; 9– песок пылеватый; 10– глина валунная; 11– песок гравелистый; 12– каменный навал с песком; 13– торф; 14– сапропель; 15– мохорастительный покров; 16– ил, иловый грунт; 17– насыпной грунт; 18– строительный мусор; 19– гравий; 20– галька; 21– дресва, хрящ; 22– гранит; 23– диабаз; 24– сланец глинистый; 25– сланец метаморфический; 26– мергель; 27– известняк; 28– известняк ракушечник; 29– песчаник (со значком «гл» – глинистый, «кв» – кварцевый и т.д.); 30– засоленный грунт (показывается дополнительно на условном обозначении грунтов)
Скважины на профиле показывают колонкой шириной 2 мм, в них показывают консистенцию развернутых грунтов (рис.4.14). Если глубина скважины не размещается в пределах грунтового разреза, их показывают с разрывом.
-
Последовательность построения проектной линии
методом Н.М. Антонова
1. На продольный профиль земли прикладывают прозрачные шаблоны вертикальных кривых, выбирая радиусы, при которых очертание проектной линии будет наилучшее (с учетом рекомендуемой высоты насыпи и контрольных точек, см. п.4.2). Вписывают проектную линию.
При этом надо помнить, что значение уклонов на сопрягающихся точках с последующей вертикальной кривой или с прямолинейным участком проектной линии должно иметь одно и то же значение уклона и тот же его знак.
2. Определяют уклоны начала и конца вертикальной кривой по оцифровке на шаблоне.
3. По алгебраической разности уклонов и величине радиуса определяют длину кривой по прил. 5 или [12], либо по формуле
К = R(i1 – i2) . (4.17)
4. Определяют начальную отметку вертикальной кривой НК: если эта точка находится в начале продольного профиля – то по вертикальному масштабу, и подписывают ее в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
5. Определяют положение точки нуля "0" (это наивысшая точка на выпуклой кривой или низшая точка на вогнутой кривой) по формуле
l0 = R · i1. (4.18)
гдеl0 – расстояние от начала кривой с уклоном i1доточки нуля.
6. Для принятого радиуса определяют превышение между связующими точками: точкой начала кривой НК и точкой нуля "0" (по строке с уклономi1 (прил. 5 или [12]).
7. Полученное значение превышения прибавляют к отметке начальной точки (для выпуклой кривой) или вычитают (для вогнутой кривой) и подписывают под точкой нуля в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
8. Аналогично определяют превышение между связующими точками нуля "0" и концом кривой КК (по строке с уклономi2(прил. 5 или [12]).
9. Полученное значение превышения вычитают из отметки точки нуля (для выпуклой кривой) и прибавляют к отметке точки нуля (для вогнутой кривой) и подписывают под точкой конца вертикальной кривой КК в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
10. В пределах вертикальной кривой определяют превышения на пикетах и плюсовых точках (прил. 5 или [12]). Для этого по величине принятого радиуса поочередно находят превышения между точкой нуля и определяемой точкой в зависимости от расстояния между ними.
11. Каждое полученное превышение последовательно вычитают от отметки точки нуля (на выпуклой кривой) или прибавляют к отметке точки нуля (на вогнутой кривой) и соответственно подписывают в строке «Проектные отметки» продольного профиля.
4.4. Последовательность проектирования продольного профиля
Образец продольного профиля представлен в прил. 9.
1. Заполняют строку «Расстояние, м», в которой отмечают положение пикетов и плюсовых точек.
2. В строках «Пикеты», « Элементы плана », «Километры» производят обозначение пикетов, километровых столбов. В соответствии с ведомостью углов поворота вычерчивают трассу в виде прямых и кривых по оси дороги. Производят привязку начала и конца кривой до ближайшего пикета (с одной стороны). Подписывают числовые значения радиусов и переходных кривых, длины прямых вставок, а также наносят ситуационный план трассы (по 50 м вправо и влево от оси).
3. В строке «Отметки земли, м» подписывают отметки на пикетах и плюсовых точках, снятых с карты или из журнала нивелирования по оси трассы.
4. Вычерчивают продольный профиль земли.
5. Строят проектную линию в соответствии с п. 4.3.1 или 4.3.3.
6. Заполняют строку «Уклон, ‰, вертикальная кривая, м» – элементы проектной линии: вертикальные кривые, прямые, привязки к пикетам в местах переломов проектной линии (с одной стороны) и нулевых точек вертикальных кривых (с двух сторон), числовые значения радиусов и уклонов, касательных в точках сопряжения элементов проектной линии, длину прямых и кривых.
7. Определяют проектные отметки в соответствии с п. 4.5.4 и заполняют строку «Отметки оси дороги, м».
8. Определяют рабочие отметки на пикетах, плюсовых точках, в местах переломов проектной линии и нулевых точках вертикальных кривых и подписывают их на расстоянии 5 мм над проектной линией.
9. В строке «Тип местности по увлажнению» проставляют номер типа местности по признакам увлажнения верхнего слоя земли.
10. В строке «Тип поперечного профиля» – номер типа поперечного профиля конструкции земляного полотна.
11. На насыпях высотой до 1,5 м, а также в выемках проектируют кюветы и заполняют строки «Уклон, ‰, длина, м» и «Укрепление» кюветов.
12. Назначается положение шурфов, скважин, строится грунтовый профиль.
13. Определяют положение точек нулевых объемов земляных работ по формуле (4.10). Выше проектной линии показываются:
– реперы;
– наземные и подземные коммуникации;
– наименование проектируемых искусственных сооружений;
– переезды через железнодорожные пути;
– нагорные и водоотводные канавы, сбросы воды.
При вычерчивании продольного профиля применяют условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог [3].
4.5. Оформление продольного профиля
Продольный профиль вычерчивают на миллиметровой бумаге в масштабах: горизонтальный 1:5000, т.е. в 1 см – 50 м; вертикальный 1:500, т. е. в 1 см – 5 м; грунтовый разрез 1:100, т. е. в 1 см – 1,0 м. В зависимости от степени пересеченности местности продольный профиль можно составлять и в других масштабах. Так, горизонтальный масштаб для профиля в горной местности принимают 1:2000, вертикальный 1:200. Во всех случаях отношение масштабов горизонтального к вертикальному принимают 1:10 [3].
Продольный профиль автомобильной дороги выполняют с учетом данных таблицы, помещаемой под продольным профилем по форме 1, рис.4.12.
При вычерчивании продольного профиля применяют условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог согласно [2].
Продольный профиль должен быть вычерчен на миллиметровой бумаге в два цвета (черный и красный). Красным цветом оформляют все проектные решения: рабочие отметки, проектную линию, вертикальные кривые и их элементы, проектируемые искусственные сооружения, развернутый план трассы, проектные уклоны, проектные отметки, длины прямых и кривых, километровые знаки, обозначения НК и КК, тип поперечных профилей земляного полотна. Все остальные данные: линию сетки, линию поверхности земли, отметку земли, грунтовый разрез наносят черным цветом.
Рабочие отметки надписываются с точностью до 1 см в 0,5 см от проектной линии. На продольном профиле подсчитываются нулевые точки – точки перехода насыпей в выемки, они определяются расчетом по формуле (4.1).
Ниже поверхности земли (так называемой черной линии) на 2 см и параллельно ей наносят грунтовый профиль по данным геолого-почвенных обследований. Грунтово-геологический разрез характеризуется шурфами, шурфо-скважинами и скважинами, закладываемыми при технических изысканиях в характерных местах.
Рис. 4.12. Таблица продольного профиля (форма 1)
Шурфы устраивают глубиной 1,0 - 2,0 м, закладывая на всех характерных элементах рельефа (верхняя, средняя и нижняя части склонов, плато, понижения), а также в местах смены растительного покрова. Обычно шурфы закладывают через 500 - 700 м. Скважины закладывают: в местах проектирования искусственных сооружений – до материковых пород; под высокими насыпями; в выемках – на 2 м ниже предполагаемого дна выемки. При небольшой глубине разработки грунтового разреза до 3 - 4 м предпочтительно закладывать шурфо-скважины.
Шурфы на профиле показывают колонкой шириной 4 мм со штриховкой каждой геологической разности грунтов условными обозначениями
( рис. 4.13).
Рис. 4.13. Условные обозначения грунтов и горных пород на геологических разрезах, продольных и поперечных профилях автомобильных дорог: 1– супесь; 2– супесь мелкая; 3– суглинок; 4– суглинок тяжелый; 5– суглинок пылеватый; 6– грунт пылеватый; 7– глина; 8– песок среднезернистый; 9– песок пылеватый; 10– глина валунная; 11– песок гравелистый; 12– каменный навал с песком; 13– торф; 14– сапропель; 15– мохорастительный покров; 16– ил, иловый грунт; 17– насыпной грунт; 18– строительный мусор; 19– гравий; 20– галька; 21– дресва, хрящ; 22– гранит; 23– диабаз; 24– сланец глинистый; 25– сланец метаморфический; 26– мергель; 27– известняк; 28– известняк ракушечник; 29– песчаник (со значком «гл» – глинистый, «кв» – кварцевый и т.д.); 30– засоленный грунт (показывается дополнительно на условном обозначении грунтов)
Скважины на профиле показывают колонкой шириной 2 мм, в них показывают консистенцию развернутых грунтов (рис.4.14). Если глубина скважины не размещается в пределах грунтового разреза, их показывают с разрывом.
Песок: | Супесь: | Глина и суглинок: | |||
маловлажный | | твердая | | твердая | |
полутвердая | | ||||
влажный | | пластичная | | тугопластичная | |
мягкопластичная | | ||||
водонасыщенный | | текучая | | текучепластичная | |
текучая | |