Файл: Правовое регулирование объектов животного мира и водных биологических ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2

3
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа написана по теме: «Правовое регулирование объектов животного мира и водных биологических ресурсов».
Объем работы составляет 70 страниц. При написании работы использовалось 90 источников.
Объектом работы является государственное регулирование объектов животного мира и водных биологических ресурсов как совокупность действий и взаимодействия государства, предпринимателей и общества, направленные на реализацию социальными группами интересов в сфере охоты, рыболовства, иных видов пользования животным миром.
Предметом выступает анализ закономерности возникновения, изменения, прекращения, реализации отношений в сфере охраны и использования животного мира.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, объект, предмет, нормативная и эмпирическая база.
В первой главе акцентируется внимание на становлении и развитии законодательства Российской Федерации о животном мире, предложено определение понятия животного мира, выявлены виды объектов.
Во второй главе рассматриваются субъекты
(участники) правоотношений, выявлены основания возникновения права пользования животным миром.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по решению выявленных проблем в регулировании животным миром.

4
Оглавление
Введение ..................................................................................................... 5 1. История развития и становления законодательства о животном мире 8 1.1 Понятие животного мира ................................................................. 8 1.2 Виды объектов животного мира .................................................... 23 2. Права пользования животным миром ................................................. 33 2.1 Субъекты (участники) правоотношений ....................................... 33 2.2 Основания предоставления права пользования ............................ 39 2.3 Ответственность за нарушение законодательства о животном мире ................................................................................................................. 51
Заключение ............................................................................................... 58
Список использованных источников и литературы ............................... 60

5
Введение
В современном мире человечество все более внимательно начинает относиться к вопросам охраны окружающей среды, 2017 год в Российской
Федерации назван годом экологии. Такое внимание связано с возникновением ряда проблем естественных экологических систем, вызванных антропогенным воздействием. Такие проблемы не чужды и животному миру: освоение человеком все новых территорий, ограничивающее ареалы обитания видов; неконтролируемое истребление животных, последствия которого начинают наступать только сейчас; изменение климата и иное вмешательство человека ставит под угрозу существование множества видов животных.
Благодаря усилиям учёных-биологов, современный человек может оценить не только эстетический либо моральный вред от исчезновения таксонов. Так развитие учения об экологических системах и процессах эволюционного изменения видов позволяют отметить важность биоразнообразия, как механизма позволяющего популяциям животных подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей реальности.
Сохранение биологического разнообразия осуществляется в двух аспектах: обеспечение видового и генетического разнообразия. Надлежащая правовая охрана и использование животного мира имеют существенное значение в данном случае.
Важность регламентации таких процессов характеризуется соблюдением баланса прав граждан, желающих использовать животный мир, являющийся перспективным сектором экономики, и обеспечении экологической безопасности. Исторический опыт указывает на высокую активность представителей охотничьего сообщества в обеспечении устойчивого развития и рационального использования животного мира, потому методологически важно обеспечивать демократичные процедуры управления такими ресурсами.


6
Объектом работы является государственное регулирование объектов животного мира и водных биологических ресурсов как совокупность действий и взаимодействия государства, предпринимателей и общества, направленные на реализацию социальными группами интересов в сфере охоты, рыболовства, иных видов пользования животным миром. Комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы правоотношений пользования животным миром как природного ресурса.
Предметом выступает анализ закономерности возникновения, изменения, прекращения, реализации отношений в сфере охраны и использования животного мира.
Цель настоящей работы - комплексное исследование законодательства о правовом регулировании животного мира и водных биологических ресуров.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- соотнести регулирование животного мира и водных биологических ресурсов Российской Федерации
- представить механизм действия фаунистических отношений в рамках природоресурсного права
- определить приоритетные пути развития регулирования данной сферы
- выявить круг теоретических и практических проблем, требующих законодательного регулирования
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды ведущих специалистов в области биологии и охотоведения, учёных-юристов:А.П. Анисимова, Г.Л. Веденина, Н.Д. Вершило,А.П.
Гетьмана, А. Горяшко, Т.А. Дауда, А.А. Иванова, С.В. Ивановой, И.Б.
Калинина, А.П. Каледина, Н.В. Краева, С.Т. Культелеева, О.И. Крассова,
А.Ф. Ноздрачева, И.Ю. Ребикова,С.Н. Савченко, Д.О. Сивакова.
Методологическую основу составляют общенаучные, частные и специальные методы познания. В их числе: логический, системно-

7 структурный метод, метод анализа и синтеза, историко-правовой, формально-юридический и другие методы.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской
Федерации, Международно-правовые акты Организации Объединенных
Наций, Постановления и распоряжения Правительства Российской
Федерации, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Эмпирическую базу работы составляют: аналитические данные о состоянии охотничьего хозяйства и водных биологических ресурсов, информация, размещенная на сайтах Министерств и Федеральных служб.

8 1
История развития и становления законодательства о животном мире
1.1 Понятие животного мира
Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства. Традиционно, при рассмотрении развития природоохранных правоотношений выделяют три периода: дореволюционный, советский период и современный этап
1
До 1917 года в законодательстве предусматривались положения, направленные на охрану отдельных природных объектов. Например, в
Пространной редакции «Русской Правды»1016 года предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти (улья), причем законодатель разделял различные состояния улья: за приготовленную к зиме борть размер ответственности был вдвое меньше; отдельно оплачивалась стоимость убийства пчел, прогона пчёл, под страхом штрафа запрещалось убирать метки права собственности на борть и её разрушение. Статья 69 Пространной редакции Русской Правды устанавливала ответственность за кражу бобра, указанные 12 гривен были значительной суммой для того периода
2
.Однако, не корректно говорить о том, что данные нормы можно отнести к природоресурсному или экологическому праву, вероятно такие нормы регулировали отношения собственников по поводу использования принадлежащих им ресурсов. Лес и содержащиеся в нем «борти» ни что иное, как имущество князя, разрушая которое, возникали деликтные правоотношения
3
. Важность выделения таких норм можно объяснить тем, что уже в те времена люди разрабатывали правовые нормы, направленные на защиту этих объектов, разрабатывался методологический аппарат охраны
1
Гуляев Я.А. Становление и развитие экологического законодательства России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.
2
Хрестоматия по истории государства и права СССР: Дооктябрьский период / Под ред. Ю. П.
Титова, М. 1990. С.12-13.
3
Мышко Ф.Г. Обеспечение экологической безопасности России: теоретические, правовые и организационные проблемы. М., 2000. С.16.


9 природы, например помимо кражи бобра в Пространной редакции Русской
Правды указан не исчерпывающий перечень оснований для поиска рыбака промышлявшего в чужих угодьях: разрытая земля, признаки ловли либо оставленная сеть
4
Следующей важной вехой развития законодательства стоит считать установление взаимосвязи животного мира и иных природных ресурсов; важность охраны среды обитания животного мира в целях его сохранения.
Отследить этот шаг можно в действиях по сохранению пушного промысла, поскольку продажа пушнины составляла значительную доходную составляющую казны, его существование было экономически выгодно государству, взимавшему особый налог (ясак).
Так, в мае 1662 г. Сибирский приказ в наказе новому Нерчинскому воеводе Л.Б. Толбузину, помимо контроля за действиями казаков и служилых людей в отношении ясачного населения, требовал, чтобы воевода и его администрация следили за тем, чтобы охотничьи угодья не сокращались и не опустошались
5
.Леса, в которых велась добыча пушнины, назывались пушными, они подлежали особой охране
6
Такое управление свидетельствует о понимании важности сохранения леса, для существования животных.
По мере освоения Сибири и Дальнего Востока пушные ресурсы западной части России скуднели. Западная Сибирь в середине XVIIвека уступала по добыче пушного зверя в 14 раз
7
, положение дел за Уралом и вовсе было печальным. Так в 1635 году Царская грамота «О воспрещении ловить капканами бобров и выдр», была направлена в Пермь Великую, в связи с тем, что повальная охота на бобров и выдр ставила под угрозу существование этих животных в регионе. Воеводе был дан наказ беречь от
4
Хрестоматия по истории государства и права СССР: Дооктябрьский период; Под ред. Ю. П.
Титова, М. 1990. С.18.
5
Савченко С.Н. Ясачная политика царской администрации в период освоения Приамурья русскими в ХVII в.// «Записки Гродековского музея». Вып. 5. Хабаровск, 2003. С.11.
6
Вершило Н.Д. Правовое регулирование финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды. Саратов, 1999. С.7.
7
Савченко С.Н. Указ. соч. С.14.

10 огня леса пушного промысла и строго наказывать тех, кто не выполнял эти требования
8
.Не смотря на то, что необходимость защиты животного мира мотивирована экономическими интересами государства, в данном акте видны изменения, произошедшие в законодательстве. Появляется указание на способ изъятия объекта животного мира. Запрет добычи капканами направлен на сохранение данного вида животного в регионе. Подобную норму содержит Царский Указ 1676«О порядке ловли рыбы в Плещееве озере», где разрешалось ловить исключительно большую сельдь, так как за ловлю мелкой сельди «старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни»
9
Помимо того, что регулирование ограничено конкретным озером, в качестве объекта регулирования выступает только определенный вид рыбы, такой подход характеризуется тем, что правила создавались не в отношении всего массива животного мира, а лишь в части вызывающей конкретный интерес правотворца на определенном этапе: те животные или рыбы, сохранение, которых было бы важно для целей охраны природы и сохранение представляющих имущественный интерес.
Имущественный интерес в отношении отдельного вида не может быть критерием отнесения к числу объектов правового регулирования, поскольку не учитывает экологическую нишу вида в экосистеме, его роль в обеспечении биоразнообразия.
Значительное развитие законодательства произошло в имперский период. В это время введен запрет на охоту в период размножения животных, кроме хищников, установлена ответственность за незаконную охоту, нарушающую эти сроки. В последствие данные положения получили развитие: защита места икрометания рыбы, дифференцированы сроки охоты для 3 широтных зон, введена платность пользования объектами животного мира
10 8
Островская И. М. История становления и развития природоохранной деятельности государства в дореволюционной России // Бизнес в законе. 2012. №1 С.198.
9
Там же С.199.
10
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 2006. С.9.


11
Изменения произошедшие в этот период, характеризуются нормативным характером для государевых лесов и вод, но они распространяли свое действие на частные владения и Восточную часть
России
11
.Законодатель начинает учитывать особенности видов животных, закладываются основы нормирования добычи ресурса, устанавливали контроль над численностью животного мира, регулирование животного мира осуществляется по видам животных, птиц и рыбы.
Сохранение животного мира в дореволюционной России отличалось высокой ролью гражданской инициативы, так первыми о необходимости сохранения животного мира заговорили охотники.
25 ноября 1962 года Министром Внутренних Дел был утвержден Устав
«Московского общества охоты имени Императора Александра II», состоявшего из Дворянства, питавшего страсть к охоте
12
. По мере роста сообщества взгляды его членов расходились. В 70-ые годы появилось
«Московское Императорское общество разведения промысловых и охотничьих животных и правильной охоты», его члены привлекали внимание общественности к сложившейся проблеме в сфере охоты, так как зачастую она осуществлялась нелегально, без всякого присмотра и приводила к оскуднению дичи
13
Активистом данного общества был Фридрих Эдуардович Фальц-
Фейн,в 1874-1889 годы он создал первый в России частный природный парк
Аскания-Нова («Чапли»)
14
.Содержание и разведение животных в полусвободных условиях делало
Асканию-Нова уникальным, инновационным природоохранным объектом, позволяющим наиболее эффективно контролировать численность популяций животных,
11
Краснощеков Г. П. Становление экоправа в России // Известия Самарского научного центра
Российской академии наук. 2000. №2. С. 195.
12
Осокин С.В. Общественные объединения охотников России // Охотничья газета 2013. Выпуск № 963. С. 5.
13
Задерейчук А.А. К истории создания Днепровского отдела императорского Общества размножения охотничьих промысловых животных и правильной охоты // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Том 27 (66). № 2. 2014 . С. 24.
14
История создания Биосферного заповедника «Аскания-Нова»им. Ф.Е. Фальц-Фейна //
[Электронный ресурс]: http://askania-nova-zapovidnik.gov.ua/articles/group. (Дата обращения 02.05.2017).

12 совершенствовать научные представления о животном мире. Аскания-Нова
«Чапли» вызывал интерес в Европе, потому как не имел аналогов на континенте. Фридрих Эдуардович лично принимал участие в организации воспроизводства лошади
Пржевальского и сайгака, практически истребленных на тот период времени.
В 1903 году создан заповедник на острове Аскольда на Дальнем
Востоке. Граф Потоцкий учредил заповедник в Пилявине на Волыни где сохранялись ценные виды животных: зубры, олени, бобры и другие животные. Не оставались в стороне и другие дворяне, постепенно открывавшие в своих землях заповедники, однако частных ресурсов обеспечения рационального использования, сохранности и воспроизводства животного мира не хватало
15
К 1911 году в стране насчитывалось порядка 310 охотничьих сообществ, поддерживающих идею необходимости правильного использования охотничьих ресурсов, они имели значительное влияние на регулирование животного мира, инициировали принятие закона об охоте
1892 года
16
В губерниях России государственное управление осуществлялось комитетами по делам охоты, в которые входили губернатор (председатель), по одному представителю от суда, управления землеустройства и земледелия, думы, удельного ведомства, полиции, дворянства, губернской дирекции, земского кредитного общества. В комитете также состояли два представителя от земства, три - от охотничьих обществ, три - от научных обществ, три - от промысловых охотников. Сам же комитет избирал ловчих, входивших в состав комитета. Столь представительный орган нес ответственность перед государством за повышение доходности охотничьих
15
Горяшко
А. История российских заповедников. // [Электронный ресурс]: URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID. (Дата обращения 09.04.2017).
16
Каледин А.П. Очерки истории русской охоты. - М., 2010. С.29-30.


13 промыслов, снабжение охотников необходимыми припасами, разрешал споры по ведению охотничьего хозяйства, в том числе и в судах
17
Такой демократизм в управлении охотничьими хозяйствами принес свои плоды, складывающееся на тот момент в регулирование использования животных, озадачивалось их сохранностью и воспроизводством в дикой природе, предпринимало эффективные меры по обеспечению данных показателей. Российская Империя на мировом уровне прославилась своими заповедниками, европейцы с удивлением смотрели на инициативу Фридриха
Фальц-Фейна. Система национальных парков США и Канады при разработке стратегии своего функционирования признала приоритет интересов природы над интересами развлечения людей и коммерческой выгоды, отчасти такие изменения обусловлены ориентацией на прогрессивный подход к созданию заповедных земель сложившийся в Российской Империи
18
Однако роль охотничьих сообществ не стоит переоценивать, поскольку большинство членов не обладало специальным образованием, сохранялись мнения о «вредных видах животных», к их числу относили хищников: песца, соболя и белку, которых по Закону «Об охоте» 1892 года можно было истреблять в любое время года
19
Современному человеку, обладающему познаниями в сфере природоресурсного права понятно то, что «вредность вида» понятие относительное, у любого неинтродуцированного вида есть своя ниша в биоценозе. Так, хищные виды животных выполняют роль стабилизатора численности травоядных животных, их истребление приводит к превышению численности видов, что приводит к оскудению их кормовой базе, следствием выступает нехватка убежищ, пространства, что неминуемо влечет ослабление
17
Каледин А.П. Очерки истории русской охоты. М., 2010. С.31.
18
Горяшко А. Право человека на природу или право природы на жизнь? Мифы и факты об охраняемых природных территориях в России и за рубежом // «Биология», еженедельное приложение к газете «Первое сентября», май-июнь 2016, № 5-6, С. 10-11.
19
Старцев А.В. Государственное регулирование охотничьего промысла в России в XVIII - начале
XX в // Вестник ТГУ. 2015. №400. С.153.

14 популяции
20
. Заслуга в части разработки основ экосистемного подхода принадлежит природоохранной комиссии. Представители науки, забили тревогу, видя разрушения естественных экосистем, результатом их деятельности стало открытие в 1912 году - природоохранительной комиссии
Императорского Русского географического общества. Уже в 1915 году этой комиссией подготовлено первое в России Положение о заповедниках
21
. В
1916 году был учрежден государственный заповедник «Баргузинский», необходимость его открытия мотивировалась сохранением соболя, причем важным условием сохранения соболя ученые считали содержание его в естественной среде, в которой человек не будет оказывать никакого воздействия. Важным новшеством в деятельности природоохранной комиссии стало проведение экспедиций в регионах, как элемента сбора данных о положении сохраняемого вида в природе
22
С возникновением природоохранительной комиссии в государственном управлении начинает применяться экосистемный подход, данная тенденция имеет значение для характеристики развития правового регулирования животного мира, поскольку такой подход значительно повышает эффективность мер по сохранению и воспроизводству видов. Однако нельзя сказать, что ценность животного мира выходила за рамки имущественной; сохранение экосистем объясняется наиболее эффективным сохранением конкретного вида животного либо их видов в определенной среде, недопущения оскудения состояния природы.
Подводя итоги рассмотрения дореволюционного периода можно отметить то, что на его протяжении происходит становление правового регулирования животного мира; его прообразом выступают казуальные нормы имущественного порядка, они направлены на охрану объектов животного мира как собственности владельца определенной территории, при
20
Дауда Т.А,, Кощаев А.Г. Экология животных. Краснодар. 2015. С. 159-160.
21
Островская И. М. История становления и развития природоохранной деятельности государства в дореволюционной России // Бизнес в законе. 2012. №1. С.200.
22
К юбилею Постоянной Природоохранительной комиссии Императорского Русского географического общества //[Электронный ресурс]: https://www.rgo.ru/ru/page (дата обращения 28.04.2017).