Файл: Урок. Тип урока изучение, первичная проверка и закрепление новых знаний. Вид урока комбинированный урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черты чистой монополии можно наблюдать у местных предприятий общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станции и т.д.
Монопсония возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Например, предприятия-производители вооружения продают его единственному отечественному покупателю – государству.
Дуополия наблюдается при условии функционирования на рынке лишь двух монополий.
Двусторонняя монополия имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель.
Фирма-монополист устанавливает монопольные цены (завышенные при продаже и заниженные при покупке товаров) и благодаря этому получает сверхприбыль.
Монополист имеет возможность намеренно сокращать количество своих продаж, создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, и добиваться повышения цены.
Монопсонист, напротив, может уменьшить закупки у своих поставщиков (например, зерна, масла, картофеля у фермеров) и создать для них искусственные трудности сбыта продукции, вынудив тем самым снижать цены.
-
Закрепление материала.
-
Заполните таблицу «Позитивные и негативные явления конкуренции»
Конкуренция | |
Позитивные явления | Негативные явления |
| |
* Заполненная таблица
Конкуренция | |
Позитивные явления | Негативные явления |
Снижение издержек, Быстрое внедрение НТП, Гибкое приспособление к спросу, Высокое качество продукции, Препятствие к завышению цен. | Разорение многих субъектов рыночной экономики, Анархия и кризис производства, Чрезмерная эксплуатация ресурсов, Экологические нарушения. |
2) Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».
1. Согласны ли вы с тем, что несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он продает?
2. Разнообразие производства является условием совершенной конкуренции
3. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует ограниченное число фирм
4. Рынок приводит к дифференциации производителей
5. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется олигополией
6. Рынок, на котором один покупатель и много продавцов, есть монопсония
7. Рынок, на котором есть только один продавец и много покупателей, есть монополия
8. На рынке абсолютной монополии понятия «фирма» и «отрасль» совпадают
3) Учащиеся отвечают на контрольные вопросы и задания
1. Предположим, что в обществе производится слишком много тканей и недостаточно обуви. Поскольку в этой ситуации цены на ткани окажутся ниже стоимости, производители не смогут возместить затраты своего труда. В то же время цены на обувь превышают стоимость. Может ли такое положение сохраняться бесконечно долго? Какие изменения произойдут в отраслевой структуре производства?
2. Какую роль играет дифференциация продукта в монополизации рынка? Как вы относитесь к утверждению: «Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары способны замещать один другой, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче устанавливать на них монопольную цену»?
3. Какую роль играет реклама в условиях монополистической конкуренции? Как вы думаете, может ли реклама постоянно увеличивать прибыли фирм в условиях монополистической конкуренции?
4. Что такое естественная монополия, и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством?
5. «Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными». Как вы оцениваете это утверждение?
4) Вставьте пропущенные слова в предложения.
1. Противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли - ______________________
2. Рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену - ______________________
3. Рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей - ______________________
4. Рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары
, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества - ______________________
5. Рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей- ______________________
Ответы на пропущенные определения
1. конкуренция
2. совершенная (чистая) конкуренция
3. олигополия
4. монополистическая конкуренция
5. чистая монополия
5) Ответьте на вопросы теста (проверочный тест выдается каждому ученику). Работа в парах. Меняются работами и оценивают друг друга.
1. Каждый из нас является создателем спроса на определенные товары. И если, придя в магазин, вы не смогли оплатить полную цену товара при покупке, то означает ли это, что спрос на данный товар упал?
а. да, спрос упал;
б. да, спрос упал при условии, что товар не продан в кредит;
в. спрос не упал, так как он не зависит от каждой отдельной покупки;
г. спрос не упал, так как известно, что товар продали.
2. На начальном этапе разведки и обустройства нефтяных месторождений США сотни мелких хозяев устанавливали вышки на своих участках и качали нефть. В настоящее время добыча нефти монополизирована и большинство скважин на территории США заморожено. Что эффективнее для развития страны?
а. конкуренция;
б. монополия;
в. государственное регулирование производства;
г. сочетание монополии и конкуренции.
3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а. в каждой отрасли много производителей;
б. все производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию;
в. производители не в состоянии контролировать рыночную цену;
г. все перечисленное верно.
4. Что не относится к чистой монополии:
а. одна фирма в отрасли;
б. контроль над ценой;
в. вступление в отрасль блокированное;
г. дифференциация продукции.
5. Для олигополии характерно:
а. доминирует несколько крупных фирм;
б. ограничение контроля за ценой;
в. затрудненный вход в отрасль;
г. все перечисленное верно.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | г | г | г | г |
6. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия
Учитель: итак, вы узнали о типах конкуренции на современном рынке. Какой тип конкуренции преобладает в России в современных условиях? На каком рынке устанавливаются наихудшие условия для продавцов, а на каком – для покупателей?
Учащиеся: высказывают свою точку зрения
Рефлексия урока учениками:
Какова была тема урока?
Какая цель стояла перед тобой на уроке?
На какие знания, полученные тобой по этому предмету, ты опирался на уроке?
На какие знания по другим предметам ты опирался на уроке?
Какие новые знания, идеи, правила ты освоил, на уроке?
Какие мысли, чувства вызвал у тебя этот урок?
Оцените по десятибалльной системе всю работу класса на уроке с трех позиций:
Я (личный вклад собственного труда)
Мы (работа всего класса)
Дела (степень новизны темы).
7. Домашнее задание.
Ответить на контрольные вопросы практической работы:
1. Какие виды конкуренции вам известны?
2. Какая конкуренция типична для современной рыночной экономики?
3. Что общего и каковы различия между монополией и олигополией?
4. Что выгоднее для экономики: чистая или несовершенная конкуренция?
5. Почему монополии прибегают к ценовой дискриминации? Какие условия делают ее возможной?