Файл: Реферат Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра социологии и социальной работы

Реферат «Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии»

по дисциплине «История управленческой мысли»

Исполнитель:

Студентка группы УС-102 ___________ В.Е. Лабутина

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент ___________ Н.С. Сажина

Екатеринбург 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………4

1.1 Управленческая мысль в период раннего средневековья (V-X вв.)…….4

1.2 Управленческая мысль в период классического средневековья (XI-XVI вв.)…………………………………………………………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: актуальность выбранной темы обосновывается на исторических фактах управленческой мысли в феодальной Западной Европе и Англии, которые интересны и обсуждаемы и по сей день. Многим людям интересна история, а также данная тема, из-за этого она всегда будет востребована.

Цель: рассмотреть и изучить страны Западной Европы и Англию, где феодальная формация стала показательной, и разобрать основные моменты этих государств.

Задачи:

1.Поиск необходимой информации по теме «Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии» с помощью источников интернета и литературы;

2.Разбор темы;

3.Сравнение стран Западной Европы и Англии;

4.Анализ информации.

1.1 Управленческая мысль в период раннего средневековья (V-X вв.)

В V в. н.э. в результате натиска германских племен рухнула рабовладельческая Западная Римская империя, и на ее территории были образованы варварские королевства. Данные государства обладали бесспорно более простой, нежели империя, экономической и политической организацией, и в них были заметны остатки родового строя. В результате романо-германского синтеза, который происходил на большей части территории Западной Европы, образовались крупные феодальные земельные собственности и основные классы средневекового общества - феодалы и зависимые от них крестьяне.

Следует отметить тот факт, что в период раннего средневековья не было работ, специально посвященных управленческим и экономическим вопросам. Это можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, у германских государств был невысокий уровень экономического развития. Господствующее положение занимало натуральное хозяйство, земледелие было главной отраслью экономики, а денежное обращение не обладало существенным значением. Во-вторых, христианская религия была доминирующей формой идеологии в варварском обществе. Церковь оказывала существенное влияние на духовную жизнь средневекового общества. Это влияние было настолько сильным, что всем рассуждениям по интересующим вопросам, как правило, придавалась религиозно-этическая форма. В-третьих, сказывался известный регресс в области научной мысли, а также то, что управленческие вопросы в тот период времени еще не были выделены в самостоятельный объект исследований.

Тем не менее, в раннее средневековье управленческая мысль развивалась. В этот период времени возникли проблемы, с которыми античный мир еще не сталкивался, и которые необходимо было решить. Например, в связи с крушением рабовладельческого строя необходимо было по-новому взглянуть на физический труд, по-другому поставить вопрос о положении различных групп людей в обществе. Значительные проблемы возникли и в результате разложения общины, и в результате генезиса феодальных отношений.[1]

Трактуя вопросы управления, авторы VI-XI вв. ссылались на Библию и сочинения отцов христианской церкви (патристика), предлагая аргументы, содержащиеся в них. Подобный подход возник, например, при решении проблемы отношения к богатству.

В исторических документах раннего средневековья описаны проблемы, возникшие в результате разложения общины и генезиса феодализма (отношение к общине и закрепощению крестьянства, экономическая организация раннефеодальной вотчины, хозяйственные возможности натурального производства и пр.). Самое полное разъяснение данных вопросов отражено в исторических документах, которые относятся к периоду Франкского королевства.

Одним из главных источников по управленческой мысли Западной Европы раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях» (закон о поместьях), который был издан в начале IX в. Карлом Великим для всех поместий его монархии. Настоящий источник дает возможность рассмотреть хозяйственную основу вотчины и изучить экономические сдвиги, произошедшие на территории Франкского государства со времени «Салической правды».[2]

В «Капитулярии о поместьях» регулировался процесс управления королевскими землями (компетенция управляющих, исполнение повинностей крестьянами, охрана землевладений, сбор доходов, их сохранение и пр.), а также организация работ, содержание инвентаря, которые характерны для натурального хозяйства в условиях становления феодальных отношений.

На экономическую политику франкских королей как стратегию государственного управления оказывала сильное влияние церковь и экономические взгляды папской курии и епископата. Например, церковь требовала от своих прихожан уплатить десятину, аргументируя это необходимостью помогать бедным и наряду с этим преследуя свои материальные интересы. Данное требование было отражено в законодательстве Карла Великого.

В течение средневековья церковью велась лицемерная борьба против уплаты процентов за ссуды. Уже в раннем средневековье она смогла заставить общество негативно относиться к проценту и добиться издания законов, которые бы запрещали Ростовщичество. Отрицательное отношение королевской власти к взиманию процента отразилось, в частности, в законах Карла Великого. [3]

Развитие феодальных отношений в Англии протекало медленнее, чем в государствах Западной Европе (Франции, Италии и Испании). Англосаксонскими королевствами не были унаследованы римские формы эксплуатации, в результате этого община оказалась здесь более устойчивой. Рассуждать об управленческих идеях в англосаксонских королевствах можно, в первую очередь, благодаря правовым источникам. Важнейшими из которых являются «Правда» кентского короля Этельберта (начало VII в.), «Правда» уэссекского короля Инэ (ок. 690), «Правда» уэссекского короля Альфреда Великого (вторая половина IX в.), а также сочинения монаха и летописца Беды Достопочтенного (672 -- ок. 735).

В англосаксонских источниках отражен процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской власти. Пытаясь замаскировать тот факт, что интересы феодалов были защищены королевской властью, Беда Достопочтенный выдвинул идею о том, что короли заботятся о благополучии всего общества. Тем не менее, он вынужден был признать факт разделения общества на бедных и богатых. Факт социального и имущественного разделения крестьянства и распада родовых отношений отражен и в юридических источниках. Так, в законах Инэ описывалась мысль о том, что свободный человек и его несвободный сородич не связаны какими-либо обязательствами помогать друг другу. Королевская власть защищала новые формы зависимости и способствовала их распределению. Одновременно короли старались регламентировать эксплуатацию зависимого населения феодалами. Из источников англосаксонского периода можно сделать вывод и об отношении королевской власти к торговле. Для королей торговля являлась одним из главных источников доходов казны, поэтому, с одной стороны, они одобряли торговые операции, а с другой - старались их регламентировать.[4]

1.2 Управленческая мысль в период классического средневековья (XI-XVI вв.)

Во время классического средневековья развитие общественной мысли также было подвержено большому влиянию католической Церкви. В частности, значительное влияние на управленческую мысль в средние века оказывала каноническая доктрина, разработанная церковными юристами, которые были интерпретаторами церковного права. Канониками были истолкованы и экономические вопросы, в большинстве случаев с позиции античных традиций, взглядов Аристотеля. Но основным значением все-таки обладали классовые интересы феодалов, специфичные мотивы самой церкви, которая требовала социальных привилегий.

Сделать вывод об управленческих взглядах каноников можно благодаря «Своду канонического права», который был составлен в середине XII в. монахом Грацианом. Согласно мнению каноников идеалом для тех, кто хочет исполнять нормы церковного права, является общая собственность. Одновременно они считали, что частная собственность нужна для того, чтобы наказывать общество за «людское жестокосердие».

Классическое объяснение канонической доктрины было дано Фомой Аквинским (1225 или 1226--1274) -- итальянским монахом, аристократом по происхождению, который был объявлен церковью святым в 1323 году. Фома Аквинский создал известный трактат «Сумма теологии», который стал так называемой «энциклопедией католицизма». Основой политических, экономических и управленческих взглядов Фомы Аквинского были труды Аристотеля, но им также был развит и ряд собственных положений. Фома Аквинский боролся за централизацию власти, обосновывая это тем, что главным во Вселенной является Бог, в теле доминирует сердце, и даже у пчел есть царица. В особенности он подчеркивал тот факт, что короли должны подчиняться Папе Римскому.

В работе Фомы Аквинского «О правлении владык» человек рассматривается, в первую очередь, как существо общественное, при этом общество понимается органистическим образом. Фома Аквинский рассматривает общественное целое в виде иерархии, где каждое сословие выполняет соответствующие обязанности. Физическим трудом занимается большая часть людей, умственным - меньшая. Духовными пастырями общества являются служители церкви. Государство рассматривалось Фомой Аквинским как божественное установление, основная цель которого заключается в содействии общему благу, в поддержке мира и порядка в обществе, чтобы члены общества вели себя добродетельно и пр.

Фома выделял пять форм устройства государства, лучшей из которых, по его мнению, была монархия. Тем не менее, если монарх превращался в тирана, то общество, считал Фома, может выступить против него и свергнуть, несмотря на то, что власть обладает божественным источником. Также Фома признает право общества на выступление против главы государства лишь в том случае, если его правление противоречит церковным интересам.

Одной из значительных проблем, привлекающих внимание светских авторов, являлся вопрос о происхождении крепостничества. Данная проблема рассматривается, в частности, в «Кутюмах Бовуази» - сборнике обычаев средневекового французского права, которые использовались в основном на северо-востоке Франции в провинции Бовези. Данный сборник был написан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 году. [5]

В XIV--XV вв. во всей Западной Европе можно было наблюдать массовый переход от барщинной к оброчной системе. Пропали некоторые элементы личного крепостничества. Появилась проблема более полного использования поземельной зависимости и преимуществ феодального поместья.

С конца XI в. в западноевропейских городах начался экономический подъем. Это привнесло много новых моментов в развитие управленческой мысли, в которой случился так называемый переворот. Впервые управленческая мысль была освобождена в значительной степени от натурально-хозяйственной ориентации, был признан приоритет товарного производства. Образование городов в новом качестве привело к разработке специальной отрасли права -- городского права, в котором предметом забот в большей части статей была мировая торговля, реализовываемая на территории западноевропейских городов.

В XII--XIII вв. развернулись «коммунальные революции» под флагом свободы. Образовались коммуны в Италии, Франции, Нидерландах, вольные и имперские города Германии. В Германии получил популярность принцип, согласно которому «городской воздух делает свободным человека», прожившего один год и один день на городской территории.

Юридическим закреплением успехов горожан в борьбе с феодалами за свою самостоятельность стало так называемое магдебургское право, сложившееся в одноименном немецком городе в XIII в. Особое место в нем занимали нормы, регулировавшие торговлю и ремесла, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. Магдебургское право предоставляло городу самоуправление и собственный суд, право земельной собственности и освобождение от большей части феодальных повинностей. Затем - с XIV в. - оно было воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной Пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Польши и Литвы, а позже - с XVI в. - распространилось в Галиции и Белоруссии. [6]

Специфические вопросы организации товарного производства мало освещались в источниках по истории управленческой мысли западного средневековья. Правда, велись поиски справедливой цены, но это не означало научного анализа товарного производства. Сказывалось давление натурального хозяйства.

Сохранились сведения и об управленческих идеях, содержавшихся в различных рода ересях, авторами которых были представители народных масс. Распространение ересей было неизбежным, поскольку католическая церковь стояла на страже феодального режима, оправдывая феодальную эксплуатацию. Конечно, ереси были весьма разнородны, но неизменно содержали антифеодальный элемент. Более отчетливо социально-экономические чаяния народных масс отразились в требованиях крестьянских восстаний.

Восстание английских крестьян под руководством кровельщика Уота Тайлера (1381) особенно примечательно тем, что были выдвинуты две программы антифеодального характера. Майл-Эндская программа, представленная королю Ричарду II, предусматривала отмену крепостничества, барщины и установление земельной ренты в 4 пенса с акра. К этому добавлялось провозглашение свободы торговли и амнистирование повстанцев. Смитфилдская программа была выдвинута крестьянами Кента и не ставила задачи ликвидации крепостничества (поскольку они были лично свободными). Зато она требовала раздела церковных земель, возврата деревням общинных земель (захваченных лордами), уравнения сословий в правах, отмены «рабочего законодательства».

На фоне идеологической борьбы различных классов и сословий в Западной Европе продолжали выходить трактаты в стиле полицейского управления, но одновременно зарождалось свободолюбивое цивилизованное предпринимательство.[7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что самыми показательными в данном смысле стали страны Западной Европы, в которых феодальная формация существовала практически на протяжении 10 веков (X-XVI вв.). В этот период времени формировались новые народности, создавались централизованные государства, развивалась материальная и усложнялась духовная культура. В то же время в европейском обществе определяющим было мировоззрение Римско-католической церкви, общественная мысль, а вместе с ней и управленческая мысль постоянно менялись из-за происходивших естественных перемен в процессе эволюции социально-экономических и политических систем.

Основными моментами генезиса феодального способа производства являлись процесс превращения свободных производителей материальных благ и рабов в феодально-зависимых крестьян и формирование крупного феодального землевладения. Характерной особенностью данного периода была ожесточенная борьба крестьянской общины с феодальными поместьями. Благодаря феодализму образовались разнообразные формы крупного производства и прежде всего вотчинные предприятия производственного характера. Основой данных процессов являлись феодальные тенденции, возникшие в результате распады первобытнообщинного строя и античного общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1]- Управленческая мысль в период раннего средневековья (V-X вв.) URL: https://studwood.net/1080884/menedzhment/upravlencheskaya_mysl_period_rannego_srednevekovya Текст: электронный.

[2] - Управленческая мысль в Западной Европе в V-ХVI вв. URL: https://infopedia.su/17xe9af.html Текст: электронный.

[3] - Управленческая мысль V–XV вв.: источники, концепции и особенности. URL: https://port-u.ru/osnovyglava2/schoolchelotnosh/1547-upravlencheskaya-mysl-v-xv-vv-istochniki-kontseptsii-i-osobennosti Текст: электронный.

[4] - Управленческая мысль Средневековья URL: https://studopedia.su/15_151010_vopros--upravlencheskaya-misl-srednevekovya.html#:

:text=Развитие%20феодальных%20отношений%20в%20Англии,прежде%20всего%20по%20правовым%20источникам Текст: электронный.


[5] - Управленческая мысль в период классического средневековья (XI-XVIвв.) URL: https://studwood.net/1080885/menedzhment/upravlencheskaya_mysl_period_klassicheskogo_srednevekovya Текст: электронный.

[6] - История управленческой мысли URL: https://nashaucheba.ru/v16758/?cc=1&page=10 Текст: электронный.

[7] - Экономика феодализма URL: http://www.bibliotekar.ru/2-8-39-istoriya-economiki-1/32.htm Текст: электронный.