Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Накануне первых выборов - 80 партий: выход из ИНК нескольких левых группировок, образовали Крестьянско-рабочую партию, Народный конгресс, Демократический фронт. Образуется Социалистическая партия. Тенденция к консолидации право-консервативных сил: организация Джан сангх (Народный союз).
На первых выборах 1951-52 гг победил ИНК => однопартийное правительство в центре и штатах. Выборы закрепили определенный сдвиг влево, укрепили левые и центристские силы. ИНК получила мандат на проведение программы экономических и социальных реформ, направленных на перестройку колониально-феодальной структуры.
После обретения Индией независимости первоочередными задачами были: преодоление экономической отсталости, нищеты, голода, ликвидация неграмотности большинства населения, массовой безработицы, решение аграрного и других социальных вопросов, национальных, религиозных и кастовых противоречий. Председатель прав-ва Джавахарлал Неру разработал программу соц-эк реформ, а так же стратегию внешней политики, получившую название «курс Неру». Выборы 1951 г укрепили позиции ИНК, кот получил возм-ть сформ-ть однопартийные прав-ва в центре и штатах и начать воплощать эту программу.
«Курс Неру» предполагал «смешанную экономику» - параллельное развитие частного и гос сектора, внесение элемента гос планирования; импортозамещающая индустриализация при форсировании гос. капитализма; развитие форм гос контроля, поддержка мелкого предпринимательства; в собственность государства отошли все предприятия, принадлежавшие колониальным властям; национализация банков, ж/д, крупных ирригационных сооружений, военных заводов
Политика в отношении ин компаний: протекционизм, создание благоприятных условий для развития индийской национальной экономики; потребность во внешних инвестициях, направляемых в тяжпром. Развитие госсектора и строительство тяжпрома – основа эк независимости и политической самостоятельности Индии. Негативные явления процесса: рост бюрократии, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение социальных проблем.
Внутренняя политика:
По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма», строившегося на принципах «социального компромисса». Составной его частью был этатизм (ведущая роль гос-ва в экономике – в 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только гос собственность). Предполагалось отменить кастовые ограничения, упразднить неприкасаемость, ввести равноправие полов и т.д. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие гос сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Неру взял курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР), но: медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финансовый кризис.
Внешняя политика: Дж. Неру провозгласил принцип «Панча шила» – пять принципов мирного сосуществования различных социальных систем(1954 г): 1) взаимное уважение терр целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование. Неру старался держаться нейтрального курса (неприсоединение к военным блокам, развитие дружественных отношений с СССР), но в некоторых ситуациях был вынужден склониться к одному из полюсов (напр. во время конфликта с Китаем 1962 г.). Авторитет Неру пошатнулся после этого инцидента. Политическая оппозиция стала выступать против «курса Неру». Премьер-министру удалось вывести из правительства несколько министров, недовольных политикой его кабинета, и продержаться у власти еще некоторое время.
*С середины 80х г – постепенный отход от «курса Неру»: развитие производства на экспорт, абсорбирование технологий, ликвидация нерентабельных предприятий, развитие свободной рыночной конъюнктуры, приток иностранного, в т.ч. и частного, капитала прежде всего в электронную промышленность. Можно сказать, что в несколько деформированном варианте «курс Неру» осуществлялся до 1991 г, когда индийский парламент принял решение о снижении роли гос-ва в экономике.*
Результаты «курса Неру» можно считать неоднозначными. С одной стороны, он провел глубокие политические и социальные реформы, которые заложили фундамент для нового витка развития страны, но, с другой стороны, последний период его правления и неудачная экономическая политика ввергли страну в кризис, негативно повлиявший на ее развитие в последующие годы.
15.Внутриполитический курс И. Ганди.
1966-77 – премьер-министр И.Ганди: монополия на власть ИНК подорвана, в некоторых штатах - коалиционные правительства с преобладанием оппозиционных ИНК сил и коммунистов => ряд популистских мер с целью расширить социальную базу партии за счет поддержки низших слоев национального капитала: национализация 14 крупнейших частных банков, принятие закона о монополиях и ограничение торговой практики, установление сфер предпринимательства государства, крупных частных компаний и мелкой промышленности
, программы увеличения с/х занятости, 1969 г – раскол внутри ИНК на ИНК (И) (с Индирой) и ИНК (О) («синдикат» с Морарджи Десаи).
В оппозиции к Национальному конгрессу были как различные проиндусские партии, так и коммунистическая, социалистическая, народная крестьянско-рабочая партии и ряд других радикальных движений и группировок. Критике подверглась позиция ИНК в социальных вопросах. В условиях безработицы, тяжелого продовольственного положения естественное недовольство охватило многие группы индийского общества, в первую очередь рабочих, ремесленников, мелких служащих.
Сопротивление помещиков проведению в жизнь земельных реформ усилило крестьянское движение. Крестьяне отбирали излишки земли у помещиков, что вызывало недовольство зажиточной части сельского населения.
В ИНК существовали различные группировки, отражавшие несовпадающие интересы социальных слоев, связанных с этой партией, — от крупных капиталистов и землевладельцев до интеллигенции, мелкой буржуазии города и деревни, трудящихся масс. В этом многообразии коренились и сила (общенациональный авторитет) ИНК, и его внутренняя слабость. Удерживать единство помогали традиции общей борьбы за независимость, понимание общих интересов, а также (не в последнюю очередь) личность Дж.Неру. Качества выдающегося политического лидера, популярность его в народе, влияние в имущих слоях и международное признание давали ему возможность осуществлять интегрирующую функцию и в Конгрессе, и в стране. Смерть Неру в 1964 г. привела к активизации различных (особенно правых) групп в ИНК.
Выборы 1967 г. показали, что ИНК, сохранив положение самой влиятельной партии, все же потерял часть мест в парламенте и Законодательных собраниях штатов. Больше мандатов и мест в парламенте получили правые партии и коммунисты, обострилась внутрипартийная борьба в местных организациях ИНК. Стремясь восстановить популярность Конгресса, Индира Ганди (дочь Дж. Неру), возглавившая в 1966 г. правительство, и ее сторонники в Конгрессе и вне его выступили за проведение новых реформ, направленных на поощрение мелкого производства, расширение сферы деятельности госсектора.
И. Ганди провела законы о национализации 14 крупных банков, а затем и оптовой торговли. В ходе осуществления этих мер были созданы филиалы банков по всей стране, что привело к увеличению банковских депозитов, накоплению средств и росту ассигнований на развитие госсектора. Правительством также была ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум. Эти мероприятия укрепили популярность ИНК, что проявилось в его победе на досрочных выборах в 1971 г. После выборов прогрессивные реформы были продолжены, однако рост государственного аппарата, связанный с реализацией этих планов, вел к усилению влияния бюрократии и снижению эффективности госсектора. Кроме того, повторявшаяся засуха в период с 1972 по 1975 г., война с Пакистаном (1971 г.), приведшая к образованию Бангладеш и к наплыву миллионов беженцев в Индию, а затем
нефтяной кризис 1973—1974 гг. оказали крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.
К середине 1970-х гг. политическая борьба в стране обострились. Оппозиционные силы спровоцировали беспорядки, заставившие правительство ввести чрезвычайное положение. В этих условиях ряд политических партий (преимущественно консервативного толка) сумели создать блок, названный «Джаната парти», который добился на парламентских выборах 1977 г. победы. Национальный конгресс впервые за годы независимости потерпел поражение.
Однако вскоре после выборов обнаружился ненадежный характер объединения оппозиционных сил и их избирательного успеха. Уже при формировании правительства возникли разногласия и борьба честолюбий. Остались невыполненными обещания широким массам, возросли цены на продовольствие, промышленные товары, увеличились налоги и инфляция. Все это позволило Индире Ганди и ее сторонникам в ИНК(И) одержать победу на выборах 1980 г.
16.Индия в 1980-е гг. – начале 2000-х гг.: политические изменения и экономические реформы.
ПР.-МИНИСТР И. ГАНДИ (1980-1984)
Победив на выборах 1980 г. и образовав правительство во главе с Индирой Ганди, ИНК(И) должен был решать чрезвычайно сложные проблемы. К ним относились укрепление экономической независимости страны, смягчение социальных конфликтов, этнорелигиозной розни, противоречий между центральной властью и штатами.
Приход ИНК(И) к власти произошел в условиях новых трудностей, связанных с засухой 1979 г. и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения правительство Индии вступило в переговоры с МВФ с целью получения крупного кредита, который был предоставлен в размере 5 млрд долл. при условии проведения следующей программы: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. В ноябре 1981г. эта программа стала реализовываться, но еще до истечения срока, в мае 1984 г. ее выполнение было приостановлено, так как она не дала ожидаемого результата, а только привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала лишь 3,9 млрд долл.
На первых выборах 1951-52 гг победил ИНК => однопартийное правительство в центре и штатах. Выборы закрепили определенный сдвиг влево, укрепили левые и центристские силы. ИНК получила мандат на проведение программы экономических и социальных реформ, направленных на перестройку колониально-феодальной структуры.
После обретения Индией независимости первоочередными задачами были: преодоление экономической отсталости, нищеты, голода, ликвидация неграмотности большинства населения, массовой безработицы, решение аграрного и других социальных вопросов, национальных, религиозных и кастовых противоречий. Председатель прав-ва Джавахарлал Неру разработал программу соц-эк реформ, а так же стратегию внешней политики, получившую название «курс Неру». Выборы 1951 г укрепили позиции ИНК, кот получил возм-ть сформ-ть однопартийные прав-ва в центре и штатах и начать воплощать эту программу.
«Курс Неру» предполагал «смешанную экономику» - параллельное развитие частного и гос сектора, внесение элемента гос планирования; импортозамещающая индустриализация при форсировании гос. капитализма; развитие форм гос контроля, поддержка мелкого предпринимательства; в собственность государства отошли все предприятия, принадлежавшие колониальным властям; национализация банков, ж/д, крупных ирригационных сооружений, военных заводов
Политика в отношении ин компаний: протекционизм, создание благоприятных условий для развития индийской национальной экономики; потребность во внешних инвестициях, направляемых в тяжпром. Развитие госсектора и строительство тяжпрома – основа эк независимости и политической самостоятельности Индии. Негативные явления процесса: рост бюрократии, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение социальных проблем.
Внутренняя политика:
-
Административно-терр реформа (1956 – Закон о реорганизации штатов): создание 19 штатов и союзн территорий, границы к-рых более-менее совпадали с этнолингвистическими. Реорганизация отдельных штатов проводилась в теч 60-70х, но к стабильности это так и не привело. -
Аграрная реформа – заминдары (помещики) лишены ф-ции сбора налогов, у них отчуждалась за выкуп часть земли. Арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель. Законодательная гарантия защиты прав землепользователей: ограничение ставок арендной платы, установление «потолка» для площади индивидуальных землевладений. С 1953: реализация программы общинного развития, ставившая задачу организации сети учреждений по распространению в деревне передового с/х опыта; создание на селе кооперативных объединений. Минусы: Законы об аграрной реформе, получившие одобрение в штатах, содержали значительные пробелы, позволявшие, с одной стороны, сгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положение о верхнем пределе площади землевладений; для большинства арендаторов выкупные платежи были очень большими. Проблема крестьянского безземелья не была решена.
По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма», строившегося на принципах «социального компромисса». Составной его частью был этатизм (ведущая роль гос-ва в экономике – в 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только гос собственность). Предполагалось отменить кастовые ограничения, упразднить неприкасаемость, ввести равноправие полов и т.д. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие гос сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Неру взял курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР), но: медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финансовый кризис.
Внешняя политика: Дж. Неру провозгласил принцип «Панча шила» – пять принципов мирного сосуществования различных социальных систем(1954 г): 1) взаимное уважение терр целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование. Неру старался держаться нейтрального курса (неприсоединение к военным блокам, развитие дружественных отношений с СССР), но в некоторых ситуациях был вынужден склониться к одному из полюсов (напр. во время конфликта с Китаем 1962 г.). Авторитет Неру пошатнулся после этого инцидента. Политическая оппозиция стала выступать против «курса Неру». Премьер-министру удалось вывести из правительства несколько министров, недовольных политикой его кабинета, и продержаться у власти еще некоторое время.
*С середины 80х г – постепенный отход от «курса Неру»: развитие производства на экспорт, абсорбирование технологий, ликвидация нерентабельных предприятий, развитие свободной рыночной конъюнктуры, приток иностранного, в т.ч. и частного, капитала прежде всего в электронную промышленность. Можно сказать, что в несколько деформированном варианте «курс Неру» осуществлялся до 1991 г, когда индийский парламент принял решение о снижении роли гос-ва в экономике.*
Результаты «курса Неру» можно считать неоднозначными. С одной стороны, он провел глубокие политические и социальные реформы, которые заложили фундамент для нового витка развития страны, но, с другой стороны, последний период его правления и неудачная экономическая политика ввергли страну в кризис, негативно повлиявший на ее развитие в последующие годы.
15.Внутриполитический курс И. Ганди.
1966-77 – премьер-министр И.Ганди: монополия на власть ИНК подорвана, в некоторых штатах - коалиционные правительства с преобладанием оппозиционных ИНК сил и коммунистов => ряд популистских мер с целью расширить социальную базу партии за счет поддержки низших слоев национального капитала: национализация 14 крупнейших частных банков, принятие закона о монополиях и ограничение торговой практики, установление сфер предпринимательства государства, крупных частных компаний и мелкой промышленности
, программы увеличения с/х занятости, 1969 г – раскол внутри ИНК на ИНК (И) (с Индирой) и ИНК (О) («синдикат» с Морарджи Десаи).
В оппозиции к Национальному конгрессу были как различные проиндусские партии, так и коммунистическая, социалистическая, народная крестьянско-рабочая партии и ряд других радикальных движений и группировок. Критике подверглась позиция ИНК в социальных вопросах. В условиях безработицы, тяжелого продовольственного положения естественное недовольство охватило многие группы индийского общества, в первую очередь рабочих, ремесленников, мелких служащих.
Сопротивление помещиков проведению в жизнь земельных реформ усилило крестьянское движение. Крестьяне отбирали излишки земли у помещиков, что вызывало недовольство зажиточной части сельского населения.
В ИНК существовали различные группировки, отражавшие несовпадающие интересы социальных слоев, связанных с этой партией, — от крупных капиталистов и землевладельцев до интеллигенции, мелкой буржуазии города и деревни, трудящихся масс. В этом многообразии коренились и сила (общенациональный авторитет) ИНК, и его внутренняя слабость. Удерживать единство помогали традиции общей борьбы за независимость, понимание общих интересов, а также (не в последнюю очередь) личность Дж.Неру. Качества выдающегося политического лидера, популярность его в народе, влияние в имущих слоях и международное признание давали ему возможность осуществлять интегрирующую функцию и в Конгрессе, и в стране. Смерть Неру в 1964 г. привела к активизации различных (особенно правых) групп в ИНК.
Выборы 1967 г. показали, что ИНК, сохранив положение самой влиятельной партии, все же потерял часть мест в парламенте и Законодательных собраниях штатов. Больше мандатов и мест в парламенте получили правые партии и коммунисты, обострилась внутрипартийная борьба в местных организациях ИНК. Стремясь восстановить популярность Конгресса, Индира Ганди (дочь Дж. Неру), возглавившая в 1966 г. правительство, и ее сторонники в Конгрессе и вне его выступили за проведение новых реформ, направленных на поощрение мелкого производства, расширение сферы деятельности госсектора.
И. Ганди провела законы о национализации 14 крупных банков, а затем и оптовой торговли. В ходе осуществления этих мер были созданы филиалы банков по всей стране, что привело к увеличению банковских депозитов, накоплению средств и росту ассигнований на развитие госсектора. Правительством также была ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум. Эти мероприятия укрепили популярность ИНК, что проявилось в его победе на досрочных выборах в 1971 г. После выборов прогрессивные реформы были продолжены, однако рост государственного аппарата, связанный с реализацией этих планов, вел к усилению влияния бюрократии и снижению эффективности госсектора. Кроме того, повторявшаяся засуха в период с 1972 по 1975 г., война с Пакистаном (1971 г.), приведшая к образованию Бангладеш и к наплыву миллионов беженцев в Индию, а затем
нефтяной кризис 1973—1974 гг. оказали крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.
К середине 1970-х гг. политическая борьба в стране обострились. Оппозиционные силы спровоцировали беспорядки, заставившие правительство ввести чрезвычайное положение. В этих условиях ряд политических партий (преимущественно консервативного толка) сумели создать блок, названный «Джаната парти», который добился на парламентских выборах 1977 г. победы. Национальный конгресс впервые за годы независимости потерпел поражение.
Однако вскоре после выборов обнаружился ненадежный характер объединения оппозиционных сил и их избирательного успеха. Уже при формировании правительства возникли разногласия и борьба честолюбий. Остались невыполненными обещания широким массам, возросли цены на продовольствие, промышленные товары, увеличились налоги и инфляция. Все это позволило Индире Ганди и ее сторонникам в ИНК(И) одержать победу на выборах 1980 г.
16.Индия в 1980-е гг. – начале 2000-х гг.: политические изменения и экономические реформы.
ПР.-МИНИСТР И. ГАНДИ (1980-1984)
Победив на выборах 1980 г. и образовав правительство во главе с Индирой Ганди, ИНК(И) должен был решать чрезвычайно сложные проблемы. К ним относились укрепление экономической независимости страны, смягчение социальных конфликтов, этнорелигиозной розни, противоречий между центральной властью и штатами.
Приход ИНК(И) к власти произошел в условиях новых трудностей, связанных с засухой 1979 г. и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения правительство Индии вступило в переговоры с МВФ с целью получения крупного кредита, который был предоставлен в размере 5 млрд долл. при условии проведения следующей программы: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. В ноябре 1981г. эта программа стала реализовываться, но еще до истечения срока, в мае 1984 г. ее выполнение было приостановлено, так как она не дала ожидаемого результата, а только привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала лишь 3,9 млрд долл.