Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Положение в Индии после окончания Второй мировой войны. Сразу после окончания войны, помимо острых разногласий между религиозными общинами, Индия столкнулась с рядом других проблем.
Первая связана с офицерами бывшей Индийской национальной армии (ИНА). Сам С.Ч. Бос незадолго до окончания войны погиб в авиакатастрофе, но сотни офицеров оказались в плену и против них в ноябре 1945 г. были начаты судебные процессы. В Индии многие считали их патриотами, к ним относились с сочувствием. В защиту офицеров ИНА прошли массовые выступления, так, в ноябре 1945 г. состоялась всеобщая стачка в Калькутте, затем подобные акции неоднократно повторялись.
Вторая проблема связана с использованием после войны индийских войск в Индонезии и во Французском Индокитае. С осени 1945 г. в Индии развернулось движение протеста против использования индийских войск для подавления национального движения в других странах. Протестующие требовали возвращения индийских войск на родину и скорейшей их демобилизации. Пик движения пришелся на февраль 1946 г. В это время объявили забастовку военные летчики, требуя демобилизации и протестуя против расовой дискриминации индийцев; в Бомбее началась стачка военных моряков, требующих немедленного вывода войск из Индонезии. Выступления моряков в Бомбее были поддержаны всеобщей забастовкой, объявленной 22 февраля 1946 г. Только Валлабхаи Пателю удалось уговорить бастующих вернуться к работе — конфликт был разрешен.
Третья проблема — крестьянское движение, которое началось в княжествах в самом конце войны. Наиболее массовыми были выступления в самом крупном княжестве — Хайдарабад (в Телингане), где крестьяне выступили против того, чтобы у арендаторов отбирали землю. В 1946 г. это движение было поддержано и в колонии, особенно в Центральных провинциях. Волнения проходили и в другом княжестве — Кашмире. Там протесты были направлены против деспотии князя, сатьяграха принимала даже форму отказа от уплаты налогов. Лидеры ИНК и лично М.К. Ганди неоднократно вмешивались в дела Кашмира, требуя от князя освободить арестованных активистов Национальной конференции — организации, пользовавшейся большим авторитетом в Кашмире.
Четвертая проблема связана с разразившимся в Индии после окончания войны продовольственным кризисом, переросшим в настоящий голод (по некоторым данным, им была охвачена третья часть населения).
Таким образом, Индию раздирали глубокие противоречия, многие из которых грозили стать неуправляемыми в обозримом будущем, что, безусловно, усиливало стремление Англии как можно скорее покинуть этот регион.
Завершение переговоров о предоставлении независимости
9 декабря 1946 г. открылось наконец Учредительное собрание. Его председателем был избран Раджендра Прасад. Но ситуация в стране была сложной: волнения на религиозной почве продолжались и зимой 1946/47 г.
В начале 1947 г. вице-король Уэйвелл пришел к заключению, что невозможно сформировать единую центральную власть в Индии. Он рекомендовал английскому правительству либо сохранить контроль над Индией по крайней мере еще на 10 лет, либо предоставлять независимость постепенно, провинции за провинцией. Английское правительство такой вариант явно не устраивал, и 22 марта 1947 г. оно назначило новым вице-королем лорда Маунтбеттена, человека, который всю войну провел в Индии в качестве командующего войсками. Было объявлено, что Великобритания уйдет из Индии не позднее июня 1948 г.
Маунтбеттен очень активно взялся за дело. Он считал, что даже этот срок (июнь 1948 г.) — слишком поздняя дата, к этому моменту насилие станет неконтролируемым. Английское правительство согласилось с таким выводом. 3 июля 1947 г. Маунтбеттен представил план раздела Индии. К тому времени стало очевидно, что сохранить единство вряд ли удастся, и даже такие ярые противники раздела, как М.К. Ганди, были с этим согласны.
Предлагалось одновременно предоставить права доминионов, разделив Индию на два государства: Индию и Пакистан. Пакистан состоял из двух частей — западной и восточной. В западный Пакистан должны были войти Синд, Белуджистан, Северо-Западная пограничная провинция и Западная часть Пенджаба (примерно 1 /4 всей провинции). К восточной части Пакистана отходили Восточная Бенгалия (примерно 2 /3 территории) и Силхетский округ Ассама, где был проведен референдум.
Пакистан даже не представлял единого целого: западная его часть была отделена от восточной полосой индийской территории в 1600 км. Само по себе это было нелепым государственным образованием, в котором объединялись самые разные народы с общей религией.
Другая часть плана Маунтбеттена была посвящена индийским княжествам. Их было около 600, и формально они не входили в состав английской колонии. По плану Маунтбеттена все княжества должны быть включены или в состав Индии, или в состав Пакистана — решать это должны были сами правители. Но княжества не могли объявлять себя независимыми государствами.
Пока наверху занимались лишь передачей власти, времени на тщательное проведение демаркации границы в Пенджабе и Бенгалии не оставалось. Это было поручено специальной комиссии по демаркации под председательством Сирила Рэдклиффа. Комиссия работала в течение двух месяцев, но невозможно было в принципе провести границы, устраивающие всех. Миллионы людей стали покидать районы, отходившие к соседнему государству.
В ходе этого массового исхода погибло много людей. Дороги заполнялись сотнями тысяч беженцев, которые двигались в противоположных направлениях и время от времени пытались сводить счеты друг с другом. Сикхи нападали на мусульман, мусульмане — на индуистов. Жестокость порождала жестокость, вражда охватила огромные территории. Все же на территории Индии осталось свыше 45 млн. мусульман, что составляло 12% населения; индуистское меньшинство сохранилось и в Пакистане — в Восточной Бенгалии проживало около 30 млн. индуистов.
Много недоразумений происходило при разделе финансов, делопроизводства, административных функций, вооруженных сил. На территории Индии оказалось 90% полезных ископаемых и промышленного потенциала, а Пакистан сосредоточил на своей территории производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Население Индии составило 320 млн. человек, Пакистана — 71 млн. человек.
И все же 15 августа 1947 г. была провозглашена независимость двух государств — Индии и Пакистана. Премьер-министром Индии стал Д. Неру, генерал-губернатором — Ч. Раджагопалачария, правительство Пакистана возглавил Лиикат Алихан, а М. Али Джинна стал генерал-губернатором.
Предоставление независимости Индии и Пакистану оказало огромное влияние и на соседние английские колонии. 4 февраля 1948 г. была провозглашена независимость Цейлона (Шри Ланки). Тогда же обрели государственный суверенитет Непал и Бирма.
/. Начавшаяся в 1939 г. война прервала процесс постепенного ухода англичан из Индии. В разразившемся конфликте с колониальными властями ИНК попытался оказать давление на Англию, используя неблагоприятные для нее обстоятельства. Лидеры национального движения в Индии были убеждены, что главное — добиться ухода англичан, а все остальные проблемы разрешатся сами собой.
2. Мусульманская лига, приняв в 1940 г. Лахорскую резолюцию о Пакистане, не присоединилась к бойкоту английских властей. Заполнив вакуум после ухода в отставку правительств, сформированных ИНК, она занялась пропагандой идеи раздела страны, в чем немало преуспела.
3. Индия внесла существенный вклад в победу антифашистской коалиции, став для Англии главным поставщиком продовольствия, сырья и промышленных товаров. За время войны изменилась к лучшему ситуация в национальной экономике, ускорился процесс вытеснения из нее английского капитала, окрепли финансовая система Индии и позиции местных предпринимателей.
4. После 1945 г. непрерывно ухудшающаяся ситуация в Индии вынудила англичан ускорить процесс предоставления стране независимости. Резня 1946—1947гг. окончательно убедила общество, что обретение независимости страной возможно только в случае ее раздела на два государства: Индию и Пакистан.
14.Внутренняя и внешняя политика Дж. Неру.
«эпоха Неру» (1947-1964)
1-й премьер-министр - Джавахарлал Неру. Первоочередные задачи:
- индианизация административного аппарата и ВС
- разработка проекта новой Конституции
- разработка системы отношений с субъектами федерации.
В период с 1947-49 гг. происходит присоединение княжеств к Инд → встает вопрос о реорганизации адм-полит системы и образовании штатов, причем не на нац основе, чтобы предупредить сепаратистские тенденции. Сложная обстановка сложилась в княжестве Джамму и Кашмир, князь которого объявил о присоединении этого княжества к Индийскому Союзу в то время, как большинство населения составляли мусульмане. Начался вооруженный конфликт, продолжающийся до сих пор.
1950 г. – приянта Конституция Индии, по кот Индийский Союз провозглашен суверенной парламентской республикой, основанной на принципах демократизма и секуляризма.
Конституция
- предусматривала высокую степень централизации с элементами федерализма
- закрепила важнейшие буржуазно-демократические свободы
- запрещала дискриминацию на нац, расовой, кастовой и религиозной основе.
Т.о. с 1950 г. Индия - суверенная парламентская республика во главе с президентом. Высший законодат орган - Центральный парламент, с-й из 2-х палат (Народная палата и Совет штатов). Законодательными органами штатов стали законодательные собрания. Центр прав-во - Совет Министров.
Характерн особен местного самоупр-я - сочетание выборных органов с назначаемыми прав-вами штатов чиновниками. Существовало 3 группы штатов с различным правовым статусом: бывшие провинции Британской Индии, бывшие княжества, бывшие главнокомиссарские провинции).Общ яз – хинди.
→ Наступает республиканский этап в развитии независимой Индии.
1947-1964 – премьер-министр Дж.Неру: претворение в жизнь «курса Неру»: предполагавшаяся импортозамещающая индустриализация при форсировании государственного капитализма. «Концепция индийского социализма» - строился на принципах социального компромисса, секуляризма и предотвращения конфликтности на этно-конфессиональной основе. Уникальность – нац характер, 50е - рост популярности коммунистического движения: увеличилось количество голосов в поддержку КПИ В конце 50х усилось значение региональных партий. При сохранившемся доминировании ИНК в центре - ослабление его позиций на уровне штатов.
Итогом 50-о независимого развития Индии стало обретение легитимной политической системы при пост расширении ее массовой базы (участие в выборах превышает 60%, больше голосует не за личность, а за конкретную политическую партию, меньше голосов за «независимых» кандидатов).
1950 – Конституция Индии: Индийский союз провозглашен суверенной парламентской республикой, основанной на принципах демократизма и секуляризма, демократические свободы, запрет дискриминацию. Глава государства – Президент. Высший законодательный орган – Центральный Парламент из 2 палат: Народная палата (туда прямые выборы на 5 лет) и Совет Штатов. Всеобщее избирательное право. Созданы 3 группы штатов с различным правовым статусом:1) бывшие провинции британской Индии; 2) бывшие княжества; 3) бывшие главнокомиссарские провинции (т.е. не имевшие самоуправления); системы управления в каждой группе различались. Вместе с получением независимости в Индии начался период расслоения общенациональной антиколониальной коалиции => 1950е: отделение от ИНК политических течений и образование новых партий.
Внутри самого ИНК образовалось 2 течения: группировка Дж. Неру, (центристы и левые, курс на развитие «смешанной экономики» при преимущественном развитии государственного сектора, внесение планового начала и развитие регулируемой государством экономики, осуществление аграрной реформы и соц. программ для поднятия уровня жизни малоимущих слоев; нейтралистский внешнеполитический курс, т.е. всестороннее развитие отношений, в том числе, и с соцстранами; группировка В. Пателя (зам. премьер-министр и министр внутренних дел) и П. Тандона (председатель ИНК) – консервативные круги ИНК, курс на всемерное и неограниченное развитие частнокапиталистического предпринимательства, создание рынка и подключение страны к международной капиталистической системе разделения труда; нет радикальным преобразованиям в деревне и упор на техническое перевооружение с/х; внешняя политика – ориентация на западные страны, на страны Британского Содружества.=>