Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Созданная в 1960 г., она, установив контроль над мировым экспортом нефти, начала в 70-е гг. повышать цены на нее, действуя как международный картель или синдикат. Действия ОПЕК вызвали в мире энергетический кризис, увеличив доходы стран ОПЕК. Очень быстро этот путь достижения экономической независимости оказался малоэффективным. Страны Запада провели совершенствование производства путем сокращения расходов энергоносителей. Также увеличили добычу страны, не являющиеся членами ОПЕК. В результате страны ОПЕК вынуждены сокращать добычу нефти, чтобы сохранить цену, а это привело к падению доходов. Наконец цена на нефть и газ значительно упала. На полученные нефтедоллары страны ОПЕК так и не создали современной конкурентоспособной промышленности, которая бы компенсировала падение доходов от исчерпания природных ресурсов. Эти страны так и остались зависимыми от экспорта. Энергетический кризис сильнее всего ударил по развивающимся странам.

Импортозаменяющая индустриализация для многих стран была неосуществима из-за отсутствия необходимых природных и человеческих ресурсов, незначительного внутреннего потребления: 40% стран в мире имеют территорию, меньшую 100 тыс. кв. км с населением до 3 млн. человек. Кроме того, этот курс означает сохранение отсталости в области технологий. Индустриализация, которая проводилась без учета возможностей, вела к финансовой задолженности, а ее бремя переводился на плечи населения.

Постепенно в развивающихся странах убедились в необходимости пересмотра стратегии развития. Суть новой стратегии заключается в том, чтобы не противодействовать мировой экономике, а приспособить ее к своим потребностям.

В 1974 г. группа стран "Третьего мира" стала инициатором созыва специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по экономическим вопросам, где была принята «Декларация о установлении нового мирового экономического порядка» (НМЭП). Его суть заключается в перераспределении финансовых и технологических ресурсов в интересах развивающихся стран. Основой для таких притязаний стал тезис об ответственности развитых стран. Страны Запада не согласились с обвинениями, но выразили готовность содействовать модернизации.

В момент развертывания дискуссий, положение стран "третьего мира" ухудшилось. Попытку решить проблемы с помощью внешних займов привели к росту долга стран "Третьего мира".


Оставался один выход: форсировано развивать экспортный потенциал и способствовать ввозу иностранного капитала. Эти меры дали толчок развитию новым структурам. Их поддерживали МВФ и МБРР. Льготные кредиты выдавались этими учреждениями при условии проведения рыночных реформ:

- Стабилизации денежного обращения;

- Ликвидации дефицита бюджета;

- Приватизации нерентабельных предприятий госсектора;

- Введения свободных цен;

- Либерализации внешней торговли.

Следовательно, преодоление отсталости оказалось для стран Азии и Африки не только экономической проблемой. Этот процесс стал, по сути, взаимодействием цивилизаций. Ведь отсталость была связана с господством традиционных укладов. Их преодоление означало модернизацию общества. Модернизация оказалась ничем иным, как попыткой внедрить элементы чужой цивилизации. Такое цивилизационное взаимодействие породило невероятные коллизии, которыми так богат "третий мир", когда за фасадом парламентских институтов оказывались родоплеменные отношения, когда внезапно появлялись "исламские республики", которые закрепляли в своих конституциях бесправие женщин и телесные наказания и т.д. При этом попытка ускорить модернизацию, навязать традиционному обществу обошли его ценности, иногда вызывали бурную консервативную реакцию. Пример этому – исламская революция в Иране.

В решении всех проблем страны "Третьего мира" шли каждая своим путем. У них были разные стартовые позиции и не одинаковые темпы развития. В результате возросла дифференциация между странами "Третьего мира". К концу XX в. усилилась социально-политическая дифференциация стран Азии и Африки, в результате чего выделилось несколько однотипных групп развивающихся государств.

Наименее развитые страны характеризуются низкими и даже отрицательными темпами развития. К этой группе относится ряд государств Тропической Африки, Азии (Камбоджа, Лаос). Несмотря на преобладание аграрного сектора хозяйства (до 90 %), они не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Высокие темпы прироста населения в сочетании с низкой производительностью сельского хозяйства и вывозом сырья усугубляют социально-экономическую ситуацию в странах этой группы, приводят к дефициту питания и голоду.

Ряд государств можно отнести к странам среднего уровня развития

(Египет, Сирию, Тунис, Алжир, и др.). Экономика государств этой группы характеризуется относительной развитостью промышленности, внутренней и внешней торговли, в них не столь остро стоит проблема нищеты и голода. В то же время наблюдается существенное технологическое отставание от развитых стран и большая внешняя задолженность.

Специфическую группу составляют нефтедобывающие государства: Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ и др. Наличие крупнейших в мире запасов нефти позволило этим странам войти в число наиболее богатых государств мира по уровню доходов на душу населения. Однако экономика нефтедобывающих государств развивается односторонне и потенциально уязвима.

Высоких темпов экономического роста добилась группа государств, которая получила название новых индустриальных стран (Юж. Корея, Сингапур, Тайвань, Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины и др.). Для этой группы стран характерно активное развитие промышленности, включая наукоемкие производства, продукция которых во многом отвечает уровню мировых стандартов и ориентирована на экспорт.

Пути модернизации

Примеры стран

Характеристика

Импортозамещающая индустриализация

Египет, Нигерия, Индия и др.

Создание отраслей промышленности группы «А», с целью организации производства необходимых товаров и избежать экономической зависимости от Запада. Большинство стран осуществляло эти меры с опорой на помощь СССР.

Эксплуатация природных ресурсов

Страны ОПЕК

Национализация или установление контроля над добычей природных ресурсов. Объединение большинства производителей для координации своих действий на мировом рынке. Завышение цен на сырье. Получение сверхприбылей. Технологическая и экспортная зависимость от стран Запада.

Экспортно-ориентированная стратегия развития

«Азиатские тигры» (1-я волна: Юж. Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур; 2-я волна: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Въетнам)

Создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Модернизация посредством инвестиций и государственная поддержка экспортных отраслей. Широкая экспансия на внешний рынок с дешевыми качественными товарами.


10.Ганди М.К.: политический портрет, концепция общественного развития.

Мохандас Карамчанд Ганди(1869-1948).

Политико-правовая концепция М. К. Ганди основывается на религиозно-нравственных постулатах и составляет часть его универсальной морально-философской доктрины, чтобы «в человеческом уме и человеческом обществе не разделялись непроходимой стеной общество, политика и религия». В индуизме он усматривал «поиски истины ненасильственными средствами». Принцип «Ахимсы» – «непричинение вреда», казался Ганди абсолютным мировым законом, извечным доброжелательством ко всему живому, побуждающим человека избавиться от злобы и ненависти к своим врагам.

Первоначально М. К. Ганди главной целью освободительного движения считал получение независимости как эквивалент предоставления Индии самоуправления (сварадж) в рамках Британии. Сварадж предполагал либерализацию государственного строя и политического режима: введение всеобщего избирательного права (отмена имущественного и образовательного ценза); сделать доступными в государственном аппарате должности для лиц, которые «окажутся для них пригодными»; с цель покончить с карьеризмом, снизить жалованье на военной и гражданской службе; реформировать правосудие (упростить и удешевить его); провести административную реформу (разделить государство на провинции «на лингвинистической основе» с предоставлением им местного самоуправления). С ростом национально-освободительного движения разгорается борьба масс – «пурна сварадж». И Ганди пошел на уступки – соглашался на статус доминиона.

Непоследовательность Ганди в освободительной борьбе объясняется сущностью гандийской теории «сатьяграха» (стойкость, твердость, упорство в отстаивании истины). М. К. Ганди обьяснял это следующим образом: «Однажды в разговоре с европейцами я убедился, что термин «пассивное сопротивление» слишком узок, что под ним подразумевается оружие слабого против сильного, почти такое, что внушено ненавистью и в конце может вылиться в насилие». Но насилие само по себе не снимает противоречий, а лишь переводит их в другую плоскость. Поэтому «сатьяграха» имеет две формы: «несотрудничество» и «гражданское неповиновение». Несотрудничество – это бойкот деятельности государства: уклонение от государственной службы, неучастие в правительственных партиях, отказ от почетных титулов и должностей, игнорирование правительственных займов, воздержание от учебы в государственных учебных заведениях.
Гражданское неповиновение – это демонстративное нарушение законов колониальных властей, невыполнение предписаний официальных учреждений.

Средствами «сатьяграхи» М. К. Ганди надеялся произвести «революцию в сердцах людей» и таким путем реорганизовать, обновить общество, нравственной силой сопротивляющихся заставить врага подвергнуться самоочищению. Однако полностью от насильственных методов Ганди не отказывался, заявляя о том, что «я скорее предпочел бы, чтобы Индия прибегала к оружию для защиты своей чести, нежели чтобы она из-за своей трусости оказалась и осталась беспомощной жертвой своего собственного бесчестия».

Ганди верил в возможность проповедью гуманизма убедить капиталистов в том, что их состояние – результат труда народа и поэтому они должны использовать свои богатства в его интересах.

О государстве. Государство – это средоточие насилия в его концентрированной и организованной форме, бездушный чудовищный механизм подавления индивида, абсолютное зло, несовместимое с «чистой демократией» и свободой человека.

Вместо колониального аппарата будет учреждена новая «ненасильственная власть», отвоеванная ненасильственными средствами, возведенная на ненасильственном фундаменте. Новое управление станет "верховной властью народа, основанной на чисто моральном авторитете." Однако, наличие в таком государстве органов осуществляющих «необходимое насилие»: тюрем, полиции, армии, чиновничества он не исключал. Такое государство он назвал «преимущественно-ненасильственное», главная функция которого – экономическая.

Создание «ненасильственного» государства Ганди предполагал в форме федерации самоуправляющихся сельских республик – общин. Такое устройство получило название «просвещенного анархизма». Управлять общинами должна коллегия из пяти человек, ежегодно избираемая взрослым населением. Ее охрану несут все жители поочередно. Здесь должна быть полная демократия, основанная на индивидуальной свободе и создающая условия для всестороннего развития личности. Каждая республика – самообеспечиваемая хозяйственная единица. Работы в ней проводятся по возможности на кооперативных началах и с применением элементарных орудий труда. В перспективе он видел всемирную федерацию государств, построенной на принципах ненасилия.