Файл: Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее значение, единство индусов и мусульман ослабло. Более того, повсеместно начались столкновения на религиозной почве, погромы. Усилились экстремистские организации в обеих общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди Махасабхи», которая пыталась насильственно обращать в индуизм местное мусульманское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Совместное проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое.
/. После ПМВ в Индии начался новый этап антиколониального движения. Он был вызван главным образом внутренними причинами и недальновидной политикой английских властей.
2. В ходе потрясших Индию событий ИНК стала массовой партией со своей разветвленной структурой и чрезвычайно эффективной новой тактикой — сатьяграхой.
3. Английские власти, даже обладая превосходящими силами, убедились в собственном бессилии перед тактикой сатьяграхи. Единственным орудием властей стало провоцирование насильственных актов и раскол населения по религиозному признаку.
4. К сожалению, единство индусов и мусульман в Индии ослабло, сплачивающий две общины фактор — халифатистское движение — утратил свое значение. Пути двух ведущих политических организаций Индии ИНК и Мусульманской лиги окончательно разошлись.
12.Вторая сатьяграха и англо-индийские переговоры.
Создание комиссии Саймона (1927) и обострение противоречий между британскими властями и ИНК.
В 1927 г. было объявлено о создании комиссии Саймона (английский юрист). Целью комиссии, возглавляемой Дж. О. Саймоном, была разработка новой Конституции для Индии, но состоять комиссия должна была из одних англичан. При этом, правда, было заявлено, что по всем вопросам комиссия будет консультироваться с индийскими политическими партиями и организациями. Но все равно получалось, что англичане будут решать, какого рода самоуправление предоставить Индии. Индийские политические партии были возмущены действиями англичан и объявили бойкот работе комиссии.
В декабре 1927 г. на сессии ИНК в Мадрасе был создан специальный комитет для разработки своего проекта Конституции. Его возглавил Мотилал Неру («Комитет Мотилала»).
В июле 1928 г. комиссия представила проект («Конституция Неру»). Предпринимались попытки согласовать проект с Мусульманской лигой и представить его в качестве единого, но межпартийная конференция в Калькутте в декабре 1928 г. закончилась неудачей. Делегаты не смогли договориться о представительстве общин в Центральном законодательном собрании (Мусульманская лига требовала себе Уз мест), после чего лидер мусульман Мухаммед Али Джинна покинул конференцию. Тогда же, в декабре 1928 г., на сессии ИНК в Калькутте был одобрен проект М. Неру и принято решение: дать англичанам год для раздумий, после чего, если не будет позитивного ответа, добиваться только полной независимости.
В декабре 1929 г. на сессии ИНК утверждается решение требовать независимости для Индии и начать подготовку к новой сатьяграхе.
Воздействие мирового экономического кризиса на Индию Тем временем разразился мировой экономический кризис, который быстро достиг Индии. Еще в 1927—1928 гг. страна столкнулась с аграрным кризисом — падением цен на джут, хлопок, пшеницу, масличные культуры. Потеряв доходы, крестьяне не могли платить в прежнем размере земельный налог. В июне 1928 г. один из соратников М.К. Ганди, Валлабхаи Патель, провел в Гуджарате успешную сатьяграху, бойкотировав уплату земельного налога.
Мировая депрессия еще больше снизила цены на сельскохозяйственную продукцию, что фактически вело к росту налогов. Хотя формально налоги оставались прежними, для их уплаты необходимо было произвести и продать в 2—3 раза больше продукции. Это приводило к тому, что землевладельцы стремились перевести крестьян на денежную аренду. Крестьяне-собственники, будучи не в состоянии уплатить земельный налог, оказались перед выбором: или потерять землю и уйти в город, или попасть в кабалу к ростовщикам, или расстаться с семейными драгоценностями, которые в Индии есть у каждой женщины, чтобы все же уплатить налог и спасти землю. Огромное количество драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов потекло из Индии в Англию, что в известной степени помогло англичанам стабилизировать свою финансовую систему.
Пытаясь преодолеть кризис сбыта, Англия стремилась расширить сбыт своей продукции в Индии. Были отменены все протекционистские тарифы на продукцию хлопчатобумажной и железоделательной промышленности. Деятельность индийских конкурентов была затруднена: власти повысили акцизы и сборы на железнодорожные перевозки в Индии. Отказавшись от золотого стандарта фунта стерлингов, Англия тем самым повысила курс индийской национальной валюты — рупии, что сразу же сделало индийские товары дороже. Это привело к разорению тысяч мелких и средних предприятий в Индии, росту безработицы, работающие вынуждены были согласиться на сокращение зарплаты на 30—40%. Кризис обострил социальную напряженность, население усиленно распродавало сбережения, чтобы выжить.
Нараставшее в обществе негодование все более явно направлялось против колониальных властей. Появились даже радикальные группы, исповедовавшие террор. Они действовали, в основном, в двух районах —
Бенгалии и Пенджабе. Разумеется, их общая численность была невелика и шансов получить существенную поддержку населения — никаких. Сами акции террористов ничтожны по своему числу. Крупнейшие из них — это налет на арсенал в Читтагонге, (Бенгалия) в 1930 г. и взрыв бомбы в Центральном законодательном собрании в Дели, который произвел террорист Бхагат Сингх. Но общество было возмущено методами борьбы английских властей с террористами.
Особый протест вызвал так называемый «Бенгальский указ», который позволял властям проводить превентивные аресты подозреваемых в терроризме, вводить цензуру и ограничивал права на защиту. Следует учитывать, что, хотя в абсолютном большинстве индийцы крайне отрицательно относились к насилию, многие из террористов в их глазах были национальными героями, а меры, принимаемые в отношении них английскими властями, вызывали однозначное осуждение.
НАЧАЛО САТЬЯГРАХА И ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» В январе 1930 г. депутаты от ИНК вышли из Законодательных собраний. 26 января 1930 г. был объявлен всеобщий хартал. Началась подготовка к новой сатьяграхе. Ее лидером вновь был назначен М.К. Ганди. Это означало, что именно он должен был выбирать формы бойкотов и выдвигать требования к английским властям.
В марте 1930 г. были опубликованы т. н. «11 пунктов Ганди». Нет необходимости перечислять их все, но важно отметить, что в них выдвигались требования, которые готовы были поддержать разные слои общества. В частности, снизить наполовину земельный налог и военные расходы, сократить жалованье английским чиновникам, вновь ввести протекционистские тарифы на ввозимые в Индию товары. Одно из требований касалось отмены монополии английских властей на добычу и продажу соли. Разумеется, все эти требования носили второстепенный характер — англичане могли их удовлетворить. Но основная цель Ганди состояла в другом — он добивался от властей начать переговоры с ИНК по проекту Конституции.
Все ждали от Ганди сигнала о начале сатьяграхи. Английскому вице-королю сообщили, что Ганди покинул свою резиденцию и направился к морю. По дороге к нему присоединились тысячи сторонников. 6 апреля 1930 г. Ганди, выйдя к побережью в Гуджарате, начал выпаривать соль из морской воды, дав тем самым сигнал, с чего следует начать на этот раз сатьяграху. Он был сразу же арестован за нарушение закона, но его примеру последовали миллионы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений полиции и демонстративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно арестовали.
Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом английских товаров. Началось массовое пикетирование магазинов, к чему Ганди призвал индийских женщин. Именно в это время сотни тысяч мусульманских женщин в ответ на призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими товарами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщинами в Индии далеко не всегда.
В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс. человек. Английские власти явно пытались спровоцировать население на насильственные акции. Так, в Северо-Западной пограничной провинции был расстрелян массовый митинг патанов (пуштунов), но и там вспышки насилия не произошло. Движение в этом районе возглавлялось организацией «Краснорубашечников» во главе с легендарным Абдул Гаффарханом, который провозгласил себя ярым сторонником Ганди и приверженцем его принципов ненасилия.
В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахарлал. Деятельность ИНК была запрещена, на активы и имущество организации наложен арест. Колониальные власти решили игнорировать Конгресс. В то же время они устанавливали контакты с иными политическими силами в стране, не принимавшими участия в сатьяграхе.
В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения проекта новой индийской Конституции. В ней приняли участие представители Мусульманской лиги, Либеральной партии, организации Хинду Махасабха, даже представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане надеялись обойтись без самой крупной политической силы в Индии.
К тому времени позиции мусульманских лидеров заметно радикализируются, им становится все труднее находить контакт с мусульманами, членами ИНК. Именно в 1930 г. известный общественный деятель Мухаммед Икбал высказал идею выделения из Индии независимого мусульманского государства. Тогда она была отвергнута Лигой, но впоследствии нашла свое выражение в создании Пакистана.
Пакт Ганди—Ирвинг и приглашение ИНК на Конференцию «круглого стола»
Пока Конференция «круглого стола» продолжала свою работу в Лондоне, ситуация в Индии для англичан не улучшалась. Власть фактически была парализована, и стало ясно, что, если и удастся о чем-то договориться в Лондоне, без ИНК это не будет иметь никакого значения. Даже аресты руководителей не могли нарушить ход сатьяграхи: Ганди придумал хитроумную систему замены арестованных, и в каждом районе знали, кто возглавит кампанию после ареста очередного руководителя.
Уже в конце 1930 г. колониальные власти начали переговоры с лидерами ИНК. Первые контакты с ними проходили в тюрьме, а затем, в январе 1931 г., их освободили и переговоры шли в обычных условиях. 5 марта 1931 г. был подписан пакт Ганди — Ирвинг (вице-король) на следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических заключенных. ИНК в свою очередь прекращает кампанию сатьяграхи.
Соглашение было утверждено на сессии ИНК в Карачи в марте 1931 г. На этой же сессии обсуждалась программа социальных и политических преобразований в будущей независимой Индии. Там, в частности, впервые говорилось о намерении ИНК провести в Индии реформу административно-территориального деления на лингвистической основе, о национализации ключевых отраслей экономики и многом другом.
Тем временем начинаются взаимные обвинения сторон в нарушении соглашения Ганди—Ирвинг. Так, англичане освободили не всех арестованных, оставив в тюрьмах обвиненных в терроризме. Мало того, продолжал действовать «Бенгальский указ», который давал возможность властям проводить аресты людей и держать их под арестом без суда по обвинению в терроризме. Англичане также имели свои претензии: в отдельных районах продолжался стихийный отказ от уплаты земельного налога и арендной платы, т. е., по сути, сатьяграха была прекращена не везде, а местные организации ИНК были вынуждены поддержать ее участников.
В сентябре 1931 г. М.К. Ганди прибыл в Лондон на Конференцию «круглого стола». Однако его пребывание в Англии было недолгим. После того как англичане предложили лидерам «неприкасаемых» отдельную курию, пугая их тем, что в независимой Индии им якобы придется совсем плохо наедине с представителями более высоких каст, Ганди прервал участие в конференции и покинул Лондон. Он прекрасно понял, к чему ведут дело англичане. Если будет выделена отдельная курия для каст «неприкасаемых», сразу же начнется цепная реакция: каждая группа каст станет добиваться своей курии, и договориться тогда уже будет совершенно невозможно.