Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) Оренбургский институт (филиал) выпускная квалификационная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под квалификацией следует понимать степень овладения работником профессиональными навыками на основании полученных теоретических и практических знаний, приобретенных в результате обучения и опыта работы.

  1. Введение профессиональных стандартов в качестве обязательных, наряду с тарифно-квалификационными справочниками, повлекло за собой ряд проблем, связанных с определением соответствия работников, уже состоящих в трудовых отношениях.В связи с этим, предлагается профессиональные стандарты рассматривать как типовые, носящие рекомендательный характер, что даст возможность работодателям на их основании устанавливать соответствующие требования к квалификации работников для осуществления своей трудовой функции с учетом особенностей и потребностей определенной сферы деятельности.

  2. На основании анализа основных элементов, составляющих содержание аттестации, и научной литературы предложено следующее ее определение. Аттестация – это процедура, направленная на обоснованную объективную оценку профессионально-квалификационных, деловых, личностных качеств работника и подтверждение (установление) соответствия его занимаемой должности, а также стимулирование работника к повышению своего профессионального уровня.

В современных российских актах по аттестации наблюдаются различные подходы в определении аттестации, ее целей, задач и принципов. В качестве основного критерия классификации аттестации предложено определить ее цель, т.к. именно цель проведения аттестации предопределяет и ее периодичность, и обязательность процедуры проведения.

  1. Независимая оценка квалификации в настоящее время может рассматриваться как дополнительный инструмент оценки квалификации работников, позволяющий как работнику, так и работодателю обратиться в соответствующий орган для установления квалификации работника, в том числе, в случае возникновения спора по поводу обоснованности вынесенного по результатам аттестации решения.

  2. Проанализировано законодательство Российской Федерации об ученичестве. В настоящее время профессиональная подготовка не является образованием, т.к. не направлена на повышение образовательного уровня обучающегося, а имеет целью ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

  3. Главу 31 «Общие положения» раздела IX ТК РФ «Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование» дополнить положением, определяющим понятие аттестации, ее принципы, порядок проведения и принятия решения. Предложены варианты решений, принимаемых аттестационной комиссией, их правовую силу с точки зрения обязательности для работодателя. К таким решениям следует относить: соответствует аттестуемый работник занимаемой должности или не соответствует. Что касается рекомендаций, то они могут быть приняты аттестационной комиссией, например, о возможности назначения на соответствующую должность, лица, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, но обладающего достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющего качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, либо о целесообразности проведения дополнительной профессиональной подготовки. Такие рекомендации должны учитываться работодателями, но он вправе принять собственное решение.


Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в нем выводы и обобщения могут стать наработкой для дальнейшего изучения рассматриваемой нормы и практики ее применения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут применяться в правоприменительной практике и способствовать повышению эффективности в области повышения квалификации. Кроме того, представленные в диссертационном исследовании научно-теоретические и практические разработки могут быть использованы при преподавании таких учебных дисциплины, как «Трудовое право Российской Федерации», «Трудовые споры».

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена системной подработкой проблемы и подтверждается достаточным количеством наблюдений, современными методами исследования, которые соответствуют поставленным работе целям и задачам.

Отдельные положения диссертационного исследования отражены в докладах и выступлениях автора на научно-практических конференциях, результаты исследования опубликованы в тезисах докладов. Кроме того, проведенные разработки используются для оказания консультативной и практической помощи.

Структура работы. Структура диссертационного исследования определяется его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка источников и литературы по рассматриваемой теме.


ГЛАВА 1. КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ: ПОНЯТИЕ И СООТНОШЕНИЕ С ИНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПЕРСОНАЛА


    1. История развития и теоретические основы законодательства Российской Федерации о повышении квалификации работников


Древнерусское государство характеризовалось достаточно высоким уровнем развития ремесел и дифференциацией их по отраслям1, что требовало высокой квалификации ремесленников и наличия системы передачи знаний и умений от мастера ученикам. К IX веку складывается сословно-профессиональная система обучения2. Ученики, как правило, набирались из того же социального слоя, что и мастер, а процесс подготовки работника осуществлялся в процессе самой трудовой деятельности, когда ученик, с учетом его возраста и срока ученичества, постепенно приобщался к отдельным видам деятельности, постигал секреты своей профессии и становился вначале подмастерьем, а затем мастером3. Отношения между мастером и учеником (его законными представителями) регулировались договором гражданско-правового характера, которым определялись срок ученичества, обязанности ученика, обязательства мастера и т. п.

К XV в. отношения по поводу ученичества достигли такой степени развития, что отдельные нормы, направленные на их регулирование, начинают закрепляться в законе. В XVII в. вводится требование регистрации записи ученика (т.е., по сути, договора об обучении) в Холопьем приказе. Ст. 45 главы ХХ Соборного Уложения 1649 г.4 устанавливала: «А кто отец или мати отдаст кому в работу сына или дочь на урочныя лета, и по тех своих детех ручаются, и дадут на себя записи за руками в том, что тех их детем от тех людей, кому они их отдадут, не сбежати, и никакова дурна не учинить, и в Холопье приказе те записи в книгах будут записаны... А которыя жилые записи в Холопьем приказе в книгах будут не записаны: и по тем записям истцом отказывать». Но в целом в XIV-XVII вв., как отмечает И.В. Занданов, «государственное вмешательство в процесс обучения ремеслам было минимальным»1.

Дальнейшее развитие законодательства, регулирующего профессиональную подготовку и обучение работников, происходит в XVIII в. Реформы Петра I затронули почти все стороны хозяйственной жизни, в том
числе и сферу подготовки работников, и, как отмечается в научной литературе, «положили начало развитию профессионального образования в России». В 1701 г. создается школа для подготовки специалистов по морскому делу2, при заводах и фабриках организуется обучение работников рабочим специальностям, требующим высокой квалификации. Именным указом Петра I от 27 апреля 1722 г. «О цехах» не только подтверждалось требование к лицам, принимаемым в цех, иметь отпускные письма, но также вводилась обязанность цеха проверять квалификацию принимаемых работников: «ежели похотят, какие художники и кроме граждан и из других чинов людей и из людей Боярских и из поселян в городах какия художества делать: то и таковым пришед в том городе, где, кто похочет жить, явиться того цеха старший, кто какое художество имеет. Ежели у таковых будут от помещиков или от прикащиков их отпускныя письма, потому ж записывать, и оных всех свидетельствовать всем цехом; и по свидетельству которые явятся достойны быть мастерами, тем давать письма, что им быть мастерами».

В 1785 году вводится Ремесленное Положение, включенное в Грамоту на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г.3 как его составная часть. Согласно Ремесленному Положению в городах все ремесленники разделялись по цехам или ремесленным управам, которые состояли из мастеров «одинакаго ремесла». Но цеха или ремесленные управы не могли быть образованы, если число ремесленников было менее пяти. Цеха и ремесленные управы подчинялись городовому магистрату или ратуше. Устанавливался порядок управления цехом или ремесленной управой. Ремесленное Положение детально регламентировало вопросы обучения ремеслу. За мастером закреплялось право иметь подмастерьев и учеников и предписывалось «оных принимать, выписывать и содержать по договору». Мастер был обязан «подмастерьями обходиться кротко, не по ремеслу работы с них не требовать, платить им точно, и содержать исправно». Мастером мог стать только работник, прошедший обучение у мастера и получивший свидетельство Ремесленной управы: «Запрещается в городе, где котораго ремесла Управа учреждена, не учась у записнаго мастера, и не имея Управнаго свидетельства, называться того ремесла мастером или иметь подмастерьев, или учеников, или вывеску того ремесла». Для получения права на занятие определенным ремеслом работник должен был пройти испытания и показать свою квалификацию. Подмастерье становился мастером не ранее, чем
после трех лет работы подмастерьем, и если он получил свидетельство от мастера и одобрение от ремесленной управы. До этого срока подмастерье мог стать мастером только если он получил от мастера «свидетельство, что ремеслу обучен» и прошел квалификационные испытания. Испытания заключались в том, что подмастерье должен был представить управному старшине и старшинским товарищам свою работу, по одобрении которой ему назначался «урок по ремеслу» (своего рода контрольное задание). Управный старшина вместе с несколькими мастерами должен был «освидетельствовать урок». При положительном результате подмастерье представлялся сходу ремесленников для получения одобрения, после чего ему выдавалось управное свидетельство и он представлялся городовому магистрату (или ратуше), для получения разрешения на занятие ремеслом. Однако, согласно Ремесленному Положению, мастером мог быть только достигший возраста 24 лет. Подмастерье, прошедший испытания, но не достигший 24 лет, не мог стать мастером.

Уставом цехов от 12 ноября 1799 г. вводятся квалификационные требования для мастеров. Устав цехов установил не только требования к компетентности и опыту мастера, но также к его экономическому и социальному положению и к морально-нравственным качествам1.

Желающий быть мастером подвергался испытанию «в знании мастерства», которое проводилось цеховой управой. Мастер, «отличивший себя в Столице в искусстве его и научивший многих учеников, получа в том от Начальства свидетельство», при переезде в другой город освобождался от испытаний.

В середине XIX в. указанные нормы Ремесленного Положения и Устава цехов вошли в Устав ремесленный. При этом Устав ремесленный несколько изменил критерии, которым должен отвечать мастер, исключив требование быть свободного состояния и уточнив, что для получения звания мастера последний должен пробыть подмастерьем три года.

Во второй половине XIX в. ускоряется развитие промышленного производства. В то же время, основанное на ручном труде ремесленное производство1, теряет экономическое значение и, соответственно, сокращается активность государства в правовом регулировании отношений в данной области. Государство все более активно начинает регулировать отношения в сфере промышленного производства, в частности, берет на себя функции подготовки работников-специалистов – инженеров, техников, технологов, управленческого персонала и т. п. – для работы на заводах и фабриках.