Файл: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа) Оренбургский институт (филиал) выпускная квалификационная работа.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уставом о промышленности фабричной и заводской образуется Технологический институт, целью которого объявлялось «приготовление людей, имеющих достаточныя теоретическия и практическия познания, для управления фабриками или отдельными частями оных». Создаются технические училища, готовившие специалистов для отдельных отраслей экономики.
Государственные учебные заведения осуществляли подготовку инженерно-технических и управленческих кадров. Обучение же рабочим профессиям осуществлялось непосредственно на фабриках и заводах. При некоторых предприятиях создавались школы и училища для детей рабочих, которые давали общее образование и готовили резервы для пополнения рабочей силы.
Квалификационные требования к работникам рабочих специальностей нормативно не закреплялись. При найме рабочих работодатель обязан был только проверять наличие у них вида на жительство. Эти правила действовали вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Таким образом, в начале ХХ в. в Российской империи сложилась система подготовки работников для нужд промышленности, в которую входили государственные образовательные учреждения, готовивших специалистов инженерно-технического профиля и управленческие кадры; а также совокупность школ и училищ при заводах и фабриках, осуществлявших общеобразовательную подготовку работников рабочих специальностей, выпускники которых пополняли кадры рабочих, трудовые функции которых не требовали высокой квалификации. Правовое регулирование подготовки работников для нужд промышленности регулировалось отдельными нормами, закрепленными в различных нормативных правовых актах, регулирующих:
– во-первых, трудовые отношения (например, Устав о промышленном труде, Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и др.);
– во-вторых, деятельность образовательных учреждений (например, Временное Положение о Техническом Училище почтово-телеграфного ведомства).
Параллельно функционировала система подготовки работников для нужд ремесленного производства в виде института ремесленного ученичества, регулируемого Уставом ремесленным, а также нормами гражданского права.
Новый этап в развитии законодательства о профессиональной подготовке работников начался с образованием Советского государства. Изменение социальной сущности государства не могло не отразиться на трудовом законодательстве, в том числе в области квалификации и подготовки работников. КЗоТ РСФСР 1918 г.
1 требовал от учреждений и лиц, имевших надобность в рабочей силе и обращавшихся в связи с этим местные отделы и отделения распределения рабочей силы, указывать в требовании, как условия предлагаемой работы, так и те условия, которым должен удовлетворять труженик (профессия, специальные познания, опыт). С целью определения квалификации нанимаемого работника вводится практика испытаний, предшествующих окончательному принятию его на работу. Работник, не прошедший испытания, имел право обжаловать решение непринятии в профессиональный союз, членом которого он состоит. Профсоюз должен был провести переговоры с работодателем. В случае, если согласованное решение не было выработано и переговоры не давали результата, дело переходило в местный отдел труда, решение которого признавалось окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежало.
В последующие годы, как отмечает Н.В. Закалюжная, «планомерно развивается законодательство об установлении квалификации работникам, занимающимся в системе производственно-технического обучения»1. Развивая положения КЗоТ РСФСР об испытании при приеме на работу, Декрет СНК РСФСР от 17.06.1920 «Общее положение о тарифе (Правила об условиях найма и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР)» определил, что испытание устанавливается местной расценочной комиссией и должно быть приурочено возможно ближе к тому характеру работ, на которые приглашен испытуемый. В зависимости от результатов испытания испытуемый либо окончательно принимался на работу, либо отчисляется. В последнем случае ему производился расчет за время испытания по тарифным ставкам того разряда, к которому он был отнесен местной Расценочной Комиссией при приеме на испытание. Одновременно вводятся обязательные испытания для учащихся системы производственно-технического обучения, закончивших в установленный срок изучение той или иной специальности, причем ученикам предоставлялось право подвергнуться испытанию и до истечения установленного срока ученичества2.
Положения об испытании, аналогичные содержащимся в КЗоТ РСФСР 1918 г., были включены и во вновь принятом КЗоТ РСФСР 1922 г. При этом КЗоТ РСФСР 1922 г. обязал нанимателя немедленно извещать о результатах испытания (о принятии или отчислении) подлежащие органы Народного Комиссариата Труда. До истечения срока предварительного испытания трудящийся считался безработным, и за ним сохранялась установленная в органах Народного Комиссариата Труда очередь.
К концу гражданской войны РСФСР испытывала острую нехватку в квалифицированной рабочей силе. Для решения задачи обеспечения производства квалифицированными кадрами и в целях ускорения подготовки квалифицированных рабочих, были предприняты чрезвычайные меры. Декретом СНК РСФСР от 29 июля 1920 г. «Об учебной профессионально-технической повинности» все рабочие в возрасте от 18 до 40 лет были объявлены подлежащими учебной профессионально-технической повинности, от которой освобождались только лица, имеющие подготовку в объеме не ниже бывших ремесленных училищ или же обучающиеся в технических учебных заведениях (вечерних техникумах, рабочих факультетах и пр.)1.
Все подлежащие обучению рабочие обязаны были пройти заводские или заменяющие их вечерние краткосрочные курсы в порядке очередей, устанавливаемых заводоуправлениями по соглашению с профессиональным союзом. По окончании гражданской войны и в связи с принятием нового КЗоТ РСФСР 1922 г. учебная профессионально-техническая повинность была отменена2.
КЗоТ РСФСР 1922 г. посвятил отдельную главу (глава XII, ст.ст. 121-128) регулированию ученичества. Учениками признавались лица, состоявшие в школах ученичества, учебных бригадах и мастерских, а такие проходившие индивидуальное обучение в процессе производства, под руководством квалифицированных рабочих. Обязанность проведения необходимых мероприятий для правильной постановки обучения возлагалась на предприятия. Установление сроков было отнесено к компетенции НКТ РСФСР, но он не мог превышать 4-х лет для наиболее высокой квалификации. Учеников запрещалось отвлекать ни на какие, не относящиеся к изучению их специальности, работы.
Указанные положения дали толчок развитию подготовки работников в форме фабрично-заводского обучения. В 20-30-е гг. ХХ в., как отмечает И. В. Занданов, школы фабрично-заводского ученичества, которые создавались непосредственно при предприятиях, стали основной организационной формой профессионального обучения1.
В 1925 г. принимается Положение о школах рабочих подростков2. Перед школами рабочих подростков ставилась цель «подготовки квалифицированных рабочих, необходимых для пополнения убыли в квалифицированной рабочей силе и для поднятия промышленности на высшую ступень». Выделялись:
1. Школы фабрично-заводского ученичества, подготовляющие квалифицированную рабочую силу по специальности
;
2. Школы при производстве в отраслях промышленности, не требующие сложных производственных навыков, и в подсобных работах. Учащиеся, успешно закончившие школу, получали об этом соответствующие свидетельства от совета школы, а учащиеся, не выполнившие требований учебного плана, увольнялись из предприятия и из школы. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 31 июля 1925 г.3, все школы ученичества, организуемые при предприятиях и учреждениях, содержались полностью за счет самих предприятий и учреждений.
Школы фабрично-заводского ученичества оказались удачной формой подготовки работников Они давали всестороннее общее образование и готовили высококвалифицированные рабочие кадры. Многие выпускники этих школ по окончании учебы поступали в техникумы и вузы, повышая уровень своей подготовки. Однако в условиях, когда развивающаяся промышленность страны требовала все больше рабочих средней квалификации, достоинства обучения в школах фабрично-заводского ученичества обернулись недостатками.
Во-первых, продолжение учебы выпускниками школ сокращало приток новой рабочей силы в производство.
Во-вторых, школы давали работником больше знаний и умений, чем требовали необходимые промышленности рабочие специальности, и на эту подготовку уходило больше времени, что обостряло дефицит рабочих кадров средней квалификации.
В результате в 1933 г. принимается Постановление ЦИК СССР, СНК СССР «О школах фабрично-заводского ученичества»1, которым запрещалась практика перехода окончивших школы фабрично-заводского ученичества в учебные заведения (техникумы, вузы и втузы), а каждый окончивший школу фабрично-заводского ученичества обязывался, по указанию соответствующей хозяйственной организации, проработать на производстве не менее трех лет по своей специальности. Одновременно был сокращен срок обучения для подготовки квалифицированных рабочих массовой специальности с двух лет до шести месяцев (для подготовки отдельных, наиболее квалифицированных групп рабочих, допускался годичный срок обучения). Кроме того, в школах фабрично-заводского ученичества прекращалась подготовка рабочих таких специальностей, которые не требовали специального обучения, а также таких специальностей, которые требовали особенно длительной подготовки и большого практического опыта. Данное Постановление действовало до 1 января 1974 г.2
Сделав упор в подготовке квалифицированной рабочей силы на школы фабрично-заводского ученичества
, советская власть не отказалась от использования иных форм подготовки работников. На тех предприятиях, на которых по тем или иным причинам было невозможно организовать школу, подготовка работников осуществлялась в форме бригадного ученичества1. Кроме того, на договорной основе могли обучать молодых работников кустари, ремесленники, промысловые и трудовые артели. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 15.10.1926 «Об основных положениях, об ученичестве у кустарей, ремесленников, в промысловой кооперации и трудовых артелях», центральным исполнительным комитетам союзных республик было предложено издать правила об ученичестве в промысловой кооперации, трудовых артелях, а также у кустарей и ремесленников, работающих единолично.
На основании указанного постановления, СНК РСФСР разработал и утвердил Правила об ученичестве у кустарей и ремесленников, а также в промысловой кооперации и в трудовых артелях2.
В начале 30-х гг. был взят курс на сокращение индивидуальной подготовки работников в сфере промысловой кооперации, ремесленного и кустарного производства. Одновременно отношения по подготовке работников в промысловой кооперации и частными кустарями и ремесленниками выводятся из сферы действия гражданского права и переводятся в сферу действия трудового права. Постановлением ЦИК СССР №72, СНК СССР №1374 от 17.07.1933 «Об ученичестве в промысловой кооперации, а также у некооперированных кустарей и ремесленников» основными формами обучения в промысловой кооперации объявлялись организованные формы ученичества:
а) состоявшие в системе промысловой кооперации школы фабрично-заводского, строительного, горнопромыслового и т. п. ученичества;
б) бригадный порядок обучения в общих мастерских промысловых кооперативных артелях.
Индивидуальное ученичество на дому у кустарей и ремесленников (как кооперированных, так и некооперированных) допускалось только в тех районах и промыслах, где ученичество в организованных формах еще не могло быть поставлено промысловой кооперацией.
Учениками могли стать лица не моложе 15-ти лет и, как правило, являвшиеся членами промысловых кооперативных артелей. Ученики, проходившие индивидуальное ученичество у кустарей и ремесленников, а также те ученики, которые проходили обучение в организованных формах, но не желали состоять членами промысловых артелей, считались работающими по трудовому договору. Ученики, окончившие обучение в промысловой кооперации в организованных формах, обязаны были после этого проработать в промысловой кооперации не менее двух лет. Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об ученичестве в промысловой кооперации, а также у некооперированных кустарей и ремесленников» утратило силу в декабре 1963 г.