Файл: Особенности организации развивающей предметно пространственной среды в доо автор Токарева И. Ю., старший воспитатель мбдоу детский сад 203 Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
андидат педагогических наук Волосовец Татьяна Владимировна выделяет и классифицирует характеристики компонентов развивающей предметно-пространственной среды, которые нужно учесть при планировании 4.
Первая категория – это характеристики, относящиеся, в основном, к уже сформированной среде: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность.
Вторая категория – это те, которые можно отнести к каждой ее компоненте, например, к каждой отдельной игрушке. Такие, как виды деятельности ребенка, образовательные области, уровень развития ребенка.
Третья категория – характеристики, которые проявляются под влиянием конкретной программы. В законе «Об образовании в РФ», ключевой деятельностью детей дошкольного возраста является игра[19]. Соответственно, предметно-пространственная развивающая среда должна быть наполнена игровым оборудованием соответствующим возрастным потребностям детей, но не всегда, получается, грамотно наполнить среду.
Изобилие игрушек и их новизна обостряют вопросы психолого-педагогической и социальной экспертизы игрушек, а также научно-методического сопровождения игровой продукции.
Несмотря на то, что появление игрушки имеет свою длительную историю, вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка становится предметом специального изучения лишь в конце 19 – начале 20 века.
Именно в это время в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка [12].
Игрушки не должны вызывать у детей агрессии по отношению к детям в группе, другим людям, животным. Игрушка так же не должна вызывать ранний сексуальный интерес у детей[12].
При проектировании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать все вышесказанное, но для характеристики развивающей предметно-пространственной среды на современном этапе, необходимо проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к среде на современном этапе.
Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.
4. Требования к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения (организации) на современном этапе в соответствии ФГОС ДО (содержание и особенности проектирования)
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением[7].
Предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Наполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Так же в стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы.
Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы [2].
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре) [17].
Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка,сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления[8].
Вариативность среды предполагает наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей [17].
Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей(продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями).
Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность,установление такой связи между пространствами,когда «новое,сменяя старое ,сохраняет в себе некоторые его элементы».В условиях дошкольного образования это выражается в том,что среда в разных группах должна ,с одной стороны,иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой- постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения [8].
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс,свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования[17].
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие,учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность.
Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия[2].
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:
Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.
Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:
1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.
2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.
3. «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.
Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему-«сжиматься и расширяться», иметь подвижные ,легко трансформируемые границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых зон:
«Вторая младшая группа»
Спокойное пространство:
«Активное» пространство:
Рабочее пространство:
«Средняя группа»
Спокойное пространство:
«Активное» пространство:
Рабочее пространство:
« Старшая группа»
Спокойное пространство:
«Активная» пространство:
Первая категория – это характеристики, относящиеся, в основном, к уже сформированной среде: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность.
Вторая категория – это те, которые можно отнести к каждой ее компоненте, например, к каждой отдельной игрушке. Такие, как виды деятельности ребенка, образовательные области, уровень развития ребенка.
Третья категория – характеристики, которые проявляются под влиянием конкретной программы. В законе «Об образовании в РФ», ключевой деятельностью детей дошкольного возраста является игра[19]. Соответственно, предметно-пространственная развивающая среда должна быть наполнена игровым оборудованием соответствующим возрастным потребностям детей, но не всегда, получается, грамотно наполнить среду.
Изобилие игрушек и их новизна обостряют вопросы психолого-педагогической и социальной экспертизы игрушек, а также научно-методического сопровождения игровой продукции.
Несмотря на то, что появление игрушки имеет свою длительную историю, вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка становится предметом специального изучения лишь в конце 19 – начале 20 века.
Именно в это время в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка [12].
Игрушки не должны вызывать у детей агрессии по отношению к детям в группе, другим людям, животным. Игрушка так же не должна вызывать ранний сексуальный интерес у детей[12].
При проектировании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать все вышесказанное, но для характеристики развивающей предметно-пространственной среды на современном этапе, необходимо проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта, в котором представлены основные требования к среде на современном этапе.
Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.
4. Требования к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения (организации) на современном этапе в соответствии ФГОС ДО (содержание и особенности проектирования)
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением[7].
Предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Наполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Так же в стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы.
Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы [2].
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре) [17].
Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка,сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления[8].
Вариативность среды предполагает наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей [17].
Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей(продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями).
Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность,установление такой связи между пространствами,когда «новое,сменяя старое ,сохраняет в себе некоторые его элементы».В условиях дошкольного образования это выражается в том,что среда в разных группах должна ,с одной стороны,иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой- постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения [8].
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс,свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования[17].
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие,учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность.
Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия[2].
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:
-
для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами; -
для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; -
для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.
Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:
1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.
2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.
3. «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.
Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему-«сжиматься и расширяться», иметь подвижные ,легко трансформируемые границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых зон:
«Вторая младшая группа»
Спокойное пространство:
-
книжный центр
«Активное» пространство:
-
уголок ряженья -
спортивный центр -
музыкальный центр
Рабочее пространство:
-
центр творчества -
центр природы -
центр экспериментирования
«Средняя группа»
Спокойное пространство:
-
книжный центр
«Активное» пространство:
-
центр театрализации -
спортивный центр -
музыкальный центр -
уголок дежурств
Рабочее пространство:
-
центр ручного труда и ИЗО -
центр природы -
центр экспериментирования
« Старшая группа»
Спокойное пространство:
-
книжный центр
«Активная» пространство:
-
центр театрализации -
спортивный центр -
уголок дежурств -
музыкальный центр